Притча о счастье

Жил-был один э-э-э народ в тридесятом, ну скажем, городе-княжестве. Строили дома, возводили фабрики, выращивали пшеницу и рожали детей.
Правил княжеством, понятно, князь. Он был заботливым и справедливым правителем. В годы его правления город процветал, развивался, а благосостояние княжества измерялось не в ВВП, а в ВСП, что означает - Валовый Счастливый Продукт.
Однажды, глядя на работающих в поле подданных, князь подумал, что они не совсем счастливы. "Да, у них есть дома, работа, семьи, по вечерам - кино про хорошую погоду и обильный урожай, но это лишь благополучие и комфорт, это не настоящее счастье. А я хочу, чтобы мой народ был безоговорочно счастлив,"- думал князь.
Вернувшись во дворец, он позвал к себе двух самых умных советников. Один из них был ученый-изобретатель, а другой - мудрец-писатель, и поручил им сделать свой народ абсоютно счастливым.
Ученый удалился к себе в лабораторию изобретать пищевые добавки, которые поднимают в крови гормон счастья до запредельного уровня.
Мудрец засел за многотомный труд "Учение о счастье" - идеологию княжества.
Вокруг лаборатории и библиотеки, где трудились ученые умы над элексиром счастья, играли дети. Они носились по дворам и паркам, визжали, смеялись, а один мальчик залепил мячом прямо в окно лаборатории, разбил стекло и несколько колб.
Разгневанные ученый и мудрец явились во дворец с жалобой:
- Невозможно работать, мы не можем сосредоточиться, нам мешают дети.
- Собрать всех детей и запереть в башне, - приказал князь.
Всю ночь слуги князя, вооружившись приказом, рыскали по домам, собирая детей. К утру все дети города были заперты в башне в центре города.
На работу не вышел никто. Родители собрались на площади перед дворцом, требуя отпустить детей.
- Это временная мера. Ваши дети в безопасности, с ними учителя и воспитатели, у них есть их игрушки и самое лучшее питание, - заверил народ князь. - Представьте, что ваши дети в пионерском лагере. Выходите на работу.
Люди поверили князю и разошлись по фабрикам и полям.
В городе наступила тишина, и двое мудрецов быстро изобрели порошок и инструкцию к применению.
- Добавить порошок в городской водопровод, - распорядился князь.
Порошок быстро подействовал. Граждане расслабились, перестали заботиться о полях и фабриках. Они продолжали трудиться, но все чаще отвлекались на разговоры друг с другом, анекдоты и созерцание пейзажей вокруг. Про детей они и вовсе забыли. Вспоминали периодически, но постоянно передаваемая по городскому радио веселая музыка и приятный голос, повторяющий на разные лады фразы, типа “В Багдаде все спокойно», убаюкивали их совесть.
Дети в башне беспрерывно плакали и просили отпустить их домой.   Первыми не выдержали учителя и воспитатели, ведь в их воду эликсир не добаляли. Обманув расслабленных стражников, однажды ночью учителя и дети покинули башню.
Свой город они не узнали. Везде царило запустение. Горы мусора, которые не вывозились из города несколько дней, источали неприятный запах, цветы на площадях и в парках поникли – их давно никто не поливал, сорняки на лужайках подняли голову и закрыли собой шелковую газонную траву.
Родителей дети нашли на центральной площади. Звучала заводная, разудалая музыка, и все взрослое население веселилось. Кто танцевал, а кто просто валялся на лужайках, уставившись в звездное небо счастливым взглядом. Дети бросились к своим родителям, те очень обрадовались, увидев своих малышей, закружились с ними в танце, а кое-кто потянул за собой на лужайки созерцать созвездия в ночном небе.
Сначала детям очень понравилось новое поведение их родителей, но через несколько минут мальчики и девочки начали задавать вопросы:
- Папа, мама, а почему вы не спрашиваете, как нам было взаперти в башне, почему вам неинтересно, чем нас кормили, и как мы засыпали без ваших сказок на ночь? Почему вы не спросите, выполняли ли мы домашнее задание и какие у нас оценки за уроки?
Но родители только смеялись в ответ, целовали и обнимали своих детей и тянули их за собой в нескончаемый танец.
И дети снова громко заплакали.
От детского плача проснулся князь, который тоже пил воду из водопровода. Плач ему очень мешал, мешал он и взрослым, и князь опять вызвал советников.
- Что делать? Кто виноват?
Самый Умный Советник сказал:
- Дорогой князь, навязав своему народу «счастье», без которого они вполне обходились, вы сделали их равнодушными. А равнодушные люди превращаются в эгоистов. Я думаю, надо уничтожить «эликсир счастья» и дать народу самому вершить свою судьбу. Люди разные и каждому нужно разное счастье. Кто-то счастлив, наслаждаясь красивым закатом, а кому-то, чтобы стать счастливым, надо изобрести новую Вселенную.
- А дети?
- А дети еще не успели стать несчастными, чтобы понять, что они что-то утратили. Детское счастье сиюминутно. Оно материально, его можно осязать, пощупать. К сожалению, взрослея, мы утрачиваем способность радоваться, как дети, и как дети быть счастливыми.
- Что же теперь делать?
- Ничего. Без эликсира все вернется на круги своя.
- Вы хотите сказать, что мы должны послушать детей?
- Да, только мы им об этом не скажем.
Вопрос «кто виноват?» решили оставить без ответа, потому что и так понятно - кто.
Через несколько дней жизнь города протекала так, как будто не было никакого эликсира. Дети, сами того не ведая, вернули народу самое главное, что есть у людей – свободу выбора.


Рецензии