Мой род Заикиных...

Прямыми родственниками были Заикины в Орле, Москве и Московской губернии, и в Санкт-Петербурге и много по Уралу и Сибири, включая Оренбургскую губернию. Заикиных и сейчас по всей России столько много, что объединив их всех, можно и своё «государство» сделать!

Заикины были кузнецами и купцами, декабристами и революционерами, служивыми и казаками.  Последние вот в казаках осели, как я понимаю за своё вольнодумство и свободолюбие, а где, как не в казачестве это можно было обрести! Да и, вообще, эта фамилия нарекала сразу человека с самого рождения к приключениям, авантюрам и желании быть всегда впереди «планеты всей».

Мы Заикины, в большей степени, как ветер, как перекати-поле, несёт нас всегда по жизни «незнамо куда»! Но в большей степени мужчины нашего рода всегда служили своему Отечеству Верой и Правдой, защищая Святую Русь, Россию, Советский Союз и в итоге снова Россию.

Деревня (или село, так как церковь то была) Непочатая находилась всегда в самом центре военных событий, начиная с битвы русских воинов во главе Дмитрия Донского, рядом как раз находится станция с названием «Русский брод». Как я понимаю, это – то место, где русские воины переходили вброд реку Сосну, приток Оки при битве с татаро-монголами, которых тогда и победили.

Да и сам по себе это был ещё и торговый путь, довольно значимый в те давние времена для Руси. Так как деревня находилась в самом центре Российского государства, то через неё прокатывались и все военные действия, включая и Великую Отечественную войну.

Соседние деревни называются – Ефремово, Соломатовка, Никольское, Васютино, Харчиково, Ивановка, а наша Непочатая. Почему такое название деревни? Да потому, что многие и сейчас её называют «Непочатый край»! Деревня находится в живописнейших местах, где пока ещё есть вековые дубы, клёны и липы в несколько обхватов.

Кругом местность овражного типа с ручьями и густым кустарником, а на возвышенных местах поля. Сама деревня выстроена не по одной линии, а как ранее строили по усадебному типу. Каждый дом – это родовая усадьба, что ныне уже редкость!

Только с южной стороны общая для всех роща с громадными деревьями, где как раз и были дубы, клёны и липы. И обычно с восточной стороны всегда у всех было много посажено черёмухи, а с западной и северной – ракиты и берёзы, часто дополняли и осины.

Все усадьбы в деревне сообщались между собой тропинками, а с северной и южной сторон их опоясывали грунтовые дороги для проезда лошадей.

Наша половина деревни так и называлась Заикинской, так как это были «выходцы из одного двора». У наших русских классиков ещё сохранилось такое название «крестьяне-однодворцы», то есть все одной крови (единокровцы). Вторая половина деревни, расположенная в одну линию называлась «Наволокина», то есть сбор всех подряд.

Это такие фамилии: Енины, Харчиковы, Драчёвы, Малыгины и так далее. Эта часть деревни считалась не очень родовой, больше было «пришлых».

У моего прадеда Осипа Ивановича было пятеро сыновей: Сергей, Василий, Гаврила, Пётр, Иван и одна дочь Наталья.

Из всех детей грамотным в то время был только мой дедушка Пётр Осипович, по тем временам он окончил полное обучение в церковно-приходской школе. Это во многом и определило в дальнейшем его жизнь. Началось с того, что кто-то из пяти братьев в 1904 году должен был идти служить в армию.

Семейный совет решил, что этот «крест» должен нести Пётр, как наиболее подготовленный для этого. Так мой дедушка оказался в царской армии в г.Киеве, а тут впереди уже накатывали события 1905 года. Дедушка примкнул к революционно настроенной части полка, вел революционную пропаганду и агитацию в войсках, в итоге был арестован.

По приказу генерал-губернатора Киевского Сухомлинова дедушку сослали на каторжные работы в г.Славянск на Донбассе, отбывать срок на соляных копях. В этой ссылке он пробыл до 1910 года, после был отпущен домой, но находился под присмотром полиции.

При таком надзоре, как «неблагонадёжный» он находился до 1914 года, с началом Первой мировой войны его сразу же призвали в армию и отправили на германский фронт.

Волею судьбы дедушка угодил в то время, когда значительная часть российских войск попала в окружение на Мазурских болотах и там большая часть была перебита немцами, а какая-то часть попала в плен. Так мой дедушка оказался в немецком плену и пробыл в нём до весны 1918 года.

В это время он в числе других солдат и офицеров, выживших в плену, по инициативе Ленина был обменен на пленных немцев и вернулся домой.
Содержание русских солдат и офицеров в плену было ужасным, но он выстоял. Именно там он много читал, познакомился ближе с европейской литературой и культурой.

В советское время проходила характерная для того периода жизнь. Семья вынуждена была вступить в колхоз, дедушка создал потребительское общество, в 20-е годы был в деревне завмагом.

Но главным для него всегда оставалось сельхозпроизводство. В годы НЭПа наше хозяйство занимало постоянно призовые места на выставках в г.Орле, за что дедушка постоянно получал награды такие, например, как конный плуг.

В период коллективизации он прекратил заниматься сельхозпроизводством и ушёл в служащие. Видимо, не хотел попадать под жернова того времени! В дальнейшем он возрождал гончарные промыслы на базе райпромкомбината, но продержалось это не так долго, всё в деревне постепенно увядало и уходило в прошлое, так как молодёжь уже тогда в большинстве стремилась уехать в город, где жизнь казалась «слаще».

Вся наша семья Заикиных в те времена были прихожанами Никольской церкви, потому и праздник Николы (22 мая) для семьи был особым и радостным. В эти праздничные дни именно у Заикиных собиралось огромное количество гостей. После посещения церкви приходили во множестве дяди, тёти – шум, гам, веселье, бесконечные разговоры.

Моя бабушка Анна Алексеевна очень хорошо готовила, а семья всегда была хлебосольной, потому и застолье было настоящим пиршеством. После застолья все «выкатывались» в рощу перед домом, где пели песни, танцевали и водили хороводы.
Надо понимать, что в это время всё вокруг цветёт и благоухает. Недаром наш поэт Сергей Есенин называл именно это время «Страной сиреневого ситца».

По вечерам в нашей семье обычно любили читать книги. Кто-то из взрослых читал, а все остальные, слушая, занимались домашними делами: теребили шесть, драли перо для подушек. И всегда чистили картошку, семья то была большая, и ежедневно приходилось много варить, парить, жарить.

И ещё один факт – не будем забывать, что Орловщина является родиной выдающихся, да знаменитых представителей русской культуры, таких как: И.Тургенев, Ф.Тютчев, А.Фет, Н.Лесков, И.Бунин, А.Писарев, Л.Андреев. К тому же надо понимать, что с.Ясные Поляны Л.Толстого и с.Константиново С.Есенина – это совсем рядом.   

Можно ещё очень долго перечислять и род занятий, и положение в обществе того, ушедшего времени. Большая часть моих предков были крестьянами, но свободными от крепостного права, подтверждение тому есть.

Была такая категория государственных крестьян, которые имели подушные наделы земли при общественном землепользовании. Жили хорошо и как это не смешно сегодня,  налоги!

Весь уклад жизни вырабатывал трудолюбие, расчётливость, хозяйственную и жизненную мудрость. Короче, фермерская, а точнее предпринимательская деятельность по-нашему.

Потому и жили свободно, а свободный, значит ходил с лампасами! Главное отличие того времени, так же, как и казачества.
А свобода – это движение к творчеству, потому в роду у нас всегда было много – военных, торговых работников и учителей.

На моей же памяти и по рассказам близких родственников все именно наши – это выходцы из Орловской области, село Непочатая. Где ровно половина села, а, может, и более – это Заикины.

Так что спорить и тем более оспаривать с таким количеством родственников, было равносильно самоубийству. А парней было в семьях тогда много и все как один друг за друга стояли стеной!

Прадеды и деды Заикины были всегда авторитетными на селе и зажиточными.

Отец мой Александр в семье был главным проказником, забиякой и самым «боевым» в плане сельских гулянок и драк. Он больше других детей доставлял матери хлопот. А в семье всего было рождено десять детей (один впоследствии умер), вырастили девятерых.

Все дети в семье росли добрыми, порядочными и понимали, что то, что было вчера – ушло, и надо жить сегодняшним временем.

Так и дожили в дальнейшем до 22 июня 1941 года, вот эти события и разбросали некогда большую и дружную семью по всему Советскому Союзу.

Но, что самое интересное, так это история родословной нашей семьи Заикиных в 12-и уровнях. Это то, что ныне я успел узнать, собрать и сохранить!












Фото опубликовано из семейного архива...


Рецензии