Схоластика

Хороший учитель планирует урок так, чтобы материала хватило ровно на 45 минут. Отличный учитель так никогда не делает. 

24-летний Семен Александрович Шичко, несмотря на молодость, был учителем отличным и поэтому всегда старался уложиться побыстрее.Тогда у него оставалось несколько минут на разговор с детьми. Не изменил своей привычке он и сегодня. Еще бы: попавшийся Семену класс не был идеальным, но в нем все же было несколько ребят, слушавших его с искренним интересом. Поэтому желающих задать вопрос хватало:

— А почему вы так много рассказываете про XIV и XV век, а про XII и XIII — почти ничего?

— Ну, потому что XIV и XV века — это эпоха Ренессанса. Время расцвета науки и искусства. Тогда жило множество великих писателей и ученых, про которых вы должны знать — если, конечно, хотите называть себя культурными людьми. 

Дети хотели. Поэтому продолжали спрашивать:

— А что, в XII и XIII веке таких не было?

— Тоже были, но значительно меньше. Понимаете, тогда было время схоластики. Это значит, что практический результат не имел для ученых особого значения. Важно было доказать свою правоту, опираясь на Священное писание. А тема дискуссии могла быть самой пустяковой — к примеру, что появилось раньше, яйцо или курица...

Дети моментально устроили импровизированный диспут. Громче, но едва ли убедительнее выглядели сторонники яйца. Девочка с бэйджиком "Аглая", теребя алую ручку, пыталась что-то говорить в защиту курицы. "Сама ты курица!" — неопровержимый аргумент, приведенный кем-то с последней парты, чуть не похоронил урок. Но Семен умел вернуть внимание класса и знал, что заканчивать нужно на позитиве. Как говорилось в его любимом сериале, "запоминается всегда последняя фраза".

— Эпоха Ренессанса изменила подход к научному исследованию. Теперь стал цениться факт. Ученые по всей Европе начали проводить настоящие опыты. Это стало предпосылкой научной революции. Кстати, ее последствия мы ощущаем до сих пор — например, когда сидим в телефоне, вместо того, чтобы слушать учителя, правда, Архип? 

Розовощекий Архип был не против. Он вообще был согласен на все, лишь бы история скорее закончилась. Папа-программист официально разрешил не учить ее, если по математике у Архипа будет "десять". И даже оповестил об этом учительницу. Скандал был тот еще, но современной школой управляют родители. 

— Через Ренессанс лежит дорога к Просвещению, к идеалам "царства разума". Если бы не Ренессанс, мы бы и сейчас не прислушивались к доводам интеллекта, наступали бы на одни и те же грабли, а наши ученые занимались бы ерундой. Понятно теперь, почему мы столько внимания уделяем этой эпохе?

Счастливое "да", вырвавшееся из двадцати четырех молодых глоток, с легкостью заглушило старенький еле слышный звонок. 

Впрочем, что-что, а звонок, каким бы тихим он не был, дети никогда не пропустят.

***

Конкурсная комиссия состояла из 7 человек. За день они посмотрели шесть открытых уроков, уничтожили четыре банки кофе и съели столько бутербродов, что Никитичне из столовой пришлось тайком сгонять подвернувшегося "хлопчыка" за колбасой. 

С большинством членов комиссии Семен уже был знаком. Перед началом конкурса он посещал недельные курсы, где многие из сегодняшних судей числились лекторами. Например, вон та импозантная женщина с цыганской шалью озадачила аудиторию, начав лекцию словами "слава Богу, в школе я не работаю с 1989 года". А вон тот мужчина с проседью учил их "языку жестов", полтора часа не вынимая рук из карманов. 

Глава комиссии, румяный и округлый Петр Никифорович Голобурда, предложил не тратить время понапрасну:

— Шестое место, Семен. Шестое. Поздравляем.

— Шестое? — не то чтобы Шичко мечтал о победе в конкурсе, но все же хотелось бы знать, что же не так. Или просто конкуренты настолько хороши? Все же странно, что им запрещено смотреть открытые уроки других участников. 

— Есть методические недочеты. Не очень много, впрочем. Но есть. Какой рукой мы держим указку?

— Левой... Ой! Хотя да, левой. Вообще, смотря как стоим.

Две женщины неопределенного возраста переглянулись с таким видом, словно ничего глупее не слышали с самого рождения. Семен на мгновение и сам поверил, что в стране один он не знает, как же нужно держать эту чертову указку.

— Далее. Вы сказали что "Маккиавелли был расчетлив как игрок в покер". Скажите, вы в своем уме?

Интонация Голобурды выбила интеллигентного Семена из равновесия. В какой-то момент он подумал, что ослышался.

— Простите...

— Вы в детской аудитории. Они восьмиклассники. Какой покер? Это же азартная игра!

Женщины, с надменностью Семирамиды восседавшие чуть позади председательского кресла, закивали со слаженностью пловчих-синхронисток.

— Покер — официально признанный вид спорта...

— Хватит пререкаться! — привыкший общаться с бессловесными студентами Голобурда прямо побагровел. — Лучше объясните, что у вас с планом-конспектом?

— А что с ним?

— У вас там вместо "учащиеся" написаны "ученики". Ученики, Семен Александрович! Вы инструкции от министерства вообще читаете? И название урока должно быть выделено жирным. А у вас это где?

***

По окончании учебного года Семен, успешно отработавший по распределению, ушел из школы. Вместо него взяли девочку из педа. В заявлении она попросила принять ее на место "препадавателя".

Архип так никогда и не учил историю. Когда пришла пора сдавать экзамены, родители сделали ему липовую справку о болезни. 

Конкурс "Учитель года" продолжает проводиться каждый год. Для его проведения образован специальный институт, сотрудники которого, в сущности, ничем другим не занимаются. Только смотрят открытые уроки и, опираясь на неведомые критерии, решают, кто из толпы талантливых учителей лучше. 

Решают, яйцо или курица. 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.