Записки снабженца Часть 2
Предыдущая страница - http://www.proza.ru/2015/07/24/1022
Поездки в Казань
А в те времена мне приходилось ездить туда частенько. В этом городе было зональное отделение «Нефтепродукт», куда было приписано для обеспечения и наше предприятие. А на заводе был у нас огромный автотранспортный цех, да еще несколько тепловозов в маневровом хозяйстве. Так, что бензин и соляра всегда были в дефиците. А это была моя снабженческая позиция.
Тогда еще не было прямого пути через Волгу – плотина Чебоксарской ГЭС только возводилась. И добирались мы до Казани через станцию Свияжск или правильнее Нижние Вязовые.
Было два варианта переправы: Один на «вертушке» - это железнодорожный состав из открытых платформ. На него с одного конца по эстакаде заезжали очередники. А после заполнения, оплаты, инструктажа водителей, проверки крепления автомобилей платформах медленно переезжаем по железнодорожному мосту через Волгу и выгружаемся тем же порядком в Зеленодольске. Бывало, переезд в одну сторону занимал почти сутки.
Второй – на самоходных паромах. Они брали на борт всего по несколько десятков легковых авто, а ходило их всего два. А отсюда и громадная очередь.
Присмотрелся. И увидел в их правилах перевозок, что автомобили спецслужб пропускаются вне очереди.
Отлично! А у меня тогда был товарищ и напарник по рыбалке – главврач городской санэпидстанции. И у него был в хозяйстве УАЗик – буханка с красными крестами на борту. Точно такая же «буханка» работала и у меня в отделе снабжения, но без крестов.
Договорились, что как у меня поездка в Казань, то меняемся автомобилями. А белый халат и шапочку он мне презентовал.
Так, что никаких проблем с очередью на переправе у меня не было, и я в Казани решал все свои дела и возвращался назад одним днем.
Второй день рождения.
Его я считаю 15 августа 1985 года. Поехал я в Казань. А водителя и автомобиль мне выделили из другого подразделения – свой был в ремонте.
Шофер - молодой, только что вернувшийся из армии паренек. Выехали в 5 утра, что бы не застрять в очереди на переправу.
Где-то километров через десяток поворот на основную трассу. Вдруг услышал сильное щелканье под днищем, и тут же машину резко повело влево на встречную!
- Сережа! Куда же ты?
Каким-то образом не врезались в проскочившую на встречу легковушку и перелетели через канаву -кювет в пшеничное поле вдоль дороги.
Встали. Водитель белый с выпученными глазами.
Вышли. Левого заднего колеса нет, а раскаленный тормозной барабан шипит в росных травах.
Как выяснилось, водитель накануне переклепывал тормозные колодки на этом барабане. Собрал, но в торопях не отрегулировал.
И на ходу диск нагрелся от трения. Раскалился так, что гайки отвернулись на ходу. То самое щелканье под днищем.
В общем, более получса я лазил по той пшенице. Вымок от росы по пояс, но соскочившего колеса так и не нашел.
Поставили запаску. Нашлись и гайки. После чего поехали не торопясь и, постоянно проверяя крепление колеса.
А на обратном пути на выезде из Казани я взял бутылочку винца и выпил ее за свой второй день рождения.
И еще про станцию Свияжск.
На платформе конечной станции электрички направлением Свияжск – Казань стоит состав. Пассажиры постепенно заполняют вагоны. А на привокзальной площади неподалеку стоят два автобуса с маленькими зарешеченными окошками и милицейской раскраской на кузовах.
Это привезли из Козловской (Чувашия) женской колонии (Она здесь совсем рядом) отбывших свои сроки осужденных женщин.
Но, видимо по своему опыту и во избежание неприятностей, сопровождающие держат этот контингент пока в автобусах до последних минут. И лишь за короткое время до отправления электрички эти автозаки вплотную подгоняют к платформе и вручают подопечным проездные и прочие документы.
Погрузились в вагон «откинувшиеся», состав тронулся и, о чудо! Где же они водку-то раздобыли! Распивают злодейку совсем не таясь. А потом сопли и слезы у совсем молодых девчонок. Подсаживаются к мужикам и парням на скамейки и вещают громко о своей несчастной жизни и, конечно, о том, что были ВСЕ (!) безвинно осуждены и мотали свой срок за кого-то.
Более часа поездки до Казани вот такая бесплатная и жалестная программа для пассажиров!
Орск
Поехали с представителями принимающей стороны на экскурсию по городу. Они сразу предупредили – завтракать будем пирожками. Что это такое?
Привезли они нас на городскую окраину. Там около ворот обычного деревянного дома стояла очередь. Этот строение оказалось кухней, где готовились пирожки с ливером.
-Спросили – По сколько будем брать!
-Ну, не знаем. Штук по 10, наверное.
- Да, что вы! Десять улетит, и не заметите. Берем по 30 на брата.
Потом из ворот вышла плотная тетка в белом переднике поверх телогрейки. Голова замотана теплым платком. За собой везла саночки, где стоял фанерный короб с пирожками. Распродала их мгновенно, а стоил один пирожок какие-то смешные деньги. Горячие, нежные, невероятно вкусные! Здесь же в автобусе хозяев под водочку летели они только так! Где то по три десятка и съели.
И, что интересно, осталась у меня пара штук. Привез их в гостиницу и забыл. А на следующий день попробовал остывшие. Резина! Не жуется!
Свозили нас и на знаменитый Орский рынок. Огромный выбор пуховых изделий. Купил детям вязанные из козьего пуха шапочки, а жене платок-паутинку, теще шаль. Качество определялось на месте. Платок из чистого козьего пуха без подмеса легко протаскивался через обручальное колечко.
Киев
Осень 1987. Горбачевские запреты на алкоголь действуют и здесь. Но повсюду стоят пивные автоматы. Пиво есть, а тары нет. Приспособился. В хозяйственном магазине купил поллитровую пластмассовую кружку. Она была сдавлена с боков и идеально укладывалась в мой дипломат. Подошел. Нацедил. Выпил. Кружку убрал. Мужики вокруг кивают одобрительно – Як в кабуру!
Уезжаю. Билетов до Москвы в кассах нет. Вокзал переполнен какими-то людьми в военной форме без погон, с солдатскими вещмешками и поголовно нетрезвыми. Они бродят по залам, лежат на скамейках и по разным углам.
Удивительно, но никто их не гонял. Впервые услышал слово - ликвидаторы. Тогда об этом нигде и никак не афишировалось.
Билетов до Москвы – в кассах никаких! Попытался напроситься на проходящий поезд, но ликвидаторы штурмовали каждый вагон и проводники от них попросту отбивались или держали двери запертыми. Подсказали мне добрые люди выход, и я уехал на электричке до Фастова (это в обратную от Москвы сторону) и там уже подсел в какой-то проходящий поезд. Так проводница мне рассказала, как они боятся толп пьяных чернобыльцев на остановке в Киеве.
А в те времена уехать без билета было откуда-либо несложно. Проводники плацкартных вагонов брали попутчиков и на ночь укладывали их на третьих полках, где днем были сложены матрацы.
И с билетом для командировочного отчета тоже проблем не было. Тогда они продавались без паспорта и указания фамилии. А на выходе пассажиры, кто ехал по личным нуждам, по первой просьбе тебе их отдавали.
Рига
Конец 80-х. В период тотального планирования и централизованного распределения материальных ресурсов у моего предприятия возникла острая необходимость в полиэтиленовой пленке с нанесенной печатью для фасовки товаров бытовой химии.
В минхимпроме знакомые ребята подсказали выход. Недалеко от Риги есть многоплановое негосударственное хозяйство «совхоз Адажи», где можно решить этот вопрос.
Приехал. Познакомился и поразился. Все цепочки производства, так или иначе, связаны между собой. Производство фуражного зерна и трав для своего животноводческого комплекса. Продукция последнего перерабатывается здесь же на мясные и молочные консервы. Отходы этого производства идут на звероферму. А для полного рациона пушным зверькам необходима рыба, а потому здесь же функционирует прудовое хозяйство.
Выдувную машину для производства полиэтиленовой пленки и автомат для нанесения печати на ней предприятие бесплатно получило в Финляндии. Делают для той фирмы из Финляндии за это так же бесплатно мешки для торфа. Но выкраивают время изготавливать на этой установке ходовую продукцию для себя и на сторону.
И еще Где-то далеко в России работают заготовители леса из этого хозяйства. И, как следствие, производство мебели. Посмотрел образцы – великолепные!
И очень понравилось мне фирменное изделие на столе директора совхоза. Это был полированный гроб на гнутых ножках. Через прилегание крышки свешивалось кружевное покрывало. Нажимаешь кнопочку, крышка открывается. Там оскаленный мертвец во фраке и с громким щелканьем встает вверх его большое мужское достоинство.
Ленинград – С. Петербург
Конец 80-х. На Невском проспекте слева от Казанского собора на углу пивной ресторан. Стоим туда в очереди перед входом с напарником по командировке. Времена горбачевские и предложений для народа выпить совсем немного.
Осень. Холодно. Недалече стоянка, куда причаливает конный экипаж петровско-екатерининских времен с соответственно обряженным кучером на козлах. Башмаки, чулки, комзол, парик с буклями, шляпа и красный нос. Маршрут от Дворцовой площади по Невскому до Казанского собора и обратно. Остановился. Лошадку привязал к столбику и к нашей очереди –
- Сынки! Замерз совсем. Можно? Я быстренько.
- Заходи, отец!
- Через несколько минут он выбегает оттуда что-то зажевывая. Благодарствуем! И спешит к лошадке.
У моего напарника родной брат морской офицер похоронен на охтинском кладбище. Пошли навестить. Пока искали могилку, стемнело. Выбрались. Эх. Где бы пузыречек взять? А тут мужичок мимо бежит и в пакете у него звякнуло что-то совсем не по молочному. Стой! Чего у тебя и где брал? А вот тут недалеко магазинишко. Только это не водка, а эссенция тархуновая. Как будто полный рот травы, но пить можно.
Затарились. Пришли в гостиницу и помянули братика моего коллеги тархуновой настоечкой.
*******
Прошло около десятка лет. Мы в составе «Химпромовской» делегации участники ЛенЭкспо, что развернута недалеко от морского вокзала. Одновременно проводим совещание дилеров по реализации нашей химической продукции для сельского хозяйства. Приехали коллеги из разных регионов России.
Представитель от Нижегородской области натуральный батюшка. Настоятель храма из города Бор. Чем-то очаровал нашего генерального директора и тот приказал дать ему товар на реализацию.
Все живем в гостинице «Петровская». Время обеда. Сидим компанией в почти пустом зале местного пищеблока. Подошел руководитель ресторанного кордебалета.
- Ребята! Девчонки у меня тут застоялись. Репетиция, а на сухую не идет. Скиньтесь немного, а они для вас сбацают.
- Да нет проблем! Сколько устроит?
В общем, девчонки выбежали в купальниках на эстраду и отработали очень лихо, но батюшка при исполнении номера демонстративно развернулся спиной к сцене, хотя в долю и вошел.
Экскурсия в Петергоф. В центральной части у грота на дорожке несколько пар обряженные в костюмы 18-го века развлекают посетителей. Под негромкую музыку они исполняют синхронно какие-то танцевальные движения. И вдруг сосед меня кулаком в бок – смотри, смотри! Один из танцоров под музыку плавно изгибается в сторону и рукой в коротко подстриженном кустарнике наливает из схороненной там бутылочки стакашек. Следующее па и он, встав на колено перед партнершей, незаметно берет стаканчик из кустиков и опрокидывает в рот, прикрываясь ладонью другой руки. И все это не прерывая танца и строго в такт музыке. Вот какие артистичные и находчивые ребята!
А на той лошадке мы прокатились по Невскому с ящиком пива от Дворцовой до Казанского. Копыта цок-цок-цок. А мы девчонкам гуляющим по проспекту из кареты руками машем.
На фото: Конный экипаж на Дворцовой.
Продолжение - http://www.proza.ru/2015/07/24/1036
Свидетельство о публикации №215072401031
Дмитрий Медведев 5 27.05.2020 19:20 Заявить о нарушении
Всего хорошего!
Владимир Островитянин 27.05.2020 19:57 Заявить о нарушении