Щит Родины

“Травка зеленеет, солнышко блестит...” .... Идет урок. Мы переписываем с доски стихотворение. Наталья Васильевна медленно, в растяжку, повторяет слова. Я стараюсь. Очень стараюсь. Рука еле выводит буквы. Чуть замедлил, клякса, правда маленькая. Опять мне пятерки не видать. Вот Ире хорошо, она уже в шестом - им уже можно шариковой ручкой писать.  Шариковые ручки дорогие- целый рубль стоят. У Иры их две. И у меня одна есть, но второклашкам можно писать только чернилами. Говорят, по-другому писать не научимся. Я уже мог писать, когда мне еще четыре года было, хорошо получалось, только левой рукой. Мой папа-левша. Все смеялись и говорили- ничего, в школе научат правой писать. Я уже второй год стараюсь писать правой рукой, никак не получается. Еще в первом классе, когда нужно было все в одну линеечку умещать, я тоже старался, только все равно не научился. Вот Аня, она прямо передо мной сидит- у нее все в одну линеечку, так красиво. Она не только в тетрадке может, ей Наталья Васильевна и на доске разрешает перед уроком написать то, что будем проходить. У Ани на тетрадке уже пять звездочек. Как получит пять с плюсом- звездочка на тетрадку. У меня нет ни одной. Я точно знаю, что однажды я напишу так красиво, что и мне звездочку дадут. Пока мама только вздыхает- и в кого ты такой уродился- посмотри, как все в семье красиво пишут, а ты? Нет, однажды, я приду домой и принесу звездочку. И Аня тогда со мной дружить будет. У нее такие красивые гольфики...
- Рукшан! Ты что, спишь?
Наталья Васильевна стоит надо мной. Почему сплю, вовсе нет, стихотворение переписываю. Ловлю ее взгляд, направленный мне в тетрадку. Опускаю глаза, э-эх, вот это клякса. Как-то не заметил, что рука остановилась на точке, и теперь это точка превратилась в большое пятно. Похоже и на следующую страницу промокло. Только бы пару не вкатили. Наталья Васильевна хорошая. Она меня по фамилии только в классе зовет- я понимаю, что по-другому нельзя, а то могут подумать, что я ее любимчик. Она и Иру учила. Ира ее очень любит. И с мамой они подруги. Дома она меня Женечкой называет. Правда звездочек все равно не дает. Да я знаю, что Аня лучше всех. А мне и не хочется просто звездочку, я хочу, чтобы я умел лучше, чем Аня. Мне очень надо научиться хорошо писать. Ведь я хочу стать авиаконструктором. Вообще-то я хотел стать космонавтом или хотя бы летчиком, или танкистом как дядя Аркаша или дядя Паша. У меня больные уши, и говорят, что армии мне не видать. Все ребята пойдут в армию, а я нет. Ни звездочек, ни армии. Правда мама говорит, что всегда можно для себя придумать что-то интересное. Раз не могу служить, буду авиакоструктором. Мне подарили “Рассказы авиаконструктора” Александра Сергеевича Яковлева. Я прочитал всю книгу. Теперь мне нужно строить свои самолеты. Мы с мамой уже ходили в клуб юных техников в Востоке, там сказали, что возьмут только после третьего класса. Ждать еще больше года.

Мама предложила написать письмо Александру Сергеевичу. Я пишу ему письмо, уже полгода пишу. Вообще-то, я его уже написал, только так некрасиво. Письмо длинное вышло. Я уже его раз пять переписывал. Каждый раз кляксы выходят. Вот я и стараюсь писать лучше. Мама говорит, что получится. Может Аню попросить переписать. Вот если бы Александр Сергеевич получил мое письмо, написанное так красиво, он сразу бы подумал, что и я тоже буду авиаконстуктором. Нет, самому надо. Опять клякса. Будет тройка. Я знаю, Наталья Васильевна меня пожалеет. Что за странный грохот приближается откуда-то? И Наталья Васильевна тоже забеспокоилась. Грохот все громче и громче. Вот я уже вижу, как у Натальи Васильевны только губы шевелятся, я вижу, что она кричит, но ничего не слышу. Все вскочили, побежали к окну. Прямо перед школой, совсем рядом, зависли четыре огромных вертолета. Наталья Васильевна пытается усадить нас всех за парты. Ее не слышно, никто не слушается. Вертолеты стали медленно двигаться чуть дальше от школы, к стадиону. Все рванули из класса. И я тоже. Ребята побежали как есть, без пальто и шапок. Мне нельзя, у меня уши больные. Забежал в раздевалку, схватил пальто и шапку, оделся и бегу за всеми. Перемахнул через ров первой речки, и быстрее туда, на стадион, вертолеты уже сели. Я прибежал последним из класса, за мной еле поспевает Наталья Васильевна. Ребята все уже там. Теперь уже воют сирены. Приближаются машины, две из них такие красивые, черные и длинные. Я спрашиваю у ребят:
- А это что за машина?
- Ты че, не знаешь? это же Чайка!
Чайку я видел в журнале, но я не думал, что на самом деле она такая большая и красивая. От школы до стадиона совсем рядом. Вся школа высыпала на стадион, еще подтягиваются учителя. Из всего класса я один в пальто и шапке. Ребята смеются, говорят:
- Ты че Жень, замерз?
Мама всегда говорит:
- Не слушай таких, свое здоровье важнее.
Правда Аня дружит с Вовкой- вот он без шапки.
Вертолеты такие большие. Дяди оттуда вышли важные. Другие дяди приехали на Чайках, на Волгах. Хочется Чайку потрогать или вертолет, только туда не пускают. Вот и все, все дяди сели в машины и уехали. Несколько солдат заставили нас всех отойти от стадиона, вертолеты улетели. Грохот уже не страшный. Мы медленно побрели назад в класс. Наталья Васильевна сказала сидеть тихо, пока не вернется. Всех учителей собрали в кабинете директора.

Она быстро вернулась, и сказала, что урок проведет еще раз завтра, а пока до конца дня у нас классный час. Здорово, завтра я опять смогу все переписать. До конца дня Наталья Васильевна читала нам “Незнайку в Солнечном Городе”. Все побежали домой, быстрее рассказать то, что видели. Родители уже знали о произошедшем. Выслушали меня и сказали, чтоб не болтал. Сами закрылись на кухне и долго что-то шепотом обсуждали. Я ходил и подслушивал. Все что уловил, что наш Машгородок- это щит Родины. Я слышал, как щитом Родины называли танковые войска на Курской Дуге. Как наш Машгородок может быть щитом Родины, понять было трудно. У нас ни одного танка нет. Было ясно одно, что и эти вертолеты, и дяди были очень, очень важные. Я позвонил Вовке- он всегда все знал. Но и Вовка звучал как-то странно. Я чувствовал, что он что-то знает, но молчит. И Ира похоже что-то знала, но молчала. Я еле дождался утра. Побежал в школу. Быстрее к Вовке. Вовка молчит. Взгляд хитрый. Я его упрашиваю:
- Вов, ну расскажи, что вчера такое было?
Он долго молчал, потом тихо сказал
- Смотри, не проболтайся! Это сам Гречко прилетал!
- Кто-кто? Какая гречка? Вов, мы ж с тобой друзья, только честно?
- Дурак, не гречка, а Гречко! Это фамилия такая. Его по телику показывали. Он маршал- главный военный. Только молчи, а то моему бате влетит.
Я молчал, правда вся школа и без меня быстро узнала, кто это вчера был. Все уже обсуждали куда и зачем он прилетал. Говорили, что на КБМ. Я и раньше слышал это слово- КБМ, только не знал, что это такое. И опять к Вовке:
- Вов, а что такое КБМ?
- Много будешь знать, скоро состаришься!
- Вов, ну мы ж с тобой друзья?
- КБМ- это клуб беременных мужчин! У меня батя так его называет.
- Ты че, Вов, как мужчина может быть беременным?
- Дурак, ты че, шуток не понимаешь? Понятно почему Анька с тобой дружить не хочет. Это обозначает- конструкторское бюро машиностроения.
Мне было стыдно за свою необразованность и непонятливость. Пришел домой после школы довольный. Сегодня я принес четверку. Все переписал, хоть и коряво, но уже сумел удержаться без клякс. Первая четверка за письмо. Родители были довольны. Я решил их повеселить. Задаю им вопрос:
- А вы знаете, что такое КБМ?
Мама подозрительно спросила, зачем мне это надо. Я выпалил:
- КБМ- это клуб беременных мужчин!
Мама воскликнула!
-Что???
Папа разразился смехом. Потом мама мне долго прочищала мозги, что это не просто некрасиво, а безобразно. Я сидел и слушал, и думал, что живу рядом с тайной. Что это очень важная тайна. Что когда я вырасту, я тоже буду этим щитом Родины. Мне уже не хотелось быть авиаконструктором, мне хотелось жить и учиться для того, чтобы стать защитником Родины. Сейчас для меня уже было неважно, что у меня больные уши. Вот он щит, рядом. Я должен хорошо учиться, хорошо работать, и тогда я тоже буду частью этого щита.

7 Ноября 2010

Детство

P.S. Все, что вы прочитали в этой истории, произошло на самом деле. Имена в истории изменены не были. Конструкторское Бюро Машиностроения- ныне Государственный Ракетный Центр России. В истории описывается исторический визит министра обороны СССР Гречко в маленький городок на Урале, где жили и трудились те люди, благодаря труду которых были подписаны исторические договоры с Америкой – ОСВ-1 и ОСВ-2, которые сохранили баланс в мире в годы холодной войны и уберегли нашу Родину и мир от катастрофы. Письмо авиаконструктору Яковлеву было отправлено на адрес редакции, где была издана его книга. И он ответил маленькому мальчику, который берег эту память всю жизнь. (Е.Р. Июль 2015)


Рецензии