РПК в Лас-Пальмасе. Специалист

Итак, временный наш стармех, мой бывший соученик, Николай Владимирович Ляшенко,  после ремонта собственного судна - супертраулера «Форос», уезжал домой. Штатным старшим механиков нашей РПК-1 на три года был утвержден Виктор Григорьевич Варапутов, тоже старый мой знакомый.

В первом моём рейсе на "Проливе", он был вторым механиком. Позже мы встретились в Измаиле, когда одновременно ремонтировались наши суда, и подружились, ездили домой каждую пятницу на машине Виктора, возвращались по понедельникам, да и досуг проводили вместе. Конечно, его назначению я обрадовался.

Вторым судном в цепочке ремонтируемых судов был «Мелитополь», судно типа «Атлантик», знакомое нам хорошо, проблем там не было, а вот третьим шёл опять супертраулер, - «Шайдурово», кажется, и на этот раз с полной разборкой главного двигателя. Надо сказать, что в промысловом рейсе, ни я, ни Виктор, на супертраулерах  не были, работали только на "Атлантиках". Казалось бы, что там особенного? Все дизеля похожи друг на друга, как братья.

Это правда, конечно, но в любом деле есть нюансы. Как кто-то сказал, дьявол в деталях. Некоторых специфических нюансов мы и не знали. Бригада моя, возглавляемая Григорием Котляром, не стала ещё боевой единицей, были в ней совсем случайные люди, а настоящих специалистов судоремонта не было вообще.

Вот, при ремонте двигателя супертраулера мы и столкнулись с проблемой, о которой не подозревали. Во время ремонта двигателя необходимо было при снятых цилиндровых крышках очистить закоксовавшиеся вертикальные каналы трубок цилиндровой смазки.

Технология таких работ нигде не была описана, но на первый взгляд, сложностей особых не было. Взяли наши мотористы сверло три миллиметра в диаметре - в размер масляного канала, удлинили, приварив его торец к трехмиллиметровому же электроду. Затем очень осторожно, ручной дрелью,стали сверлить масляные отложения во всех каналах, один за другим. Было их на каждом цилиндре, восемь штук, и закоксовывались обычно трубки, расположенные со стороны выхода выхлопных газов.

Беда подкралась незаметно. Кончики обычных сверл, а других у нас не было, стали обламываться. В таких случаях трубки оставалось только менять на новые. Но тут мы встретились с другими трудностями, отсутствовало приспособление для подъема трубок. Вытащить их мы и пытались несколько дней подряд. Короче, уже все ремонтные работы к концу подошли,рейсовый экипаж вот-вот прилетит, а мы четыре цилиндра закрыть не можем. Четыре цилиндровые крышки лежат на плитах  машинного, спать мне не дают. Ответственность-то моя.

Пошел я на следующее утро по причалу. Раньше суда на рейде ремонтировались, но потом испанцы специальный пирс построили, в честь королевы Софии его назвали. На нём рыбопромысловые суда стояли связками, лагом, то есть, борт к борту - по два, а чаще по три в связке. Хорошо, что ремонт в Лас Пальмасе был, там судов откуда только нет, и калининградцы, и рижане, и керчане, и грузины. Должен сказать, механики друг другу всегда помогают, если есть возможность. Но с моей проблемой не каждый был способен помочь. Наконец, зашёл я на судно к севастопольцам, нашёл коллегу своего - второго механика. Он сам занят был, у них сдача судна тоже приближалась. Но с проблемой моей сталкивался, и сказал, что поможет. Дал мне своего бригадира, отпустил его со мной на часок.

Идём мы на наш пароход, а я думаю, как это он мне может за час помочь, если мы уже почти неделю суетимся без толку. Но напрасно я в нём сомневался. Парень оказался специалистом с большой буквы. Только мы спустились в машину, он сразу направился в мастерскую, потребовал длинные сверла на десять миллиметров. Удивились мы, но дали ему сверло. Он подошел к заточному станку и заточил сверло не обычным способом, а с одной только стороны, так что оно стало похоже на палец с длинным ногтем.

Затем он взял электродрель, установил в патрон сверло и подошел к трубке, в которой был обломок. Он стал обсверливать нашу трубку по наружному диаметру, периодически вынимая стружку магнитом. Через пару минут, специалист вернулся в мастерскую и углубил выемку в сверле еще на сантиметр, фигурально выражаясь, придав сверлу профиль пальца с очень уже длинным когтем.

Через пять минут обломки поломанного нами сверла были вытащены.
-  А что же теперь? Полтрубки-то осталось внизу. Как её достать? – спросил я бригадира.
-  Дайте мне сверло на восемь миллиметров, - попросил он.

Сварщик  зажал в патроне дрели  длинное сверло  и подал севастопольцу. Не вдаваясь в объяснения, он начал рассверливать нашу трубку, оставляя в ней по миллиметру с каждой стороны. Вскоре трубка стала проворачиваться вместе со сверлом, и он победно вытащил её на свет божий вместе с дрелью.

-  Всё ясно?  Извините, ребята, мне на пароход надо возвращаться.  Продолжайте, ничего хитрого тут нет.
Мы только рты пооткрывали. Прошёл, действительно, час, не больше. Что тут скажешь, дело мастера боится. Ну, и у нас дело пошло быстро. Главное, ведь - идея.


Рецензии
!! В каждом деле есть свой секрет!! В каждом. И этот рассказ - ещё одно подтверждение этого, на мой взгляд, незыблемого правила.
Вот, в подтверждение.
Секреты в работе дворника - http://www.shkolazhizni.ru/prozazhizni/articles/100277/
Секреты в работе почтальона - http://www.shkolazhizni.ru/prozazhizni/articles/98742/

Константин Кучер   21.04.2022 13:27     Заявить о нарушении
Костя, нашел, прочитал, все понравилось, но воспоминания дворника имеют еще и практическое значение для всех. Молодец, просто гений, если честно. Правильный вывод: сначала думать надо, только после этого подключать свою физическую мощь. Браво!

Михаил Бортников   22.04.2022 17:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.