Красный полушубок Царь-девицы и красный сундучок с

   
      Царь-девица в "Коньке-Горбунке"

Ездит в красном полушубке.

Почему такое странное одеяние - не целая шубка, а - полу -шубок? Но - красный, - порфирный, - то есть, - это мантия, подбитая горностаевым мехом, очевидно (во времена Пушкина шубки ещё были - мехом внутрь). Почему же она - короткая, - какая-то недоделанная?
Думаю, потому, что "не доделана" и сама Царь-девица. В этом "полу-" шубке, в неполной этой шубке - намёк на её недоделанность.

И, может быть, полные несуразицы слова, которые сейчас в основном печатают - слова IV  и последующих изданий, - призывают нас обратить внимание на эту ситуацию:

Та девица, говорят,
Ездит в красном полушубке,
В золотой, ребята, шлюпке
И серебряным веслом
Самолично правит в нём.

То есть, девица самолично правит в собственном полушубке! Абракадабра какая-то.

В I-III изданиях последний стих:

В окияне правит том.

Так - ведь и правильно, и понятно всё. Но - для чего-то была написана Пушкиным и та - другая, - странная, строчка - как вариант. (Я думала сначала, что это - неловкая правка Ершова, но теперь отказалась от этой мысли. Ершов вообще ничего никогда в тексте этой сказки не правил. Все варианты текстов "Горбунка" были написаны самим А.С. Пушкиным. Именно эти варианты видел у Пушкина А.М. Языков в Болдино 26 сентября 1834 года,  - которые описывал потом как "несколько сказок в роде Ершова". Род Ершова - это не подражание Пушкина "юному дарованию", едва успевшему напечатать к тому времени треть "своей" сказки. Это - игра Пушкина "под Ершова", - и братья Языковы об этой игре знали.)

Что же значит недошитая царевнина шубка? Думаю, она тесно связана с тем перстнем, который затерян в море-окияне, в красном - также - сундучке. Перстнем, о местонахождении которого знал один гуляка-забияка Ёрш. О том, что Ёрш - это другой образ Ивана-дурака, писали и критики и просто читатели. Но то, что образ Ивана - дурака есть образ самогО великого Пушкина - об этом говорю я первая ( ну, или - если угодно - вторая, после Сергея Ефимовича Шубина. Я догадалась об этом сама, но готова встать второй - от этого ничего не изменится, поскольку сама эта мысль - истинна. Чем больше народу до неё дойдёт - тем лучше - и для народа, и для мысли.) Так вот, в красном сундучке затерялся в глубоком омуте перстень Царь-девицы, без которого она не может выйти замуж. Что это за перстень? Как он может дополнить царевнин полушубок? В перстне этом заложена идея созидания. Был такой перстень-печатка. Вернее, и не перстень, а печать, которую носил на цепочке император. Одна из печатей. Вот как пишет о ней автор статьи "Эмблематика личных печатей Петра Первого" В.Ю. Матвеев:

    "Вероятно, в 1711-1712 гг. для Петра I была исполнена  еще одна трехсторонняя печать, которая по свидетельству лица, видевшего ее, была подвешена к карманным часам царя. На одной стороне печати был представлен государственный герб под тремя коронами; грудной щиток с изображением ездеца, знак ордена Андрея Первозванного подвешен к щиту без цепи. На другой стороне: «всевидящее око», под ним рука, выходящая из облаков и держащая корону, по краю надпись: «Dat et ansert» (Даю и награждаю»). Символ этот носит несомненный благопожелательный характер. Наибольший интерес представляет третья сторона этой печати. На ней изображен сам Петр I с резцом и киянкой в руках, с короной на голове и мантией на плечах. Петр I высекает из камня статую России, представленную в виде женщины со скипетром и державой в руках, короной на голове, в мантии на плечах. Справа (на оттиске) видна часть триумфальной арки в виде двух колонн, слева - корабль в открытом море; в небе плывут облака и помещено изображение «всевидящего ока» с заключенным внутри именем Иеговы; над всей сценой надпись «Adiuvante».["Божья слава"].

Сюжет «Петр I, высекающий статую России», появившийся на личной печати Петра I, получает достаточно широкое распространение и неоднократно встречается на памятниках Петровского времени. Этому, в первую очередь, способствовало осознание особой функции сюжета, восприятие его в качестве личной эмблемы Петра I, на что прямо указывает Феофан Прокопович. В своей речи «Слово на похвалу...» он писал: «Россия вся есть статуя твоя, изрядным майстерством от тебя переделанная, что и в твоей емблеме неложно изобразуется». Этот сюжет (эмблему) Б.-К. Растрелли вводит в проект Триумфального столпа и помещает на нагрудном щитке доспеха исполненного в 1723 г. бронзового бюста Петра  Для церемонии погребения Петра I эти же эмблемы были вытканы на попоне, возлагавшейся на лошадь, которая во время церемониального шествия сопровождала «знамя белое, на котором написана была эмблема императорская: резец (т.е. скульптор. - В.М.), делающий статую»."

    Главным в этой эмблеме было то, - на мой взгляд, - что процесс созидания Петром новой прекрасной России начат, - но не окончен. Следующие русские монархи должны трудиться над этим - как сейчас бы сказали -"проектом". Именно об этой печати - думаю - и ведёт речь автор "Конька-Горбунка" А.С. Пушкин. Кто готов продолжать работать на славу России - тот и царём будет. А пока монархи работают лишь на собственную славу, начатая Петром "Прекрасная Россия-Галатея" плавает неприкаянно в золотой шлюпке - "бучентавре", - которую уже менять пора - "прошло сто лет", - раз в сто лет в Венеции делали новую "золотую лодку". Плавает в начатой и неоконченной царской порфире - "красном полушубке"; и - "у далёких немских стран" - на краю света. Поскольку "нет пророка в своём Отечестве", а великодушные цари рождаются один раз за всю историю страны... Но на смену великому царю теперь родился великий поэт, поэт-пророк, - и он возьмётся за продолжение дела царя, взяв в руки свой "рубанок" - Жаро-птицево перо. Дело Петра Первого - создание новой прекрасной России - подхватил Первый Поэт, правнук Петрова крестника.  Но пока ещё Иванушка-дурак и слыхом не слыхивал об этой красотке, и она плавает в обветшавшей золотой шлюпке своего создателя, и в половинчатой мантии - полушубке. Красный же - соответствующий царской мантии - сундучок с заветным перстнем-печатью утонул в историческом забвении - в глубоком омуте исторической памяти (вернее, в беспамятстве).


Рецензии