Двоеперстие и троеперстие отношение к расколу

1. ФОРМАЛЬНО:
Замена двоеперстия троеперстием на новогреческий лад – одна из "новин" патриарха Никона. Считается, что два пальца символизируют Бога и человека (двойную природу Христа, а также верующего и Бога), а три пальца – Святую Троицу. А теперь посмотрим на дело формально. В случае двоеперстия крест творится двумя пальцами, в случае троеперстия – тремя. Если посмотреть на руку, творящую крест*, то в первом случае два пальца будут напротив трёх, а во втором случае – наоборот. В этом «наоборот» всё дело: (2 + 3)  для строго бинарного сознания русского человека (крестьянина = христианина) совсем не то же самое, что (3 + 2). Двоеперстие ЗЕРКАЛЬНО троеперстию (2 пальца вверху и 3 внизу) как небо зеркально земле, Бог – бесу, а белый свет – «тому свету». Неслучайно, например, одежда мужика и бабы закрываются на разные стороны. Но в смерти всё меняется: одежда покойного закрывается на бабью сторону, а покойницы – на мужскую. Таким образом, тот свет описывается как зеркало нашему миру. В русской картине мира тьма описывается как не свет (ночь = не очи). 0 = не 1. Яичко золотое = не простое. Христос = не антихрист.
Итак, двоеперстие и троеперстие зеркально противоположны. Но которое из них верно?
Глядя на иконы, мы видим двоеперстный жест благословения бога. Поэтому творя двумя перстами крест, человек подражал Христу-Богу. Рассуждая по аналогии, творя крест щепотью, человек подражает антихристу.
К этой же категории зеркальности относятся и так называемые «картофельные бунты» крестьян: цветя ядовитым цветом сверху, картофель плодоносит под землёй. Куст картофеля похож на подземное, а значит адское древо**. Его привёз на Святую Русь царь-антихрист из-за границы, что, учитывая традиционную для русских оппозицию "свои – чужие", означает "с того света".
Сюда же относится и бритьё бород, превращающее мужиков в баб и т.п.

Современный священник и телеведущий Дмитрий Смирнов, освещая символику двоеперстия и троеперстия про Троицу и т.п., делает вывод: «это что в лоб, что по лбу». Но если для современной РПЦ троеперстие не принципиально (как и многие другие вещи относящиеся к обряду; да и нужно ли креститься вообще?), а для старообрядцев они исключительно важны, то почему бы не вернуться к двум перстам? (как покаянный жест перед жертвами).
По поводу зеркального переворачивания ещё одна деталь, отличающая официальную церковь от старообрядческой – хождения против солнца вместо хождения посолонь. Так, крестные ходы вокруг храма староверы водят посолонь, а официальная церковь – против солнца, т.е. против язычества, против естества природы (божьего мира). В прочих случаях древнее логичное хождение посолонь также заменено на свою противоположность. Объясняется это обычно забавно: они идут навстречу Христу -солнцу (вместо того, чтобы идти за Ним и с Ним).
Таким образом, обрядовые изменения носят не мелочный характер придирок, как это зачастую трактуется, а характер "шиворот навыворот всё наоборот".

2.ИСТОРИЧЕСКИ:
Когда-то несогласные, чтобы жить по совести, ушли в леса. Многие, при приближении антихристового войска, сожгли себя в скитах живьём. Но некоторые поселения остались, иногда за границей. Здесь как в музеях лучше всего сохранился обряд русской свадьбы, одежда, фольклор и пр. Девушки хранят себя до свадьбы, Право и лево чётко разнесены – например, в церкви мужики стоят справа, бабы слева. Казалось бы, такая жизнь в стиле «трудись и молись» могла бы служить для нас примером (хотя она и отрицает прогресс человечества и церкви Христовой в частности).
Исторически, двоеперстие символизирует непокорность человека государству (желание молиться своему Богу, каждый монастырь немного по-разному, творчество народа), а троеперстие - христианское смирение человека перед государством*** (молитвы за начальствующих), централизацию и Прогресс (ныне глобализм плюс тотальный контроль над человеком с помощью компьютерных штучек именем борьбы с терроризмом и т.д.). Начавшись при патриархе Никоне, т.е. при царе Алексее Михайловиче Романове, антирусские реформы были продолжены Петром I, затем Екатериной II, а к ХIХ веку завершились беспрецедентным для Европы закабалением крестьян. Церковь потеряла самостоятельность и срослась с государством, народ "раскололся" на знать и собственно народ – крепостных крестьян. Дворяне, подчёркивая свою инаковость, говорят по-французки, носят иноземную одежду, ровняются на запад. Разделение народа на две части было смыто русской революцией - так начатое расколом закончилось революций. Первые Романовы за измену вере отцов народом были прокляты, последние Романовы – казнены.
(К слову, между двумя волнами эмиграции – расколом и белым движением – есть противоположность, поскольку первые гибли за веру, а вторые сражались за собственные привилегии. В свою очередь, между сектантами и революционерами есть, хотя и непрямая, преемственность, о чём писал Варлам Шаламов и многие другие).
Позиция РПЦ по отношению к расколу и революции такова – никакого покаяния перед староверами (про Никона: "с одной стороны..., с другой стороны..., противоречивая фигура... разумно, но поспешили с реформами..."), одновременно с этим идеализация дореволюционной жизни, проклятия большевикам и коммунизму и т.п. (т.е. У НИХ до "октябрьского переворота" всё было хорошо?) С экранов ТВ нам преподносится как образец символ старого времени – утончённая барышня с "ангельским" лицом, например молодая княжна в костюме сестры милосердия. Народ же представлен шариковыми с балалайками или бабушками, молящимися на разрушаемую церковь. Народ – всегда только зритель.
Таким образом, вместо покаяния и истинного Идеала (дониконовского, действительно общерусского идеала правильной жизни) нам предлагается вернуться в барское время к надуманному интеллигентскому идеалу. Не удивительно, что такое обращение к народу не может найти в нём живого отклика.
По сути современная РПЦ противоположна старообрядчеству как город противоположен деревне, как интеллигенция – народу, как высокая культура – фольклору, как знание – детской вере и как слово – делу. Поэтому, хотя для РПЦ обрядовые вещи и не имеют значения (если развить эту мысль далее, то получится протестантизм в голых храмах и служба на современном русском языке), но не испытывая покаяния и, к тому же, веря в прогресс, она никогда не вернётся назад.
Таким образом, проблема продолжается****...


* Если проследить за рукой, творящей крест, получится звезда-пентакль.

** К символическому осуждению картофеля можно добавить и антропософское. Непримиримый враг картофеля Рудольф Штайнер вопрошал: «чем отличается сознание современного человека от его сознания до открытия Америки?» и сам же отвечал: "тем, что люди тогда не ели картофель!" и далее объяснял почему это именно так на тонком плане.
Любопытно, что открытие Колумбом Америки, знаменующее собой начало новой истории, произошло ровно в 7000 году от сотворения мира (1492 г. от Р.Х.), что по византийской логике символизировало собой конец света (Царьград пал незадолго до этого и это второе событие, которое историками считается за начало новой истории).

*** Вспоминаются слова из красивого югославского фильма «Мастер и Маргарита» (режиссёр – Александр Петрович), которые на театральной сцене говорит Пилату безумный Иешуа: «Если есть сатана, то это государство! Или я похож на сумасшедшего?».

**** Большой интерес к сериалу "Раскол" говорит о живости темы. К самой теме, минуя конформизм, двусмысленность и нехудожественность подачи освещаемых событий.


Рецензии