Анализ Конституции Российской Федерации

Анализ Конституции Российской Федерации
I.Права и свободы человека и гражданина, их содержание, пути реализации и механизм защиты занимают особое место в Конституции РФ 1993 г., что соответствует одному из основных положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г. о необходимости обеспечения того, чтобы в каждом государстве «права человека охранялись властью закона», и этот принцип конституирован в качестве одной из основ конституционного строя РФ. Следует отметить, что впервые в отечественной конституционной практике в Основном Законе столь значительное место отведено правам человека. Так, из 138 статей Конституции РФ в 66 статьях прямо или косвенно затрагиваются вопросы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и роль государства в их признании и защите (см. прил.1.1.).
А) Личные права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, то есть являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20-29 Конституции РФ (см. прил.1.2.). Часть 2 ст.17 гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В ч.2 ст.19 указано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина». Провозглашение и юридическое закрепление нормы о «неотъемлемых, неотчуждаемых и равных правах» является величайшим достижением мирового сообщества и отдельных составляющих его государств, положившим конец всевластию государств в этом вопросе. Однако вышеприведенная формулировка ч.2 ст.17 Конституции РФ, заимствованная из международных актов, в контексте норм главы 2 Конституции не совсем корректна. В таком виде эта конституционная норма выступает как абсолютная: «права и свободы неотчуждаемы». Но анализ содержания многих последующих статей Конституции свидетельствует о том, что в них как раз прямо закреплена возможная «отчуждаемость» прав и свобод человека: ст.20: право на жизнь — смертная казнь; ст.22: право на свободу и личную неприкосновенность — арест и заключение под стражу; ст. 23: свобода сообщений — ограничение свободы переписки, переговоров и иных сообщений; ст.25: право на неприкосновенность жилища — проникновение в жилище в установленном законом и судом порядке, и т.п. Следовательно, либо нужно было дополнить рассматриваемую формулировку ч.2 ст.17 указанием «кроме случаев, прямо предусмотренных в законе», либо поместить эту формулировку в преамбулу Конституции как норму программного характера.
Политические права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный характер носят право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе. Но право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства, но все они пользуются равной судебной защитой, то есть гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.). Конституция закрепляет политические права и свободы довольно скупо (см. прил. 1.3.). Они только обозначены без попыток выявления сложность конструкции и указания возможных ограничений. Не отлажен вопрос создания и деятельности политических партий, а между тем их количество достигает огромной цифры – около 2 тысяч, а общественных объединений – свыше 40 тысяч. В Конституции даже нет слов «политические партии», и весь этот важный вопрос укладывается в формулировку права на объединение.
Б) Экономические, социальные и культурные права призваны защитить человека от экономического произвола и социальной несправедливости и дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей (см. прил. 1.4.). Они неотделимы от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. Но прямое действие этих прав оказывается относительным, так как данное право не порождает ни для каких лиц каких-либо прямых обязанностей. Отсутствует конкретный ответчик, и ни один гражданский суд не примет гражданский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Т.е., экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство.
Нормативно-правовое закрепление прав, даже в рамках Конституции, само по себе еще не обеспечивает их осуществление и, не будучи подкреплено эффективным механизмом защиты, является декларативным намерением. Ст. 8 Всеобщей декларации предусматривает необходимость обеспечения каждым государством эффективной правовой защиты основных прав человека, предоставленных ему Конституцией или законом. Согласно ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах каждое государство-участник (в том числе и Россия) обязалось «принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в... Пакте». Конституцией РФ определен потенциально эффективный механизм защиты прав и свобод человека, основные положения которого соответствуют требованиям Декларации и Пактов о правах человека (см. прил. 1.5.).
Из анализа объема и содержания, предусмотренных Конституцией прав и свобод человека, их соответствия международным стандартам по защите прав человека, а также механизма защиты этих прав видно, что Конституция РФ создала правовую основу для развития гражданского общества и демократического государства. Она стала главным нормативно-правовым средством обеспечения прав и свобод личности, реализация которых преобразило общество и государство. Конституция РФ стала основным мерилом и инструментом взаимоотношений человека с обществом и государством. Свобода совести, мысли, слова, печати, получения и распространения информации и идей, создания политических партий и общественных объединений, проведения митингов, шествий и демонстраций, политический и идеологический плюрализм, разделение властей, многообразие форм собственности и форм хозяйствования стали наглядным свидетельством произошедших изменений. Конституция РФ реально отразила и закрепила произошедшее в российском обществе изменение отношения к проблеме признания и защиты основных прав и свобод человека.
Но ряд несоответствий, неточностей и противоречий, к сожалению, снижают правозащитную силу и потенциал Конституции РФ. В реальной жизни российского общества осуществление конституционных прав и свобод происходит неровно и противоречиво. При относительном торжестве гражданских и политических свобод происходит существенное ухудшение социального и экономического положения значительной части общества.
Кризис, в котором пребывает Российское государство, негативные процессы в развитии его общества, кардинальная и часто болезненная ломка мировоззрения и психологии российского гражданина привели к тяжелым последствиям для фактического осуществления прав и свобод человека, что проявилось наиболее наглядно в целом ряде явлений (см. прил. 1.6.).               
Одной из причин подобного положения с защитой прав человека является то, что многие граждане России, зная содержание международных актов по защите прав человека и положения Конституции РФ, не верят в их реальность. Для многих государственных структур, в том числе и правоохранительных органов, характерно отсутствие способности, умения и желания действовать в рамках закона по защите прав человека. Низкая правовая культура ответственных должностных лиц усугубляется отсутствием реальной ответственности за отступление от права. Это приводит к правовому нигилизму и правовой пассивности граждан.
Полная реализация прав и свобод человека и гражданина возможна лишь на основе стабилизации социально-экономической и политической обстановки в стране; демократизации всех сторон общественной и государственной жизни; безусловного соблюдения существующих стандартов в области прав человека всеми органами и должностными лицами; повышении правовой культуры населения России.   
В) В условиях чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом, могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст.56 Конституции Российской Федерации). Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.
Г)  - Возмещение ущерба или компенсацию Конституция РФ предусматривает в ст.52, 53, на основе которых созданы законодательные соответствующие подзаконные акты. В ст. 53 подчеркивается, что возмещается ущерб, причинений не только незаконными действиями, но и бездействием. Ущерб, причиненный гражданам незаконным лишением, или ограничением их свободы, возмещается независимо от вины должностных лиц (ст. 1070 ГК). Размер компенсации, например, морального ущерба определяется судом.
- Согласно ст.125 ч.4 в РФ предусмотрена индивидуальная конституционная жалоба на нарушение прав и свобод, и Конституционный суд РФ проверяет конституционность закона.
Согласно ст.32 ч.1 граждане РФ имеют право участвовать в управлении государством.  Они могут контролировать парламент, правительство, Президента и Суды РФ через выборы, правосудие, или через референдум, а также с помощью участия в мероприятиях, проводимых СМИ (ст. 29), в собраниях, митингах и демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 31).
Согласно ст. 55 ч.2 запрещено издания в РФ законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, т.е. каталог прав и свобод не может быть уменьшен. Хотя  «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и  законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55, ч.3).
Ст.14 КРФ указывает на то, что РФ – светское государство. Никакая религия не является обязательной. Религиозные объединения отделены от государства;
Прозрачность власти гарантируют ст.29 ч.5 (Свобода СМИ), ст.15 ч.3 (Публикация законов). В ст.23 ч.1, 2 дано право на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки. В ст. 24 ч.1 сбор информации о людях запрещен, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст.19 КРФ все равны перед законом и судом, что соответствует ч.1 ст.26 Пакта о правах человека. Но в Конституции отсутствует очень важное обязательство, которое вытекает для России из той же ч.1 ст.26. Формулировка в ст.26 Пакта следующая: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона». Однако в Конституции воспроизведена только первая часть вышеназванной нормы: о равенстве всех перед законом, но почему-то опущена вторая часть этой нормы, обязывающая государства обеспечить каждому «право без всякой дискриминации на равную защиту закона», что также снижает правозащитную силу Конституции.
II. Обязанности – составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей. Каталог обязанностей см. в приложении 2.
Принцип равенства обязанностей, установленный в ч. 2 ст. 6 Конституции РФ, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан. Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (например, защищать Отечество). В соответствии с ч. 2,3 ст. 62 граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства (двойное гражданство), а также иностранные граждане и  лица без гражданства в РФ несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. За невыполнение некоторых обязанностей предусмотрена административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность. Однако права  и обязанности не должны быть связаны таким образом, что если человек не выполняет свои обязанности, то может быть лишён прав, ведь в соответствии с ч. 2 ст.17 основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
III. Иерархия источников права.
В ч. 1 ст. 15 определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой. Под юридической силой акта понимают его обязательность  и место в иерархии правовых актов. В настоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию (ч. 1 ст. 15), федеральные конституционные законы (ч. 1 ст. 108) , федеральные законы (ч. 3 ст. 76) , иные нормативные акты палат Федерального Собрания (ч. 5 ст. 76) , указы Президента (ч. 3 ст. 90), постановления Правительства (ч. 1,3 ст. 115), акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.
Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции, которая обладает верховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие конституции, не имеют юридической силы. Причём соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. И Конституция, распространяя своё действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.
IV. Политическая структура государства.
Органами РФ, осуществляющими государственную власть в соответствии с ч. 1 ст. 11, являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
А) С главы 4 «Президент Российской Федерации» в Конституции начинается изложение системы государственных органов РФ, что подчёркивает особое значение Президента в организации государственной власти РФ. Конституция возлагает на Президента задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами, задачу обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, хотя сам Президент непосредственно не принадлежит ни к одной из трёх ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в ст. 80 Конституции положения о том, что Президент, как глава государства «является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина», а также того, что  Президент устанавливает основные направления политики государства. Ст. 80 является первой в главе «Президент РФ» и определяет содержание всех последующих статей этой главы. В ней определены основные функции Президента РФ, то есть его наиболее важные общие обязанности, как главы государства (см. прил. 4.1.1.).
Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента РФ» и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ». В соответствии с ч. 1 ст. 81 срок полномочий Президента РФ составляет четыре года, что достаточно распространено в мировой практике. По истечении этого срока должны быть проведены новые выборы, и Президент может быть выбран на второй четырёхлетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается (ч. 3 ст. 81).   
Президент РФ избирается путём тайного голосования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, возникающего у каждого гражданина РФ, по достижении им 18 лет на день выборов. Участие гражданина в выборах является добровольным.
Конституционные требования к Президенту РФ изложены в ч. 2 ст. 81. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет верхнего возрастного ограничения. Такие скупые конституционные требования к Президенту – признак демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которых может быть избран Президент. В то же время ясно, что главой государства должен становиться только гражданин, имеющий большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами народа и способный руководить нашим непростым государством.
Вступление в должность Президента РФ происходит с момента принесения им присяги, текст которой определён в ч. 1 ст. 82 Конституции. После вступления в должность вновь избранный Президент начинает осуществлять конституционные полномочия главы государства, направленные, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета. Полномочия Президента РФ закреплены в ст. 83-90 гл.4 и в последующих главах Конституции. По совокупности и значимости функций и полномочий, закреплённых за Президентом Конституцией РФ, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов РФ, осуществляющих государственную власть.
Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91). Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить в суд и т. д. Но Президент, как и любой человек, может оказаться в таком состоянии, когда исполнение им своих обязанностей невозможно. Ч. 2 ст. 92 определяет три случая досрочного прекращения Президентом своих полномочий: его отставка, стойкая неспособность Президента по состоянию здоровья исполнять свои обязанности и отрешение от должности. Несмотря на то, что Президент пользуется высшей легитимностью, ибо напрямую избирается народом, он несёт ответственность перед Конституционным судом, который вправе отменить его нормативные акты, если они противоречат Конституции, а также перед Федеральным Собранием, которое вправе отрешить его от должности согласно процедуре, предусмотренной ст. 93 РФ.
Б) Правительство. Новая Конституция существенно изменила статус Правительства и его место в системе федеральных органов власти (гл. 6 КРФ). Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Госдумы (ст.111 ч.1). Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров (ст.112). Председатель Правительства организует его работу (ст. 113).  Компетенции Правительства: В случае невозможности исполнения Президентом своих обязанностей их исполняет Председатель Правительства. Разрабатывают бюджет. Проводит единую финансовую политику. Обеспечивает законность, права и свободы граждан (ст.114 КРФ), издает постановления, обеспечивает их исполнение (ст. 115), слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст. 116).  Согласно ст.117 ч.2 КРФ Президент может принять решение об отставке Правительства РФ. В ст. 117 ч.3 говорится, что Госдума может выразить недоверие Правительству, в связи с чем Президент ставится перед дилеммой – объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Госдумы.
В) Парламент. Федеральное Собрание, согласно ст.95 КРФ, состоит из двух палат – Совета Федерации(СФ) и Государственной думы, заседающих отдельно (ст. 100). В СФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Госдума состоит из 450, избираемых на четыре года (ст. 96), депутатов (ст. 97), обладающих неприкосновенностью (ст. 98). Компетенции Совета Федерации: Изменения границ. Чрезвычайное и военное положение. Использование вооруженных сил за пределами России. Назначение выборов И отрешение от должности Президента РФ. Назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора (ст.102). Компетенции Государственной думы (Постоянно действующий орган (ст. 99)): Принятие федеральных законов (ст.105). Дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства (ст. 103). Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Назначение председателя Центробанка. Объявление амнистии (ст.103). Президент, контролирует парламент, начиная от права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска Госдумы и назначения внеочередных парламентских выборов (статьи 84, 111, 117).
Г) Суды. Согласно ст.128 КРФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.  В РФ действуют федеральные суды, кон­ституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ. Систему федеральных судов составляют: 1) Конституционный Суд РФ (ст. 125); 2) Суды общей юрисдикции (ст. 126), возглавляемые Верховным Судом РФ; 3) Арбитражные суды (ст. 127) во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Кроме того, Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъ­ектов РФ - конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Компетенции Конституционного Суда - (19 судей): соответствие законов Конституции, споры о компетенции между государственными органами. Компетенции Верховного Суда: гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции. Компетенции Высшего Арбитражного Суда: экономические споры. Независимость судьи обеспечивается его несменяемостью (ст. 121), неприкосновенностью (ст. 122), равенством прав судей, законодательно установленным порядком приостановления и прекращения  полномочий  судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность,  предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности,    соответствующих его высокому статусу. Согласно ст.75 КРФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Тем самым,  по Конституции суды не  контролируются другими ветвями власти.
Д) Другие вопросы:
Согласно ст.75 ч.2 защиту и обеспечение устойчивости рубля осуществляет Центральный банк РФ независимо от других органов государственной власти. Денежной единицей РФ является рубль (ст75 ч.1). Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Конституционным ограничением в области денежной политике государства является то, что «введение и эмиссия других денег в РФ не допускается»
Согласно ст.71 и) «информация и связь» обеспечивают общие интересы РФ, которые в силу своих особенностей не могут быть разделены между субъектами РФ, и находятся в ведении Российской Федерации. Это конституционное положение ограничивает возможности влияния политиков на общественные радио и телеканалы.
Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации (ст.93 КРФ). Это не означает привлечения его к уголовной ответственности, а также его осуждения. Госдума может быть распущена Президентом (ст.111, 117).  Президент может отставить Правительство (ст.117).



                Приложение 1.1.
Особый статус прав и свобод человека в правовой системе России, установленный в Конституции, выражается в следующем:
1. Признание и закрепление уже в ст.2 главы 1 «Основы конституционного строя» в качестве фундаментального конституционного принципа положения о том, что человек, его права и свободы, их соблюдение и защита составляют высшую ценность и обязанность государства. Это принципиальное положение является правовой новеллой отечественной конституционной практики. Во всех предыдущих конституциях страны в триаде «государство — общество — гражданин» государству отводилось первое, решающее и доминирующее место, государство само определяло характер, содержание, объем и порядок общественных отношений, и место в них гражданина. Конституция 1993 г. развернула вышеназванную триаду на 180 градусов — «человек — общество — государство». Во главу угла поставила даже не гражданина, а человека как личность и его права и свободы, не только расширив тем самым круг субъектов государственного внимания и защиты (граждане, лица без гражданства, иностранцы), но изменив сам характер взаимоотношений между ними. Государство отныне не «дарует» человеку права и свободы, а признает и защищает уже имеющиеся у индивида права
2. Признание и гарантирование (ч.1 ст.17) в Российской Федерации прав и свобод человека согласно общепринятым принципам и нормам международного права, которые в свою очередь в соответствии с ч.4 ст.15 входят составной частью в российскую правовую систему. Это положение радикально изменило направление и характер взаимодействия норм международного права и норм внутригосударственного права России в области обеспечения прав человека. Но одновременно это одно из самых сложных и дискуссионных положений правозащитных статей Конституции. При всей своей внешней привлекательности, благоприятности и демократичности использованная в статье формулировка при ближайшем рассмотрении оказывается довольно расплывчатой, неконкретной, в значительной степени декларативной, вызывающей целый ряд непростых вопросов. Какие конкретно «признанные и гарантированные» права и свободы человека согласно общепризнанным принципам международного права могут применяться в Российской Федерации? И какие вообще принципы и нормы в области прав человека являются общепризнанными в международном праве? Постановка таких вопросов и необходимость поиска ответа на них обусловлены не чисто теоретическим интересом, а, что особенно важно, возникающими потребностями практики, административной и судебной. В соответствии с известным положением ч.4 ст.15 «общепризнанные принципы и нормы международного права ... входят составной частью в российскую правовую систему» и, следовательно, должны, могут и будут использоваться при разрешении споров, при принятии управленческих и судебных решений.
 3. Выделение в качестве специальной (и самой обширной — 47 статей) главы 2 — «Права и свободы человека и гражданина», анализ содержания которой свидетельствует о соответствии в целом закрепленных в ней правозащитных норм основным международным стандартам в области прав человека. Сравнительный анализ статей Всеобщей декларации 1948 г. и Международных пактов 1966 г. со статьями Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что большинство прав и свобод, закрепленных в этих международных документах, нашли отражение и закрепление в статьях Конституции. Так, в частности, из примерно 70 конкретных гражданских прав и свобод человека, провозглашенных в Декларации 1948 г. и/или закрепленных в соответствующем Международном пакте 1966 г., в Конституции воспринято около 40.
4. Признание прав человека непосредственно действующими в правовой системе России и определяющими как смысл, содержание и применение законов, так и деятельность всей системы власти в государстве (ст.18).
5. Признание невозможности изменения главы 2 иначе как в особом конституционном порядке (ч.2 ст.55; ст.64), согласно которому (ст.135) ее пересмотр возможен лишь путем созыва Конституционного Собрания.
6. Признание неприменимости законов и любых других нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы, обязанности человека, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч.3 ст.15).
7. Закрепление невозможности участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях, если это влечет ограничение прав и свобод человека и гражданина в России (ст.79).               
                Приложение 1.2.
                Личные права и свободы:
1. Право на жизнь (ст. 20 КРФ) не может быть ограничено даже введением чрезвычайного положения (ст. 56). Однако в Конституции это право выражено в лаконичной формуле: «Каждый имеет право на жизнь», тогда как в Пакте уточняется его суть: «как неотъемлемое право... Никто не может быть произвольно лишен жизни». В КРФ говорится о возможности смертной казни, например, лиц, замешанных в терроризме, и для отмены ее необходимо, чтобы с этим согласилось значительное большинство граждан. Нужно заметить, что в последние годы смертная казнь в России не применяется.
2. Право на охрану достоинства личности государством закреплена ст. 21. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности.
3. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) принадлежит к числу важнейших естественных и неотъемлемых прав человека, и может быть ограничено только по судебному решению. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство следит за тем, чтобы эти ограничения соотносились с целями и условиями, при которых они осуществляются.  Возможно задержание до судебного решения, но не более 48 часов.
4. Ст. 23, 24 предоставляют право на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки. Однако при проведении оперативно-розыскных мероприятий возможно  ограничение свободы переписки, переговоров и иных сообщений по решению суда.
5. Ст. 40 и 25 предоставляют право на жилище и его неприкосновенность. Проникновение в жилище возможно в случаях, установленных федеральным законом и в судебном порядке.
6. Ст. 26 предоставляет право на определение и указание своей национальной принадлежности, на свободный выбор языка общения. Данное право может быть ограничено по ст. 56 КРФ в условиях ЧП.
7. Ст. 27 предоставляет право свободного передвижения и выбора места жительства, свободного выезда за пределы РФ и возвращения обратно. По ст.55, 56, при незаконном проживании на данной территории возникают ограничения, но только в той мере, в какой это необходимо. Возможны ограничения в местности, прилегающей к государственной границе, на территории санитарно-эпидемиологического бедствия и т.д. Но все эти ограничения  регулируются только нормативно-правовыми актами. Данное право может быть ограничено по ст. 56 КРФ в условиях ЧП.
8. Ст. 28 предоставляет право на свободу совести и вероисповедания. Однако это право связано с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы государства, общественную безопасность, здоровье и мораль общества. В противном случае противоправные действия пресекаются государством. Практика религии не должна наносить ущерба физическому и умственному здоровью детей и их полному развитию.
9. Ст. 29 предоставляет право на свободу мысли и слова, на информацию, в том числе на ее распространение. Ограничения сформулированы в ст.55 Конституции РФ. Однако не всегда удается отследить объективность и правильность распространяемой информации, и иногда неверная информация, например, на сайтах Интернета, может привести к нарушению основных прав человека, вплоть до права на жизнь. Как пример, можно привести неверную информацию о наркотических веществах, из-за которой может умереть подросток.

                Приложение 1.3.
                Политические права и свободы:
1. Ст. 29 предоставляет право на свободу печати и информации. Данное право может быть
ограничено по ст. 56 КРФ в условиях ЧП.
2. Ст. 30 предоставляет право на объединение. Создание и деятельность объединений запрещается по ст. 13 п.5, если их цели и действия направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушения целостности РФ, подрыв безопасности РФ, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
3. Ст. 31 предоставляет право на мирные собрания и публичные манифестации. Данное право может быть ограничено по ст. 56 КРФ в условиях ЧП. Незаконное воспрепятствование проведению собраний и т.п. уголовно наказуемо.
4. Ст. 32 ч. 1 предоставляет право участвовать в управлении делами государства. Данное право может быть ограничено по ст. 56 КРФ в условиях ЧП.
5. Ст. 32 ч. 2, 3 предоставляет право избирать и быть избранным. Это право возникает у граждан с 18 лет при наличии у них дееспособности.
6. Ст. 32 ч. 4 предоставляет право равного доступа к государственной службе. Но государственным служащим запрещено занимать другую должность, в том числе и быть депутатом законодательных органов РФ. Существует и ряд других ограничений.
7. Ст. 32 ч. 5 предоставляет право участвовать в отправлении правосудия, в частности быть присяжным, народным заседателем (при условии достижения 25 лет).
8. Ст. 33 предоставляет гражданам РФ право обращений в государственные органы и органы местного самоуправления. Нет запрета на это право и иностранным гражданам. Рассмотрение обращений  граждан гарантируется. Запрещено направлять жалобы граждан тем органам, действия которых обжалуются.
                Приложение 1.4.
    Экономические, социальные и культурные права:
1. Ст. 34 ч.1 предоставляет право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом экономическую деятельность. Существуют ограничения для государственных служащих и  для лиц, имеющих запрет на занятие той или иной профессиональной деятельностью в качестве наказания. Ст. 34 ч. 2 не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
2. Ст. 35, 36 предоставляют право частной собственности, право наследования. Оно может быть ограничено лишь в соответствии со ст.55 ч.3 КРФ по решению суда. Есть  ограничения на земли, зараженные опасными веществами, земли общего пользования. Землепользование не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права граждан.
3. Ст. 37 предоставляет группу трудовых прав и свобод (свобода труда, право на труд и защита от безработицы, право на забастовку, право на отдых). Согласно международным нормам не считается принудительным трудом военная служба, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, при исполнении судебных приговоров.
Ст. 38 предоставляет право на защиту материнства, детства и семьи. Родительские права не могут осуществляться в ущерб интересов детей. В то же время в Конституции не нашли прямого закрепления такие международные нормы, как право детей на защиту при расторжении брака (ст.23 Пакта о гражданских и политических правах); право ребенка без всякой дискриминации на защиту со стороны семьи, общества и государства; право ребенка на  имя и на регистрацию сразу после рождения; право ребенка на гражданство (ст.24 Пакта).
4. Ст. 39 гарантирует право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. К счастью ушла в прошлое практики, когда пенсии и пособия на детей не выплачивались месяцами.
5. Ст. 40 предоставляет право на жилище. В Конституции РФ закреплены новые, не известные Декларации и Пакту права, такие, как право человека на свободу от произвольного лишения жилища (ст.40), право малоимущих и иных указанных в законе нуждающихся в жилище лиц на его бесплатное получение или получение за доступную плату.
6. Ст. 41 предоставляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Ограничения допустимы по ст. 56 КРФ в условиях ЧП.
7. Ст. 42 предоставляет право на благоприятную окружающую среду. В Конституции РФ дано новое, не известное Декларации и Пакту право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
8. Ст. 43 предоставляет право на образование. Ограничение прав на профессиональное образование по признакам пола, возраста, здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии закона «Об образовании».
9. Ст. 44 ч.1 предоставляет право на свободу творчества. Запрет на реализацию права на творчество может быть наложен только в соответствии законодательством и осуществлен  судом. Ограничение здесь определяется ст.55 КРФ
10. Следует выделить отдельно утверждение ст. 44 ч. 1 о том, что «интеллектуальная собственность охраняется законом». Первая группа прав – права «промышленной собственности». Вторая – авторские. Это – литературные, научные, а также программы ЭВМ и базы данных. Защита этих прав осуществляется в судебном порядке.
11. Ст. 44 ч. 2 гарантирует право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям. Ограничения определены в ст.56 Конституции РФ.
                Приложение 1.5.
Основные положения механизма защиты прав и свобод:
— предоставление всем лицам, законно находящимся на территории РФ, широких возможностей для правовой защиты своих прав;
— запрещение издания в РФ законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст.55);
— закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права человека и гражданина;
— провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента РФ (ч.2 ст.80);
— закрепление права Президента РФ приостанавливать деятельность актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.85);
— ограничение возможности участия РФ в межгосударственных объединениях и передачи им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это влечет умаление прав и свобод человека и гражданина (ст.79);
— предоставление каждому человеку права на личную защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45);
— гарантирование предоставления каждому человеку квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной (ч.1 ст.48);
— гарантирование каждому человеку права на государственную (ч.1 ст.45) и судебную (ст.46) защиту его прав и свобод, включая право обжаловать в суде действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных организаций и должностных лиц;
— признание юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека, что выражается в праве каждого в соответствии с международными договорами РФ на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные правовые средства защиты (ч.3 ст.46).
                Приложение 1.6.
Явления, усложняющие фактическое осуществление прав и свобод человека:
— необеспеченность права каждого человека на жизнь в условиях разгула преступности и криминализации общества и государства;
— нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, проявляющееся в условиях углубления социальной и экономической дифференциации общества; имеющая место дискриминация прав человека по национальному, религиозному, имущественному, половому, возрастному и другим признакам;
— неэффективность судебной системы, которая для многих людей труднодоступна: высокие судебные пошлины, обилие законов, часто противоречивых, дороговизна адвокатских услуг, перегруженность судов, неисполнение многих решений и т.п.;
— злоупотребление свободой слова, печати и информации, особенно средствами массовой информации, когда грубо нарушаются права человека на неприкосновенность частной и семейной жизни, на достоверную информацию, когда пропагандируется или поощряется дискриминация, вражда, насилие, безнравственность;
— слабая социальная защищенность людей, когда государство не выполняет в полном объеме свои обязательства по выплате заработной платы, индексации сбережений, социальной компенсации, по своим финансовым и товарным долгам;
— грубое и повсеместное нарушение одного из основополагающих прав человека — права на труд, а также тесно связанного с ним права на справедливые и безопасные условия труда, на равную оплату за равный труд, на вознаграждение, обеспечивающее нормальное существование для самого работника и его семьи;
— нарушение прав каждого человека на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище, медицинское обслуживание, культурные развлечения;
— низкая правовая культура граждан, большинство из которых не привыкли активно отстаивать свои права, используя правовые формы судебной и административной защиты своих прав.
                Приложение 2.
Обязанности граждан Российской Федерации.
1. Самая главная обязанность граждан – соблюдать Конституцию РФ и законы – установлена ст. 15 ч.2. Помимо этого, существует прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
2. Ст. 17 ч.3 обязывает уважать права и свободы других лиц, т.е. осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
3. Ст. 38 ч. 2 обязывает родителей заботиться о детях и об их воспитании, а в ч. 3 этой же статьи – об обязанности трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях.
4. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).
5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры отражена в ч. 3 ст. 44.
6. Ст. 57 обязывает платить законно установленные налоги и сборы.
7. Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам прописана в ст. 58.
8. Ст. 59 Конституции РФ объявляет защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина РФ.
9. Статьей 60 определен возраст (18 лет), начиная с которого гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности.
                Приложение 4.1.1.
Основные функции Президента Российской Федерации как главы государства:
1. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
2. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
3. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
4. Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.


Рецензии