Писатель читающий

Самая первая книга Мишеля Уэльбека, написанная им  в 1988 году, -  «Говард Филлипс Лавкрафт: Против человечества, против прогресса». Книга о Лавкрафте не роман, но в ней нетрудно разглядеть темы, которые затем будут развиваться в художественной прозе Уэльбека: кризис современной цивилизации, новое язычество, одиночество человека в мире потребления и другие. И вовсе не случайно Уэльбек, который вообще испытывает необыкновенный интерес к фантастическому, решил писать книгу о Лавкрафте. Помимо того, что Уэльбек выступает в ней как внимательный исследователь и чуткий аналитик, сама фигура Лавкрафта – одного из вдохновителей новой мистической литературы, мэтра неоготики, его мизантропический характер, его асоциальность – близка автору «Платформы». Мишель Уэльбек сегодня один из самых популярных французских авторов и вообще, наверное, самый известный французский писатель в мире. И «Элементарные частицы», и «Платформа», и последний роман Уэльбека «Возможность острова» тут же становятся мировыми бестселлерами.  Уэльбек не только самый читаемый, но самый и обсуждаемый писатель современной Европы, который известен своей закрытостью для публики как личность. Поэтому, также изданная
«У-Факторией», книга романиста и эссеиста Доминика Ногеза «Уэльбек как он есть» сразу же вызвала огромный читательский интерес, поскольку в России не меньше поклонников Уэльбека, чем на его родине. В книге Ногеза, которую не назовешь ни биографической, ни тем более монографией смешаны все жанры литературы и журналистики, а сам герой запечатлен не в виде законченного литературного портрета – а как есть, здесь и сейчас.
В московском издательстве «Флюид» вышел необычный для Фредерика Бегбедера, известного нашему читателю своими ироничными и провокационными романами, сборник, состоящий из пятидесяти  кратких, но емких и остроумных эссе.  В них представлена «субъективная точка зрения» этого французского пересмешника на «программные» произведения минувшего столетия. «Лучшие книги ХХ века. Последняя опись перед распродажей» Фредерика Бегбедера составлена на основании выбора шести тысяч французских читателей, с которыми критик не всегда согласен, но спорить с «голосом народа» не намерен. Коль скоро разговор у нас пошёл о писателях и их книгах хотел бы отметить два сборника отечественных литературных критиков, к мнению которых чутко прислушиваются как издатели, так и писатели. Лев Данилкин в книге «Парфянская стрела», вышедшей в питерской «Амфоре», и Андрей Немзер в «Дневнике читателя», выпущенным московским издательством «Время», рассматривают литературные тенденции отечественной словесности в 2005 году.  Оба критика  приходят к оптимистическому выводу, что русская литература была, есть и будет, в независимости от тех обстоятельств, что литературные премии у нас случайны и невелики, гонорары тоже, а разного рода зарубежные «гранты» и вовсе запретили. Но наш писатель – это наш писатель! И никакие парфянские стрелы ему не страшны!   
 


Рецензии