Если друг оказался вдруг

У каждого есть друзья. У дружелюбного человека их много. У недружелюбного мало.

Есть такие понятия, как старый друг, преданный друг. А есть - бывший друг. И не друг, и не враг, а так. «Если сразу не разберёшь, Плох он или хорош».

Хорошая песня. Исключительно мужской подход шебутного, но настоящего мужика Владимира Высоцкого – тянуть за собой аж в горы и разбираться. Только «если сразу не разберёшь», то не у всех есть возможность махнуть в горы. А главное, вряд ли возникнет желание. Такой «друг» просто остаётся в прошлом.

У Беллы Ахмадулиной уже иной подход, чисто женский. Дружба и любовь – всё одно. С отдачей себя. Правда, для получения чего-то потом, но сначала – отдавание.

«По улице моей который год звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден…

…Так призови меня и награди! Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди, умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу, на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу, и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек, твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех, кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль, свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам, объявит свои детские секреты.

И вот тогда - из слез, из темноты, из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова».

Как же это - появляется и снова уходит, растворяется? И как кончается дружба?

Никогда сразу. Даже если друг уехал далеко и надолго, как бывает у друзей-одноклассников (не сетевых), однокашников, сослуживцев, которых соединяла в какой-то период жизни одна система, одна общность. А потом жизнью их развело.

Сначала - письма. Когда-то, - кто это время не застал, - было такое: писали письма. Сейчас skype, veber, e-mail. Через какое-то время – общение «вконтакте» или на «одноклассниках». А потом и с праздниками поздравляться становится обузой.

Моментами приходит ностальгия. Но попытки вернуть дружбу тщетны. Даже если этого вдруг захотелось тебе, то ему, другому, уже этого не надо. У него новые интересы, новые желания, новые друзья. Он адаптировался в своей обстановке, а ты его тянешь в былое. Если ты не адаптировался в своём аквариуме – это твои проблемы.
 
Если дружба ушла, то уже не возвращается. Можно только окунуться в воспоминания о дружбе, если, к примеру, душевно посидеть в ресторане. Но вынырнуть очень скоро придётся.

Жизнь идёт дальше, и друзья остаются друзьями в твоей памяти. И это нормально. Ненормально, если ты формируешь иллюзию дружбы. Обманывая себя, ты обременяешь бывших друзей. А лучше бы оставить нетронутой память, не искажать её своим «застоявшимся» менталитетом. Все твои заморочки не обязательно должны появляться у других.   

Бывает, что тебя в какой-то момент перестаёт наполнять жизнь и ты ищешь наполнения в прошлом. А прошлое – это то, что не существует, чего уже нет. Кажется, что что-то осталось. Но это осталось у тебя и не обязательно - у другого. У него может быть наполнение другим, чем-то своим. Так работает наш эгоизм. У тебя свой, у него – свой.

Друзья уходят не в «темноту за окнами», а в свои пространства. Эти пространства – в паутине эмоций и мыслей. Если эти пространства как-то пересекутся, то может получиться хорошо. Получится выйти на новый уровень отношений. Но чаще становится хуже, паутина переплетается, путается, цепляется. Это угнетает.   

Мне выдалось участвовать в эксперименте. Его не устраивали специально. Его проводила жизнь, её обстоятельства. Так получилось.

Я долго жил вдали от былых друзей. Потом вернулся в город, куда все они намного раньше меня стеклись.

Пока был далеко, меня вспоминали. Когда приезжал, мы встречались и как будто ощущали прежнюю дружбу. Я не был обузой.

Как только я переехал и стал жить рядом – большинство даже перестали звонить.

Я бывших друзей не виню. Они не хуже меня. Просто они другие и имеют на это право – быть другими.

Во мне ещё жила память, не искажённая текущим бытием. А это не что иное, как иллюзия. Потому как память – это прошлое. Она влияет на настоящее и будущее, но не очень и не у всех.

Говорят, что друзей не выбирают. Кто и почему так говорит? Сказал-то, видимо тот, кто это понял, а все другие подумали и с этим согласились.

И бывает, что друзья уходят. Или расходятся. А кто виноват? Почти каждый думает, что во всяком случае уж конечно же не он. Ну, может быть, я что-то и сделал не так, но вот он… такой-сякой…

В одну реку не войдёшь дважды. Жизнь течёт и уносит не только проблемы и радости, но и тех, с кем их когда-то делил.

Даже у реки есть мели и омуты, а уж у жизни и подавно. Бросишь две щепки - и их понесло… Чтобы оставаться вместе, щепкам нужно держаться. Или одна должна за другую зацепиться. Но это разные вещи - когда вместе и когда кто-то цепляется. Тогда один не свободен. А в дружбе должна быть свобода.

Иначе это уже не дружба, а зависимость. Развалиться может только то, что не имеет скрепы.
 
 Дружба – это как раз и есть такая скрепа.

Но давайте разберёмся, кто есть для нас друг и что такое – дружба. Смысл большинства слов определяется не подлежащим. «Подлежащее» - само слово отдаёт чем-то зависимым, тем что «подле»… Смысл определяется действием, - глаголом.

Дружить – друга жизнью жить. Принимать и понимать его жизнь. Полностью с ним рефлексировать. Такой заложен смысл.

А для детей дружить – значит играть вместе. Пока играю – дружу. Пока интересно, пока даёшь игрушку, - дружу. Не играешь и не даёшь, – не дружу. И этот стереотип так и остаётся, для многих – на всю жизнь.

Но дружба-то – это не взаимовыгодный обмен. По тому самому установленному нами смыслу – это отдача. По высшей-то планке – и жизнь за друга можно отдать, если по-другому его не спасти. «…Аще кто положит душу свою за други своя…» - передаёт евангелист Иоанн слова Христа.

Ну вот и думаем дальше, была ли у нас она, - дружба. А с того, чего не было и нет, какой спрос?


Рецензии