Рок-н-ролл мёртв?

Эту книгу известный петербургский критик Виктор Топоров назвал «живой книгой о мёртвых», хотя составитель, а также один из авторов необычного мартиролога Павел Крусанов, написавший её в соавторстве с Налем Подольским, Андреем Хлобыстиным и Сергеем Коровиным, предпочёл другое название - «Беспокойники  города Питера». Чем обусловлен выбор четырнадцати имён этого мартиролога, среди которых рок-музыканты, поэты, художники, фотографы, - одним словом артисты? Павел Крусанов пишет: «эти люди до сих пор пребывают в наших мыслях и разговорах, продолжают незримо участвовать в нашей жизни и влиять на наши поступки – они не хотят уходить. В каком-то смысле они и есть те самые хармсовские беспокойники. Все они - порождение Петербурга, продолжающие жить в метафизическом пространстве Города, где биологическая смерть человека не имеет никакого значения». Ещё одна книга от «Амфоры» о тех, кого уж, составлена Ильей Стоговым. «Грешники» это продолжение истории питерского рока и клубной субкультуры, которую Стогов начал «летописать» в книге «Бронзовый рок». Она целиком смонтирована из монологов известных персонажей питерской рок-богемы, владевшей умами прошлого десятилетия: виолончелиста «Аквариума» Севы Гаккеля, лидеров групп «Король и Шут», «Пилот» и «2ва Самолёта», известных клубных промоутеров и тусовщиков. Александр Житинский своей книге «Альманах рок-дилетанта» дал подзаголовок «Музыкальный роман».  Некоторые герои «Беспокойников» перекочевали в книжку Житинского, ведь этот документальный роман, если только его можно считать таковым, также представляет винегрет из интервью с музыкантами, их фанатами, а также из  собственных соображений автора о превратностях  питерского рока, поскольку и сам Житинский также родом с берегов Невы. Становление советского рока у Житинского показано через призму пьянок, кочегарок, квартирных концертов, приводов в милицию, мечтаний о «стратокастерах» и снов о чем-то большем. Книжка достаточно злая и как всё,  собранное в  «сэконд хэнд», -  несколько неопрятная. Но очевидно издателей «Амфоры» это обстоятельство не смущает. Любопытно, - отмечает всё тот же Виктор Топоров,  - что практически одновременно с «Беспокойниками» в издательстве «Амфора» вышла книга Андрея Хааса «Корпорация счастья. История российского рейва».  Здесь представлены мемуары одного обо всех, и как раз эта книга  моментально стала культовой». Хотя, по мнению маститого критика, литературные достоинства книги клубного промоутера Андрея Хааса также оставляют желать лучшего.
От рока перейдем к творчеству «короля ужасов» Стивена Кинга. В серии «Новая эврика» издательство «Амфора» выпустило книгу Вадима  Эрлихмана «Король Тёмной Стороны: Стивен Кинг в Америке и России». Автор, излагая биографию Кинга, выдает любопытные подробности из жизни писателя, сначала нуждающегося в деньгах, а потом миллионера. Попутно исследователь творчества Стивена Кинга пытается найти прототипы персонажей и ситуаций из произведений Кинга  в его жизни. В большинстве случаев это ему удается играючи, ибо Кинг почти никогда не скрывал таких параллелей. Эрлихман пересказывает сюжеты практически всех романов, повестей, и рассказов Стивена Кинга, разделяя творчество Кинга условно на три этапа:  пристрастие к ужасам, к политике, и новый этап, обусловленный глубоким интересом к психологии персонажей. ;Тот, кто утверждает, что говорит о современности объективно, лжет: единственное, что в наших силах, - дать полный отчет читателю о мере своей субъективности. Александр Архангельский  в книге «Базовые ценности» представляет свой взгляд на складывающуюся на наших глазах историю России. По его мнению, «публичная политика, не успев вернуться в российские пределы после 70-летнего отсутствия, почти сразу выродилась в набор технологических цепочек, в конкретный разговор на конкретном языке: этих «мочим», тех «разводим», «порешаем» вопросы. Слово «идеал» пора помечать в словарях как «устар.»; но даже «принцип» — и тот уже кажется какой-то романтической отсебятиной. Мы не отдаем себе отчета, насколько опасна эпоха всеобщей технологизации российской политики, наставшая «до» и вместо эпохи обретения ключевых политических смыслов. Когда мы это осознаем, может быть уже поздно». Петербургское издательство «Азбука-классика» продолжает выпуск уникального десятитомного энциклопедического словаря изобразительного искусства, работе над которым известный искусствовед Виктор Власов посвятил большую часть жизни. В 4-ом томе «Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства», как и в предшествующих томах, автор продолжает объединять термины философии, эстетики, истории искусства разных видов и жанров. Виктор Власов рассматривает обстоятельства создания отдельных памятников архитектуры, произведений живописи, графики, скульптуры, декоративного и прикладного искусства через слово — через мифологию, через имена мифологических персонажей, исторических лиц и литературных героев, наименования тем и сюжетов. Эта работа предлагает по-новому осмыслить очевидные вещи и привычные предметы споров вокруг искусства.





 


Рецензии