Всё течет!

«Византийское искусство не было безродным и органически усвоило предшествующие традиции; оно представляло удивительный сплав различных составляющих: зрелищной – изобразительной, пластической античной системы – достояния средиземноморских народов; словесной – библейской, восходящей к иудаизму образности евангельского слова; наконец, эмоциональной экспрессии и догматизма Востока. Пластический образ, слово и эмоция – каждый из этих трех компонентов имел свою традицию, враждебно настроенную по отношению к иным». Так пишет во вступлении к своему фундаментальному исследованию византийского искусства Галина Сергеевна Колпакова – один из ведущих специалистов по византийскому и древнерусскому искусству. Она оспаривает традиционный подход к изучению византийской культуры как явления консервативного. В двух томах «Искусства Византии» Галина Колпакова рассматривает развитие этой культуры во всем ее многообразии и постоянной эволюции. Эти прекрасно оформленные и богато проиллюстрированные тома выходят в рамках уникального проекта петербургского издательства «Азбука-классика» - «Новая история искусств», в котором представлена вся сокровищница мировой культуры от древности до наших дней.
От Византии перейдем к итальянскому Возрождению. В московском издательстве «Айрис-пресс» в серии «Библиотека истории и культуры» вышел классический труд немецкого историка искусства Генриха Вёльфлина «Классическое искусство. Введение в итальянское Возрождение». Эта книга, впервые изданная в Мюнхене в 1899 году, и по сей день остается непревзойденным образцом формально-стилистического метода в искусствознании. Новое издание этой канонической книги по  искусствознанию выходит в новом переводе и сопровождается двумястами цветными и черно-белыми репродукциями живописных и скульптурных произведений искусства, о которых рассказывает Генрих Вёльфлин.
Две новые книги из «Большой библиотеки «Слова» разнятся как по тематике, так и по стилистике, хотя и посвящены искусству. Первая книга «Стиль ХХ века», написанная английским искусствоведом Бивисом Хиллером, – рассматривает развитие культуры прошлого столетия с точки зрения стилей, сменявших друг друга с достаточной быстротой. «Стиль и стиль жизни неразделимы. И история без ее материальных памятников превращается в груду иероглифов», – говорит Бивис Хиллер. Эта книга, посвященная стилевым особенностям нашей культуры, удивительным образом объединяет высокое искусство со структурами повседневности. Она буквально пронизана ароматами времени, которое стремительно меняет моду и стиль. Вторая книга – «Философия искусства», принадлежащая перу Гордона Грэма, является своеобразным путеводителем по лабиринтам эстетического восприятия искусства во всем его многообразии. Лекции профессора Абердинского Королевского колледжа будут интересны не только студентам, хотя им в первую очередь, но и всем ценителям прекрасного, которое остается с нами всю жизнь.
Свой подход к осмыслению путей гуманитарного сознания в ХХI веке культуролог Михаил Эпштейн называет не футурологией, а футуроскопией. «Футурология, популярная дисциплина 1960-1970-х годов, пыталась предсказать будущее, выстроить его в линейной перспективе, тогда как футуроскопия обозревает разные варианты и горизонты будущего без попытки подчинить их единой логике развития, Это своего рода ландшафтное видение будущего как множества веерообразных расходящихся и не заслоняющих друг друга будущностей». Книга лаурета премии «Либерти» Михаила Эпштейна «Знак пробела: О будущем гуманитарных наук»  исследует природу культурных пробелов, языковых зияний, заполнение которых знаменует рождение новых художественных и теоретических практик. Это одновременно взгляд на завтрашнюю культуру и одновременно взгляд на всю мировую культуру из завтрашнего дня. Зато новая книга еще одного лауреата премии «Либерти» Льва Рубинштейна «Погоня за шляпой» чрезмерно сегодняшняя. Составленная из журнально-газетных текстов и замечательно проиллюстрированная бытовыми фотографиями она больше напоминает альбом с вырезками, которые были характерны для эпохи «кухонной демократии и портвейного плюрализма». Ее можно читать с середины, с конца или с начала…С любой страницы. И погружаться в  очень своеобычную субкультуру. А если погружаться не захочется просто закрыть эту книгу. А потом спустя время открыть. Опять же, с любой страницы. 


Рецензии