Бал в Александровском саду

 Лето в разгаре, июльская жара. В городе уже с самого утра  зной,  и  хорошо пройтись по  тенистым  аллеям  парка,  посидеть  у фонтана, полюбоваться цветами.   А в Петербурге нам довелось побывать  на балу, посвященном Лермонтову в  Александровском саду. История этого сада   настолько  замечательная,  что  хочется рассказать  о ней   подробнее.
 
 Александровский сад  находится в центре Петербурга   и выходит на  Дворцовую и Сенатскую площади,   и окружают его такие великолепные достопримечательности и памятники! И среди них  здания  Адмиралтейства и Сената,  Зимний дворец,   Исаакиевский собор и Медный всадник.  И поэтому   включен этот сад в список Всемирного наследия. А сколько туристов там бывает ежегодно из разных стран! Самой довелось увидеть их множество.

  Когда-то на этом месте при Петре Первом  был Адмиралтейский луг   и   проходили там  строевые  учения  и даже пасли  придворный скот.
 С  1721 года на этом лугу  устраивали   празднества с фейерверками и народные гуляния.  Для гуляющих   в саду построили деревянные кофейни  и  чайные домики.


  В 1782 году  там посадили сирень, калину, жимолость, дубки, рябину,  устроили аллею-бульвар, обсаженную липами,    и  поставили  мраморные памятники Гераклу и Флоре.

  Преобразился сад  к двухсотлетию Петра Первого, когда   стараниями петербургского  ботаника Ревеля, здесь  посадили  более 5  тысяч деревьев и 12 тысяч кустарников 52 видов.  Один дуб был посажен   даже самим  императором  Александром  Вторым,   и     8 июня 1874 года  состоялось торжественное открытие  Александровского сада.  А для гуляющих горожан были открыты  павильоны с прохладительными напитками и даже молоком.
С тех пор кто только не прогуливался   по  этим  аллеям! Поэты и художники, писатели и ученые, чиновники, знать  и  простолюдины.   Здесь назначали свидания студенты  и   молоденькие  курсистки.  Нередко в разные годы  здесь бывали  Пушкин и Гоголь, Некрасов и Достоевский,  Чехов и Блок.

  Именно сюда выходил погулять на Адмиралтейский бульвар  и пушкинский герой - Евгений Онегин.  По легенде отсюда распространялись от досужих кумушек городские сплетни – бульварные новости.
    К концу 19 века Александровский сад так разросся,  что стал заслонять Медный Всадник,  и Александр  Первый повелел  уничтожить часть сада.

  В 1879 году в саду был построен  красивый  фонтан струёй высотой 17 метров, у фонтана  есть одна замечательная особенность – в такт музыки в саду высота струи меняется. А вокруг фонтана море цветов.
Этот сад примечателен еще тем, что возле   него  впервые  стала ходить конка,  а  в 1907 году  отсюда отправился в первый рейс   трамвай и автобус с империалом на крыше, об этом гласит памятная доска.

 В 1923 году  при советской власти в саду были прорублены просеки,  и сад изменил свое название -  он стал садом Трудящихся, а после смерти Горького в 1936 году  стал называться садом Трудящихся имени Горького.

   В войну во время блокады Ленинграда  там поставили для защиты города зенитки,   по  саду   было нанесено  огромное количество   ударов. Многие деревья пострадали от этих бомбежек. Поражает любовь горожан к этому  саду.  Ленинградцы жестоко страдали тогда от голода и холода,  замерзали   в своих квартирах,  но  ни одно  дерево не было срублено на дрова!

  В  50 –е  годы после реконструкции  в саду было высажено огромное количество роз и  других цветов,  с тех пор  там проходят выставки цветов.
 Мы попадаем в сад  через  главный вход  с улицы Гороховой и видим по  сторонам  старинные чугунные якоря. Подходим к  красивому  фонтану круглой формы, из которого бьет высокая струя, она сверкает на солнце  и рассыпается маленькими бриллиантами,   а  кругом  зелень газонов  и  море цветов радует глаз. Вблизи фонтана видим бюст дипломата Горчакова, поставленный  в 1998 году.  Прогуливаясь неспешно,  встречаем   еще несколько памятников.

  Первым   поставили  бюст Жуковского   к  100-летию поэта. Как известно Василий Андреевич Жуковский был близок  к семье императора – ведь он был воспитателем юного  Александра  Второго. 
-  Баба! Посмотри, как интересно!   - говорит  любопытная   Ксюша,   бежит вперед  к другому  памятнику   и просит:
-   Сфотографируй меня здесь?
-   Подожди,  дай посмотрю, кому этот памятник, - отвечаю   я и читаю сначала  надпись.  А памятник этот оказывается  почетному гражданину Петербурга известному исследователю Центральной Азии  Пржевальскому.   Поставлен он  в 1896 году,   и  памятник этот очень необычный: бронзовый   бюст  знаменитого путешественника ,   находится на постаменте в виде гранитной скалы,  у основания которой внизу лежит верблюд.
   А Ксюша мигом садится на верблюда,  обнимает его   за шею  и улыбается во весь рот – позирует.  Я  фотографирую эту непоседу, и мы  идем дальше   и   видим сначала   бюст   Гоголя, а потом   и  Лермонтова в военном мундире.
Читаю надпись на постаменте:
«Твой стих,  как божий дух,  носился над толпой
 И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во  дни торжеств и бед народных». 1839 г.
 
  Постояв  немного  возле памятника,   идем   дальше к зданию  Адмиралтейства,   и  там видим толпу людей,  слышим  чарующие звуки музыки и неожиданно попадаем на бал, посвященный 200 -летию  Михаила Юрьевича Лермонтова.
Мы слушаем проникновенные слова ведущих   и  стихи великого поэта, смотрим сцены из драмы «Маскарад» и  любуемся   парами  галантных кавалеров и дам, танцующих старинные бальные танцы 19 века.
 
Как красивы  артисты  в этих  костюмах:  женщины -   в   длинных  декольтированных  бальных платьях, отделанных  кружевом,    мужчины  -   в  элегантных фраках  темно- синего  цвета!   Они  исполняют мазурку, вальс,  менуэт  и  танец с необычным  названием  –  экосез.
Элегантно одетый ведущий  - тоже во фраке времен  Лермонтова  и   чем-то похожий на покойного Станислава Бэлзу,    рассказывает об истории танца. 

   Оказывается,  экосез,  как и многие другие бальные танцы,   пришел к нам из Западной Европы. Этот старинный народный шотландский танец танцевала  на балах знать,  и в России его называли «англез» или английский танец.   А сейчас его   танцуют здесь в Александровском саду возле здания Адмиралтейства и вспоминают великого русского поэта. Кстати,  Лермонтов тоже посещал балы в московском   Благородном собрании.
 
  Первый  раз  его туда привел отец Юрий Петрович, когда  юный поэт еще учился в пансионе при Московском университете, и было ему   всего 16 лет, но уже тогда   им  был написан «Демон».   Танцевать  Мишель учился у  известного танцмейстера  Иогеля,  который обучил танцам несколько поколений  дворянских детей в Москве. 
Так  юноша попал в высший свет. Он полюбил блестящие  балы, концерты и   маскарады  и много раз бывал  в Благородном собрании, о чем есть записи в «Визитерской книге»  собрания.  Один раз даже  Лермонтов явился  на маскарад   в костюме астролога с огромной книгой судеб под мышкой.   А вообще  на  балах он был  изысканно одет, и всегда окружен хорошенькими молодыми  дамами.

   А здесь на балу звучат его стихи и романсы.  Кстати, романсов  на стихи Лермонтова  очень   много –  более сотни.   Музыку  к ним писали разные композиторы   и среди них Рубинштейн  и  Рахманинов, Булахов  и  Балакирев,   Римский-Корсаков  и  Даргомыжский, Глинка и  Мусоргский.    А   стихотворение  « На севере диком»  положили  на музыку  более ста композиторов.

  И как  прекрасен этот бал здесь под сенью этих аллей!  Как поднимает настроение эта  чудесная музыка!   Постепенно начинает  сеять, словно из сита,  мелкий питерский  дождик, но никто не уходит.  Бал продолжается,  и  люди,   улыбаясь,   стоят и смотрят на действо.   
  И я, глядя на это яркое, незабываемое зрелище,   думаю, что прекрасные музыкальные стихи Лермонтова   вдохновляли  и   будут  вдохновлять композиторов.  Молодой его и свежий талант был так ярок и многогранен!
И пусть он,  словно метеор  пролетел,  прожил свою короткую жизнь на земле – остался  поэт  в памяти потомков.

Мы же возвращаемся в гостиницу поздно, идем мимо гранитной  глыбы  с Медным всадником,   а на улице  в эти белые питерские ночи  совсем светло, почти как днем, и спать не хочется,  и вспоминается  проникновенная    лермонтовская   «Молитва», тоже ставшая романсом: 

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И  дышит непонятная
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
Верится, и  плачется,
И так легко, легко…
 
Вот такая получилась у нас прогулка по Александровскому саду однажды.


Рецензии
Хорошо написано!
Я прямо с Вами тоже прогулялась по Александровскому саду.
СПАСИБО!
С искренним теплом от всей Души!

Григорьева Любовь Григорьевна   31.03.2021 18:47     Заявить о нарушении
Спасибо, большое! Рада, что вам понравилось.
С теплом сердечным.

Татьяна Шмидт   01.04.2021 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.