Культура и наши дни

В своё время Н. Рерих сказал: «Думы о культуре – есть врата в будущее». И в этом он был, безусловно, прав. Начнём по порядку. Постараюсь ограничиться только фактами.

Ещё лет десять назад, входя в вагон электрички, можно было видеть, что как минимум половина пассажиров что-то читают. Теперь же можно проехать в той же электричке сотню километров и более, и не увидишь не одного читающего.

Одному моему знакомому букинисту принесли полное собрание сочинений В. Гюго и полное собрание сочинений Д. Голсуорси. Отдали по чисто символическим ценам. И лежали они у него по таким же почти ценам. Совсем копеечную наценку он от себя добавил. Лежали почти год. Пока я не купил, чему был несказанно рад. А ведь в годы моей ранней юности, такими книгами, для решения какого-нибудь очень важного и очень сложного вопроса, только так можно было какому-нибудь большому начальнику взятку дать.

Сошлюсь на пример другого моего знакомого. Это – поэт-инвалид. Раньше он выступал на всех городских фестивалях творчества инвалидов, проводимых в рамках так называемой «декады инвалидов». Для тех, кто не знают, уточню: это бывает ежегодно с первого по десятое декабря. А знаете, почему он перестал там выступать? После одного единственного случая. Вот как это было. Проходили тогда эти фестивали в так называемом «Центре Эстетического Воспитания», как успели переименовать городской Дом Пионеров, у которого вскоре отобрали здание, передав его коммерческим структурам, а сам Центр переведя в только что освободившееся здание Дома Культуры Электродного Завода, стремительно начавшего избавляться от всех объектов соцкультбыта. Кстати, если первый раз этот фестиваль поражал своей красочностью и самобытностью (наверное, один только факт о чём-то говорит: начавшись в десять часов утра, завершился в одиннадцатом часу ночи!), то потом, год от года, он делался всё беднее и беднее, становился всё более и более блёклым и невыразительным, продолжаясь по времени не более полутора часов. А теперь и зал в том самом Центре Эстетического Воспитания для оного фестиваля перестали предоставлять. Теперь проходит он в актовом зале Новочеркасского Технологического Техникума-Интерната (НТТИ), о котором я уже в своё время писал, который является специализированным учебным заведением для инвалидов, но теперь туда разрешено на коммерческой основе принимать вообще всех, после чего самих инвалидов, ради которых этот техникум когда-то и создавался, там осталось, что называется, раз – два и обчёлся, и которых преподаватели считают в лучшем случае – это ещё в лучшем случае!- едва ли не людьми второго сорта (потому, что взять с большинства из них практически нечего, имею в виду «взять» в чисто материальном выражении), а про отношение к ним сокурсников и вовсе молчу.

Так вот. Возвращаюсь к истории с моим знакомым поэтом-инвалидом. В том самом здании Центра Эстетического Воспитания, оно же – бывшее здание заводского ДК, концертный зал (где и проходили вышеупомянутые фестивали) находится на втором этаже. А на первом находилось, и когда пишутся эти строки всё ещё находится, городское отделение Всероссийского Общества Красного Креста (не путать с Международным Обществом Красного Креста, представительство которого в нашей стране находится только лишь в Москве), где ежегодно, с началом декады инвалидов, инвалидам раздавали (раздают ли сейчас, если честно, не знаю, да и не это главное в контексте того, о чём в данном случае пишу) по две банки моющего средства «Прогресс». Штука-то, сама по себе, хорошая. Никто не спорит. Хуже другое. Всем, кто пришёл, имея при себе соответствующие документы (ВТЭКовскую справку и пенсионное удостоверение), сказали, что они должны сначала на второй этаж подняться, прослушать до конца концерт, где будут выступать такие же инвалиды, как и они сами, и только потом спуститься вниз и получить эти самые банки с «Прогрессом». Сидят те люди в зале, на стульях ёрзают, да только и знай одно повторяют: «Ну, когда же эти выступления закончатся?! Когда же самое главное начнётся – выдача моющего средства?!». А что касается того поэта-инвалида, так пока до его выступления очередь дошла, так он в зале сидел, и подобного успел наслушаться, что называется, по самое некуда. Выступить-то он выступил. Да только потом сказал – и себе самому, и своим друзьям и знакомым: «Будь я проклят, если на следующий год туда опять пойду». Уж который год не ходит! И я его понимаю.

Ещё кое-что скажу про инвалидов и искусство. Было это лет пятнадцать назад. И, между прочим, всё в том же концертном зале всё того же Центра Эстетического Воспитания, и во время всё той же декады инвалидов. Тогда городская администрации оплатила приезд в Новочеркасск артистов из Ростовского-на-Дону Театра Музыкальной Комедии и их выступление перед инвалидами Новочеркасска, для которых вход в зал был бесплатным. Выступление артистов было изумительным. А вот поведение тех, кто находился в зале, было таковым, что мне, как новочеркассцу, просто стыдно за своих земляков!

А чуть раньше автор этих строк имел беседу с директором всё того же, упомянутого выше, НТТИ. Это было ещё тогда, когда основную часть контингента его учащихся составляли всё же инвалиды. Он тогда мне с ужасом рассказал, как после только что прошедших президентских выборов спросил у учащихся, за кого же они голосовали, и они все в один голос сказали, что за Жириновского. А когда он спросил о том, какова же была причина, ответ просто поверг его в шок. Оказалось, за несколько дней до выборов там побывали какие-то люди, представившиеся помощниками Жириновского, и раздали всем по десять (по десять! – специально в скобках пишу прописью, чтобы никто не подумал, что здесь какая-то опечатка!) рублей каждому учащемуся. Как сейчас помню: тогда пол-литровая бутылка пива стоила 6 рублей, 50 копеек (шесть рублей, пятьдесят копеек)  и маленькая шоколадка – 3 рубля, 50 копеек (три рубля, пятьдесят копеек). Вот как дёшево эти люди сами себя оценили!

Приведу ещё один пример. Совсем свежий. Когда я сам размножил (за свой счёт!) доклад правозащитника, кандидата медицинских наук, вице-президента Российского отделения Гражданской комиссии по правам человека Сергея Запускалова, посвящённый одной очень сложной проблеме, от которой многие отмахиваются, предпочитая делать вид, что её либо не существует, либо их уж точно не коснётся, а когда их всё же касается, то громче всех и больше всех возмущаются чёрствостью и равнодушием окружающего общества, а проблема эта, в самом деле, может коснуться каждого из нас в любой момент (тех, кого более подробно заинтересует данная тема, я отсылаю к моим соответствующим статьям, а также – непосредственно к материалам самого Сергея Запускалова и к другим аналогичным материалам), и пытался на улицах города и на остановках общественного транспорта раздать – просто бесплатно раздать! – экземпляры этого доклада, так ведь не брали! Когда спрашивал: почему не хотите взять, ведь это же бесплатно и ни к чему не обязывает, ничего вразумительного в ответ не слышал.
Короче говоря, не осталось, похоже, в нашем народе не только дум о культуре, с упоминания о которых я начал, но и вообще никаких дум. Таким образом, люди сами закрыли перед собой ворота не только в будущее, но и в настоящее. Стоит ли удивляться тому, что так плохо живём? А стоит ли кого-то ругать во всех наших бедах, кроме самих себя?


Рецензии
История, конечно невесёлая, но вот люди... Наверно таких честных людей нигде в мире нет. Раз взяли эту несчастную десятку – считают себя обязанными проголосовать. Естественно их легко обманывать. Они, бедняги, даже представить не могут, что можно пообещать и ничего не сделать.

Тамара Мизина   02.08.2015 20:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.