Маурьи
2/1. Биндусара (393-268 гг. до Р.Х.)
3/2. Ашока (268-232 гг. до Р.Х.)
4/3. Кунала (232-225 гг. до Р.Х.)
5/3. Дашаратха (232-225 гг. до Р.Х.)
6/4. Сампрати (225-? гг. до Р.Х.)
7. Шалишука
8. Дэваварман
9. Шатадхану
10. Брихадратха (187-180 гг. до Р.Х.)
1. Чандрагупта и образование империи Маурьев
Данные источников о происхождении Маурьев темны и противоречивы. Джайнская традиция подчеркивает, что основатель династии – Чандрагупта – был выходцем из сельской местности. Это перекликается со свидетельством Юстина о том, что Чандрагупта «был рожден, по крайней мере, в простом роде». Есть и другое свидетельство – о том, что Чандрагупта был сыном царя Нанды (http://www.proza.ru/2013/11/29/1957) от одной из его жен по имени Мура, но это, скорее всего, не верно. Многие источники сообщают о кшатрийском происхождении Чандрагупты. Например, «Махавамса» причисляет его к магадхскому кшатрийскому роду Маурьев.
В юности Чандрагупта жил в Таксиле, обучался наукам и вместе со своим наставником Чанакьей (которого источники называют сыном брахмана из Таксилы) разрабатывал план захвата магадхского престола. Согласно «Махавамса-тике», душой всего предприятия был поначалу даже не Чандрагупта, а Чанакья. Пишут, что он явился однажды в Паталипутру для того, чтобы принять участие в религиозном диспуте. Тут между ним и царем Нандой произошло столкновение. Царь приказал с позором изгнать Чанакью, а тот поклялся отомстить ему. В Таксиле он встретился с Чандрагуптой и они стали готовиться к захвату власти. Известно, что Чандрагупте и Чанакье удалось сформировать в Пенджабе достаточно большую наемную армию. (Средства для этого им дал клад, найденный в лесу в горах Виндхья).
Как раз в это время Северо-западная Индия была завоевана Александром Македонским (http://www.proza.ru/2009/11/30/1314). По свидетельству Плутарха, Чандрагупта приезжал к Александру и уговаривал его напасть на Магадху, обещая легкую победу над Нандами. Но этот поход не состоялся. Тогда, после ухода Александра, Чандрагупта вступил в союз с царем Парватаки (большинство историков идентифицируют этого царя с хорошо известным по античным сочинениям пенджабским царем Пором – одним из главных противников Александра во время его индийского похода). По свидетельству «Паришиштапарван», они договорились после победы над Нандами разделить их империю. Однако и этот поход не состоялся. Между тем господство македонцев в Индии оказалось недолгим. После смерти в 324 г. до Р.Х. Александра отсюда была выведена большая часть их войск. Главенствующее положение в Пенджабе перешло к Параватаку. Но в 317 г. до Р.Х. он был убит македонским сатрапом Эвдемом, который захватил его боевых слонов и после этого ушел из Индии (в Азии в это время в полном разгаре была война диадохов, и Эвдем торопился принять в ней участие).
Дальнейшие события недостаточно освещены источниками. Ясно только, что Чандрагупта (317-293 гг. до Р.Х.) овладел царством Пора, а затем в короткое время завоевал всю Северо-западную Индию (Пенджаб и долину Инда до самого моря). Македонские наместники были повсеместно перебиты в результате народного восстания индийцев. Из Пенджаба Чандрагупта вторгся в долину Ганга и двинулся на столицу Магадхи Паталипутру, которая пала приблизительно в 313 г. до Р.Х. Завоевание империи Нандов оказалось, видимо, не очень трудным делом. По крайней мере, никаких сведений о больших сражениях между Чандрагуптой и магадхским царем Дханой Нандой нет. Точно так же в индийских сочинениях не сохранилось упоминаний о каких-либо конкретных фактах, связанных с правлением первого царя новой династии. Из античных авторов мы знаем, что около 305 г. до Р.Х. у Чандрагупты было столкновение с царем Азии Селевком I (http://www.proza.ru/2015/04/19/541). Основатель Сирийского царства Селевкидов переправился через Инд и стал угрожать владениям Маурьев. Дело, впрочем, закончилось мирным договором. По свидетельству Страбона, Селевк уступил Чандрагупте находившуюся под его властью Ариану (то есть, видимо, Паропамисады, Арахосию и Гедросию) за 500 боевых слонов. (Если верить сообщениям Плиния о том, что у Чандрагупты насчитывалось 8000 боевых слонов, то это была совсем небольшая плата за такие обширные провинции). Кроме того из индийских источников известно, что Чандрагупта исповедовал джайнизм и умер как джайнский святой, уморив себя голодом.
2. Ашока. Распространение буддизма
О сыне Чандрагупты Биндусаре (293-268 гг. до Р.Х.) сведения также не многочисленны и фрагментарны. Очевидно, царствование этого государя было неспокойным. Ему пришлось усмирять сильное восстание в Таксиле и горных районах Северной Индии. Из «Паришиштапарвана» известно, что в Паталипутре при нем постоянно возникали заговоры и шла борьба между будущими наследниками престола.
Своего расцвета империя Маурьев достигла при сыне Биндусары – Ашоке (268-232 гг. до Р.Х.), одном из самых знаменитых деятелей индийской древности. При нем пределы маурийской державы простерлись от Кашмира и Гималаев на севере до Майсура на юге, от области современного Афганистана на северо-западе до Бенгальского залива на востоке. Впрочем, и об этом государе сохранилось не очень много известий. Его собственным именем было Пиядаси (именно так он именует себя в своих надписях), но в пуранах и сочинениях буддийского цикла он известен как Ашока. Это имя и закрепилось за ним в истории. Об обстоятельствах его воцарения источники пишут по-разному. Согласно южной традиции, Ашока был направлен отцом в Западную Индию (провинцию Аванти) с центром в Уджаяне, где правил более десяти лет. Именно отсюда, узнав о смерти Биндусары, он начал поход на Паталипутру. Северо-индийские авторы сообщают о пребывании Ашоки в Северо-Западной Индии, в Таксиле, куда Биндусара отправил его подавлять восстание. Однако все источники единодушны в том, что царевичу пришлось завоевывать престол в упорной борьбе с братьями. По некоторым сведениям война продолжалась четыре года.
Разгромив соперников и усмирив мятежи, Ашока приступил к внешним завоеваниям. Особенно тяжелой оказалась для него война с Калингой – сильным государством на восточном побережье Бенгальского залива. По признанию самого Ашоки, она стоила многих жертв: было взято в плен 150 тысяч и убито более 100 тысяч человек. Ужасы войны пробудили в душе царя раскаянье. В одном из своих наскальных эдиктов он писал: «Теперь, после того как завоевана Калинга, у Милого богам (это был официальный титул Ашоки) строгая забота об охране дхармы, любовь к дхарме, решение к наставлению в дхарме. Вот появилось раскаянье у Милого богам после завоевания страны Калинги». О дхарме идет речь и во многих других эдиктах Ашоки, из чего можно заключить, что царь действительно видел одну из главных своих задач в ее распространении и утверждении среди народа. Что же такое дхарма? По мнению большинства современных ученых, под ней нельзя понимать какое-то особенное религиозное учение. Дхарма включала в себя свод правил праведного образа жизни и поведения, которым должны были следовать все без исключения жители империи. Правила эти были очень просты: послушание родителям, уважение учителей и старших, почитание брахманов, хорошее отношение к рабам и слугам, друзьям, родственникам, щедрость в подаяниях, воздержание от мотовства и скупости, не убиение живых существ. В сущности, ничего нового в них не было. Новизна заключалась только в том, что государство взяло под свой контроль исполнение всех этих предписаний. Ашока учредил специальный разряд чиновников-махаматров по делам дхармы. «Они назначены, - отмечалось в одном из эдиктов, - для блага и счастья наемных людей, брахманов и вайшьев, сирот и старых, для успеха в распространении дхармы».
Одним из проявлений «раскаянья» Ашоки стало принятие им новой религии – буддизма. В последние годы своего царствования он приложил много сил к распространению буддизма как в собственной стране, так и за ее пределами. Он рассылал своих миссионеров во все сопредельные государства, основывал там монастыри и строил ступы (всего при нем было построено 84 тыс. ступ).
3. Буддийские секты. Третий буддийский собор
Смерть Будды (http://www.proza.ru/2013/11/29/403) не остановила дальнейшее развитие и распространение его вероучения. Сам он, впрочем, заложил только его основы. Множество вопросов и важнейших положений новой религии требовали дальнейшего развития и уточнения. Первый шаг к этому был сделан вскоре после кончины Учителя. Около 470 г. до Р.Х. немногочисленные тогда еще буддисты собрались в пещере у Раджагрихи, близ Магадхи, на Первый буддийский собор, где под руководством Кашьяпы, самого ученого из последователей Будды, утвердили главные пункты устава общины и приняли меры к сохранению суждений и изречений Учителя. Дело, очевидно, могло идти только о собрании кратких устных предписаний и наставлений умершего Будды. Естественно при этом принимались во внимание, прежде всего, часто повторяющиеся и часто слышанные сентенции общего содержания, сжатые мудрые изречения и т.п. В буддийской традиции они получили название сутр. С течением времени к сутрам были прибавлены различные пояснения и указания о том, где, когда, по какому поводу и для кого было произнесено каждое из этих поучений. В результате некоторые из сутр приобрели значительный объем.
Вскоре после Первого собора в буддийской общине сангхе наметились два направления – ортодоксальное и либеральное. Представители первого течения настаивали на большей строгости в аскетических упражнениях и буквальном соблюдении всех сохранившихся заповедей Будды. Сторонники второго делали упор на нравственное совершенствование, ослабляя, однако, требования устава. Первые считал, что спасение возможно только для монахов, строго соблюдающих устав Общины, установленный Буддой. Вторые верили, что при определенных условиях нирваны могут достичь все живые существа. Каждое из этих течений буддизма предлагало свой путь религиозного спасения, или, как тогда говорили, свою «колесницу» - яна, на которой можно было бы переправиться из этого земного существования на другой берег бытия. Размежевание между двумя школами фактически произошло уже на Втором буддийском соборе, который состоялся через сто лет после Первого. В дальнейшем ортодоксальная школа получила наименование хинаяна («малая колесница» или «колесница индивидуального освобождения»), а либеральная – махаяна («большая колесница» или «колесница всеобщего спасения»).
Впрочем, внутри каждой школы буддизм тоже не был однородным. В III – II вв. до Р.Х. буддийская церковь дробиться на множество сект, оспаривавших друг у друга право считаться истиной Дхармой. (Цейлонские хроники, ранние индийские и тибетские историки говорят о 18 буддийских школах). В 253 г. до Р.Х. Ашока созвал в Паталипутре Третий буддийский собор. Здесь были утверждены основы вероучения буддизма, сложившиеся к этому времени, а также осуждены ереси. Правоверными были признаны только две из 18 школ – Тхеравада и Вибхаджавада, отстаивавших ортодоксальную точку зрения. Неправоверные монахи должны были после этого покинуть Магадху – главное место пребывания тхеравадинов – и уйти в Кашмир. Там они обрели силу и стали называться сарвастивадинами.
4. Смерть Ашоки и распад империи Маурьев
По свидетельству «Ашока-аваны» под старость царь стал настолько религиозен, что щедрыми дарами буддийской общине разорил государственную казну. Между тем, в окружении царя далеко не все разделяли его пристрастие к буддизму. В конце концов при активном участии второй жены Ашоки, царицы Тишьяракшити, произошло что-то вроде тихого государственного переворота. Ашока был фактически отстранен от власти. Его соправителем (а на самом деле полновластным правителем) стал внук Сампрати . В отличие от деда, Сампрати был ревностным последователем учения Махавиры (http://www.proza.ru/2010/07/04/220) и противником буддизма. Он запретил хранителю казны выдавать драгоценности по приказу Ашоки. Но царь и после этого пытался продолжать свои дарения и отсылал к монахам золотые блюда, на которых ему приносили еду. Тогда Сампрати приказал давать деду пищу в железных и глиняных тарелках. Ашока тяжело переживал утрату былого могущества, но вернуть его уже не мог. Ему оставалось только сетовать и жаловаться. В «Дивья-авадане» есть рассказ о том, как царь собрал сановников и обратился к ним с вопросом: «Кто же истинный правитель государства? Я лишился власти и богатства. Раньше, когда я отдавал распоряжения, никто не смел противиться мне. Теперь же мои приказы не выполняются… Мои эдикты – мертвые буквы».
Данные источников, касающиеся приемников Ашоки, крайне отрывочны и противоречивы. Согласно «Ваю-пуране» и «Брахманден-пуране» наследником Ашоки стал его старший сын Купала (232-225 гг. до Р.Х.). Однако есть известие, что из-за интриг своей второй жены Тишьяракшиты Ашока будто бы приказал отстранить его от престола и ослепить. Царство наследовал другой сын Ашоки – Дашаратха (232-225 гг. до Р.Х.). Ряд джайнских сочинений приемником Ашоки называют Сампрати (225-? гг. до Р.Х.). Этот разнобой сам по себе свидетельствует об определенном кризисе, который переживала в эти годы империя Маурьев. В некоторых пуранах говорится, что Сампрати наследовал Шалишука. О времени правления всех этих царей и порядке, в котором они занимали престол, существуют различные точки зрения. Ни одна из них, однако, не может считаться твердо обоснованной. Некоторые историки считают, что империя Маурьев как целое после смерти Ашоки уже не существовала, и здесь одновременно правило несколько государей. В самом деле, в конце III в. до Р.Х. Магадхе, видимо, уже не принадлежала Арахосия и некоторые другие окраинные провинции. В первой половине II в. до Р.Х. начали свои завоевания в Северо-Западной Индии бактрийские цари. Последним маурийским правителем, согласно «Гаргисамхите», был Брихадратха (187-180 гг. до Р.Х.). Около 180 г. до Р.Х. он был убит своим военачальником Пушьямитрой, основавшим новую династию – Шунгов.
5. Паталипутра
При Маурьях достигла своего расцвета столица Магадхи – город Паталипутра. В центре нее находился царский дворец Сугангея. По утверждению грека Мегасфена, побывавшего в Индии с дипломатическим поручением, он был роскошнее дворцов Сузы и Экбатаны. Город простирался вдоль берегов Ганга более чем на девять миль. Красота его парков и великолепие зданий вошли в поговорку. В большом сборнике индийских сказок «Океан историй» постоянно говориться о Паталипутре как о «царице городов мира», центре культуры, искусства и образования.
Цари Магадхи http://www.proza.ru/2013/11/29/1957
Свидетельство о публикации №215072400260