Легенда об Азе Азовке

   Горько было жить половецкому хану Азупе в родных степях прикаспийских. Несчастье обрушило всю его жизнь, погибла жена в междоусобной вражде. Надо менять место - уйти от братской войны. Вспомнил, «Худой мир лучше любой войны». И предложил совету старейшин отправиться на новое место через всю Великую степь в низовье Дона. По рассказам очевидцев там земля обильна и щедра. Есть все условия для основного занятия половцев - выпаса и разведения лошадей и скота. Решили и сделали. Двинулись по Великой степи. Пришли на место, где степь заканчивалась высокими обрывами. Внизу простиралась большая полноводная река с пойменными обильными лугами. Хан Азупа приказал племени остановиться и разбить лагерь. С матерью Натой объездил, ознакомился и выбрал место для поселения. На высоком, крутом левом берегу реки Дон. Рядом устье маленькой речки, напротив небольшой остров заросший лесом.
   Место высокое, большой воды можно не опасаться, продувается ветрами. Кругом луга и Великая степь - кормилица. «Здесь будет поселение» - сказал Азупа. «Пусть каждый выбирает удобное место». Услышав решение Азупы, половчане рассыпались по побережью. Первыми ступили на землю пожилые женщины. Они искали место, где поставить юрты. Закрыв глаза и распростерши руки ладонями вниз, они прослушивали своим телом, как отзовется каждый шаг. Прислушивались - будет ли телу приятно, пойдет ли тепло по ладоням. Вот это неблагоприятное место — тело содрогнулось, напряглось, по спине пошли мурашки, холодно. От этого места необходимо удалиться. Вот тело расслабилось, по нему пошли благоприятные потоки, ладони ощутили тепло. Это место для юрты выбрано правильно. Пройдя по кругу и очертив благоприятное место, женщина втыкает в землю колышек и говорит: »Вот это место для юрты».
   Мать Азупы выбрала место в середине поселения на вершине крутого холма, с которого открывался вид на реку. Утром восходящее солнце, поднимаясь из-под реки, освещало холм, вечером заходящее терялось в обширных просторах Великой степи. Азупа собрал совет старейшин. Каждый высказался. Всем новое место понравилось. Решили организовать поселение, укрепив от внезапных набегов глубоким рвом и валом.
   Места оказались благоприятными для поселенцев. Есть свободные выпасы для крупного рогатого скота и для разведения лошадей. Поняли, что через это место проходит шёлковый путь из Китая и  Азии в Европу, из Европы в Азию. Оружие, украшения, дорогая одежда. Решили на этом месте организовать центр торговли.
Дети новое место встретили радостно. Младшая дочь Азупы по имени Аза, любила бродить вокруг окрестностей и приметила, что много родников вытекают из подножия глиняных холмов. Аза вместе с детворой решили те родники, которые активны, выложить плоскими камнями, те - которые менее активны - почистить. Пусть чистая вода наполняет эту маленькую речушку, у которой и названия нет. Активность Азы возрастала после того, как они почистили и привели в порядок все близлежащие родники. Она обратилась к бабушке, бабушка была не только врачевательницей людей и животных, она знала много того, что скрыто от простого человеческого глаза. Она была главным жрецом племени и входила в состав старейшин.
   «Бабушка, вот, к примеру мы с ребятами открыли и почистили родники, которые бьют ключами из-под глиняных гор. Ведь ты умеешь находить воду даже в степи, которая скрыта под землей. Научи, как это у тебя получается». «Чтоб найти воду в степи, которая близко подходит к поверхности земли, есть много приёмов, которые используют водоискатели. Есть сложный приём, он заключается в том, чтобы ты сама превратилась в капельку воды и направилась навстречу с маленьким подземным ручейком, слившись с ним, он приведет тебя в то место, в которое сливаются другие ручейки, образуя подземное озеро. Попытайся настроиться, что ты ни Аза, а капелька, которая слилась с подземным ручейком. Это сложно. Подрастешь - научишься, если не забросишь обучение.
   Аза пришла к тому месту, где ручеек очень активен, смотрит, как ручеек бежит из-под горы, торопиться, встречает на пути к речке препятствия. Обходит их и довольный собой, громко журча, вливается в воды речки. Ручейки, соединившись с другими, превращаются в речки, затем в могучие реки и необъятные моря. Аза понимает - таков закон жизни, все начинается с малого.
   Азупа расспросил свою мать Нату, что она думает о новом месте. Она сказала: «Слушайте дети и расскажите другим, что услышали от меня. Давным - давно, когда ещё не было людей на земле, на этом месте жили боги. Они много знали и много умели. И это место для жилья они выбрали не случайно. Это благодатное место для проживания людей. Из этих глиняных пластов выходит на поверхность сила и мудрость нашей прародительницы матушки земли. Многому можно научиться и узнать, о чем разговаривает с нами наша матушка. Но мы отвернулись от неё, озаботились другими делами. Чтоб её слушать и разговаривать, надо попытаться перестроить своё внимание. Земля нам говорит, что это место очень благоприятное для проживания людей. Всем здесь хорошо и свободно. Каждый может найти занятие по душе. Бесталанных людей нет, есть люди, которые занимаются не своим делом. Вода течет спокойно по большой реке, много маленьких речушек вливаются в воды большой реки, питая её. Много ценной рыбы в реках и в заливе. Травы сочны и обильны. Ветры свежи и благотворны. Земля плодотворна и плодовита. Живи и радуйся на этой земле. Только будь внимательным и бережливым. Человек на земле стал могущественным, и только он один представляет великую опасность для других людей. Поэтому Азупа, чтоб выжить на этом месте, будь бдительным, посылай своих разведчиков далеко в степь, пусть будут они твои глаза и уши. Азупа, бойся пришлых людей, они могут уничтожить наше племя и отобрать нашу Великую степь».
   «Хорошо, мама, мы примем меры предосторожности» - ответил Азупа.
Аза поймала бабушку за руку, отвела её в сторону, попросила: «Научи меня разговаривать с лошадьми, быками, собаками. Хочу, чтоб они были моими друзьями и помощниками». Бабушка посмотрела внимательно поверх головы Азы и сказала: «Хорошо, внученька, ты уже взрослая и готова к обучению. Это учение сложное и долгое, от тебя потребуется готовность уделить внимание, терпение и самоотдачу». «Я готова» - сказала Аза. «Тебе же передала это знание твоя бабушка». «Прежде всего, научись удерживать внимание, постарайся забыть о постороннем, думай о том, что сейчас делаешь, со старанием, на какое только способна. Есть несколько приемов, чтобы остановить твой разум, чтоб он замолчал и не мешал телу настроиться на прием того, что тебе рассказывает окружающий мир. Этот разговор происходит без слов. Ты понимаешь, о чем тебе рассказывают собеседники. Ты сможешь свободно общаться с лошадьми, быками, собаками. Понятно тебе, внученька?». «Нет, бабушка, непонятно. Это знание приходит не к каждому и не всякий раз, когда этого тебе хочется. Необходима тренировка и выполнять неукоснительно ряд правил. Вначале постарайся научиться общаться со своим новым другом, молодым конем, которого подарил отец в день твоего десятилетия. Аза увидела коня в загородке. Он нервничал, бегал, грудью наваливался на жерди, стараясь сломать их и вырваться на волю.          За свои десять лет Аза видела много коней. Половцы такую породу лошадей не производят. В происхождении этого коня отмечалось большое влияние арабской лошади. Рост высокий, голова широкая в лобной части, большие живые глаза, шея высокая средней длины, холка высокая, спина прямая, ноги сухие жилистые, кожа нежная, блестящая, малость золотистая, хвост и грива шелковистые, каштановые. Аза ахнула и протянула руки к жеребцу. Он подошел, успокоился, протянул голову к Азиным рукам, обнюхал и стал тереться головой. Азины руки, она сама источала любовь к этому необычному прекрасному коню. Конь не отходил от Азы, она гладила руками по его голове он подставлял шею. Аза что-то шептала. Конь понимал ее слова. Она перелезла через загородку, продолжая его гладить по шее и крупу. Вывела из-за загородки, шлёпнула ладонью по крупу и сказала: «Ну, мой красавец, беги, ты хотел свободы - я тебя отпускаю!». Конь рванулся с места, сделал большой круг на фантастической скорости и вернулся к Азе. Стал против нее и посмотрел ей прямо в глаза. Аза не отвела глаз, и между ними произошёл тот разговор, о котором говорила бабушка. Аза, человеческое дитя, и конь, дитя природы в одно мгновенье заключили договор о любви и преданности друг другу. Аза назвала его Баяном. Куда бы она ни шла, он следовал за ней. Если она просила взять его на круп, он опускался на передние колени, и она свободно взбиралась на спину. В управлении Баян был само совершенство. Аза только подумала, куда направить Баяна, он безошибочно считывал её мысли и с удовольствием прокатывал её на большой скорости.
   Половцы, большие специалисты по выведению и обучению скаковых лошадей, посчитали за чудо, что Аза с таким искусством управляется со своим конём.
Прошло два года. Аза обучилась у бабушки искусству врачевания, гипноза, лицедейства, искусству управления собственной психикой, психических процессов, протекающих в сознании человека. Научилась ставить фокусы индивидуальные и масштабные. Отец, совместно с лучшими воинами, обучил искусству ведения боя в одиночку и в коллективе.
   Девочка выросла, и пришло время испытаний. Недолго держался мир в низовьях Дона. Пришли братья печенеги и потребовали большой выкуп за мирное соглашение. Азупа вежливо принял посланников, одарил великими дарами, сказал, что половцы в низовьях Дона свободный народ и никому дани не платят, ни в каких военных союзах не участвуют. А что касается войны с братским народом печенегами, мы первыми не начнём. В случае нападения дадим жёсткий отпор. Послы ушли, а войско печенегов подошло и окружило поселение половцев. Тогда бабушка Ната сказала отцу, чтоб предложил печенегам поединок богатырей. Чей богатырь победит, тому достанется победа, и он диктует условия мира. Половцы собрали совет старейшин. Много было великолепных воинов в войске половецком, но бабушка Ната, как жрица племени, предложила своего воина, сказала, что он в совершенстве владеет не только искусством боя, но и в совершенстве владеет мастерством перевоплощения и мистификаций. Старейшины потребовали назвать его имя. Бабушка Ната ответила: «Вы его хорошо знаете, завтра утром увидите его мастерство в бою».
   Аза, подойди, включи внимание, слушай: «Я была на Совете старейшин. Обсуждался вопрос, кого из воинов половцев выставить на поединок. Сказала Совету, что есть такой воин, который сумеет победить богатыря печенега. Но не назвала его имени. По соображению принятых правил для индивидуального боя Великой степи. Из всех воинов нашего племени ты самая подготовленная, ты овладела энергией и можешь ею пользоваться по своей воле. Этого богатыря можно победить, переиграв психологически. Надо воздействовать так, чтоб он потерял контроль над своей богатырской энергией, чтоб он её направил на разрушение собственных сил. Выведи его из равновесия, сделай так, чтоб дух победителя покинул его и тогда он станет обыкновенным слабым человеком. А ты перед своим решающим ударом сконцентрируешь всю свою энергию в ладошке и нанесёшь сокрушительный удар в область солнечного сплетения, своей энергией пробьёшь его щиты, он будет повержен на некоторое время. За это время ты ему предложишь жить или умереть. Поверженный твоим ударом он согласится принять любые условия, лишь бы остаться жить. Потом к нему вернётся былая сила, но будет уже поздно. Мы выиграли этот бой, и условия мира будут наши. Сделаешь так, как я тебя учила. Запомни, никто не должен знать о твоём выступлении». Аза ответила: «Хорошо, бабушка, сделаю всё, как ты сказала».
   Настало утро, время битвы двух богатырей. Воины печенегов расположились на широком поле на южной стороне. От печенегов выехал богатырь, настолько он был огромен, что его ноги едва не волочились по земле, конь под тяжестью его тела прогибался. Вид печенега был настолько свирепый и угрожающий, что любое мужественное сердце, видя его, могло устрашиться.
   От половцев выскочил одетый во все черное, хрупкий воин, он восседал на Баяне, Баян пританцовывал, старался смирить свою резвость. Всадник хрупкого телосложения не держал повода коня, и воинам обеих войск казалось, что он вот-вот от страха потеряет сознание и свалится со своего резвого коня. Половчане застыли в изумлении, они узнали коня Баяна. Но кто же восседал на коне Азы? Этот конь никому не давался в руки, никто из половцев не мог надеть на него уздечку или спеленать ноги. Кто подходил к нему с недобрым намерением, конь предупреждал нахальника, что сможет атаковать. Очень смелые и те не решались посягнуть на свободу Баяна. Первым пришёл в себя хан Азупа, он нагнулся к матери  и прошептал: «Мать, что ты наделала? Вся
Великая степь будет смеяться над нами. Мы потеряем уважение племени, мы станем изгоями. Нам придется в одиночестве скитаться по степи. Каждый из самых захудалых и больных половцев будет плевать нам вслед и посылать проклятия, что мы нарушили основной закон Великой степи, не уберегли свою дочь от позора и гибели. Сами не вступили в бой, проявив трусость, заслонились ребёнком». Мать Ната ответила: «Азупа, не переживай, Аза выиграет бой. Нас народ не осудит. Аза принесёт не только выгодный мир половчанам, но и славу племени, если дети нашего народа такие искусные в бою».
Печенег взревел в предчувствие лёгкой победы и метнул копьё в соперника. Копьё со скоростью стрелы пролетело, Баян остановился. Хрупкий воин изогнулся, поймал копьё на лету и глубоко всадил его в землю. Богатыри сблизились. Печенег достал палицу и стал вращать её с такой силой и скоростью, что вокруг печенега образовались вихри.
   Хрупкий воин остановил Баяна и стал внимательно рассматривать печенега. Печенег бросился на соперника. Но что это? Он пролетел с десяток метров, а хрупкий воин как сидел на своём коне, так и сидит, как будто он и не двигался с места.Вновь печенег предпринял атаку и опять промахнулся. Ярость овладела печенегом, он почувствовал, что хрупкий воин просто издевается над ним. Над кем? Над ним, одним из сильнейших воинов Великой степи. Печенег раскрутил свою палицу и метнул в хрупкого воина. Палица пролетела мимо, не причинив никакого вреда. Осталось драться на мечах. Печенег вынул свой меч, который по длине намного превосходил обычные мечи и направил своего коня на коня хрупкого воина. Конь печенега споткнулся, и, сбросив своего седока на землю, ускакал прочь. Сам печенег запутался в своём боевом плаще и долго из него выбирался. За это время хрупкий воин соскочил со своего коня, погладил его по шее, что-то шепнул на ухо, конь рванулся и ускакал в своё поселение. Вот тут-то до половцев дошло, что с великаном-печенегом сражается маленькая девушка - дочь Азупы и внучка жрицы Наты. Воины половецкие взревели, тысячи глоток стали кричать: «Аза, Аза! Тебя зовёт твоя речка А-зов-ка, Аза Азовка, Аза Азовка, вперёд на печенега!».
   Печенег уже был на ногах и готовился атаковать хрупкого воина. В бою на мечах печенегу не было равных, он предвкушал скорую победу, как он изрубит на куски этого пловца.Печенег наносил удары, как ему казалось сокрушительные. Но каждый раз его противник оказывался или с боку или со спины печенега. Он, хрупкий воин, ни разу не отразил своим мечом удары печенега. Хрупкий воин как будто летал по воздуху и перемещался так быстро, что печенег не мог уловить его движения, какая-то чёрная тень вертелась с огромной скоростью вокруг печенега. Воины половецкие кричали: «Аза Азовка, Аза Азовка, кончай печенега!». Воины печенегов ничего понять не могли. Они никогда не видели такого воина в бою, который мгновенно перемещался с одного места на другое.
Исход был всем ясен. Вот печенег взмахнул своим мечом, пытаясь нанести удар по противнику, но какая-то сила вырвала из его рук меч, и он улетел далеко в сторону. Вот бойцы сошлись в кулачном бою, печенег вращал руками с такой силой, что созданный им поток воздуха уходил далеко вверх. Но ударить кулаком хрупкого воина ему ни разу не удалось.
   Всем стало ясно, что исход поединка решён, Хрупкий воин взмахнул рукой и печенег, как будто сраженный молнией, переломился пополам и медленно повалился спиной на траву. Аза Азовка наступила ногой на грудь и твердо сказала: «Выбирай: жизнь или смерть. А, жизнь, тогда похлопай ладонью по земле и все воины поймут, что ты побеждён Азой Азовкой»,
Печенег похлопал ладонью по земле, Аза сняла ногу и молча удалилась в своё поселение.
   После этого боя Азы народ дал ей имя Аза Азовка, а та маленькая безыменная речка, которой Аза совместно с детворой чистила родники и заботилась о чистоте - стала называться Азовка.
   Прошёл ещё год, Аза закрепила знания, которые ей передала бабушка Ната. Старейшины племени вместе с отцом решали, на ком поженить Азу. Ей уже тринадцать и девушка созрела для замужества. Нашелся жених из соседнего половецкого племени. Красив, богат, умён, мужественен, в бою нет ему равных. Приехали сваты. Отец сказал, что он не против, последнее слово за Азой. Она ответила всем, что выйдет замуж по любви и по своей воле, а по Вашей воле выйдет замуж за того, кто победит её в бою, а если проиграет бой, то пусть добровольно примет смерть.
   Вся Великая степь помнила победу Азы Азовки над печенегом. «Отец, мне надо с тобой поговорить. Замуж я не хочу, хочу свет посмотреть и себя показать. Разреши нам - 20 молодцам отправиться в далёкое путешествие, посмотреть другие страны, как там живут люди, в чём они преуспели, а в чём отстали. Первый караван судов отправляется в Грецию через месяц. Мы хотели снарядить своё судно теми дарами, которые даёт Дон и Великая степь». Отец ответил: «Вы можете погибнуть в этом походе. У вас нет опыта жизни». Аза ответила: «Мы это учитываем, что можем не вернуться домой. Но молодость имеет не только недостатки, но и преимущество перед житейским опытом. Это - дерзание, риск, новые решения, способность легко переносить неудачи, быстро их забывать. Так что отец, каждый возраст имеет свои преимущества и недостатки. Я не могу забыть смерть моей мамы, у убийц не было веских причин убивать её.
Они пришли за тобой, тебя дома не было, мама оказалась в неравных условиях. Они пришли и оскорбили твой дом, по нашим законам они должны умереть. Мама, чтоб спасти честь нашей семьи взялась за оружие и вступила в неравный бой. Она погибла как воин, она была воином. Ты отомстил убийцам за её смерть. Кровная месть послужила причиной тому, что ты покинул родные места. Вынужден был искать новое место. Я хочу стать другой, не хочу жить по законам половцев, хочу быть свободным человеком. Идти по жизни путём, который подсказывает моё сердце.


Рецензии