Летние заботы

                С первым днём нового лета 2017 года, ребятишки!               

                Рассказ-быль 2015 года

Двадцатые числа июля. Южный городок Кубани. Многоквартирные дома.
Днём взрослые люди заточают себя в квартирах с кондиционерами. Вечером идут на лавочки во дворах подышать живым воздухом.

Ну а школьники… У них разгар каникул.
Необходимость постоянного движения, детское любопытство и свобода от учёбы – требуют активности рук, ног, глаз. И нос куда бы сунуть! И друзья. И ежедневные «открытия»: знаешь, что я сегодня видел…!
Конечно, лучше бы на речку! Но там опека родителей. А вот во дворах…

- Бежим! Сенька птичку нашёл. Живую!
Это был птенец ласточки. Забегали, засуетились, пытались чем-то накормить… Нашли лопату, пытались копать червей в сухом палисаднике…
А он, сердешный, сидит отрешённо и чего-то ждёт.

Наконец, набегались ребятишки. Да и вечер уже. Прибежали к взрослым людям, что сидели на скамейке, и, не зная, что делать дальше, оставили им птичку в картонной коробке. И убежали.
Взрослые повздыхали: если оставить здесь, то кошки найдут свою жертву. Что делать?
- Ладно, давайте мне его на ночлег, - сказал я. Жена уехала по делам в другой город и мне будет веселее. Забрал я птаху и пошёл домой.
Мои соседи облегчённо вздохнули.

Раньше я видел ласточек только в полёте. Мне они очень нравятся. Пожалуй, больше других птиц. Почему? А какая-то радость входит в душу, глядя на этих парящих в небе созданий! Может быть, и душа человеческая склонна к порханию в высоте?
И вот ластёныш рядышком. Можно дотронуться. Он моргает тёмными глазками-бусинками, но вроде бы, не боится.
Очевидно, ласточки доверяют людям? И гнёзда свои нередко лепят в углу на внешней стороне оконного проёма многоэтажных жилых домов. В наших домах таких ласточкиных гнёзд много. Вот и выпал, наверно, бедолага, оттуда?

И вот, мы с птенцом в стенах квартиры. А дальше что?
Он лежит на животике и смотрит. Пушистый живой комочек.

Вроде бы, мошками питаются ласточки? Наверно, мошек в небе – что планктона в море. Но людская еда совсем другая.
 
Что же нужно делать человеку, если он не может помочь попавшей в беду животинке? Наверно одно: отгородить её от опасностей, дать передохнуть и надеяться на то, что сама Жизнь как-то поможет.

Стемнело. Мне, человеку, надо зажечь свет, включить телевизор… Это вряд ли понравится птичке. Поэтому я отнёс картонное корытце с птахой на кухню. Спи, малыш, до утра. Утро вечера мудренее.


…В июле светает рано. Солнышко стало оглядывать недавно проснувшуюся сторону земли. (Окно в моей комнате обращено на восток). Зачирикали птички.

За окном нашей квартиры на мансардном этаже крыша наклонная. Но у торчащего из окна кондиционера верхняя крышка плоская. Высунул я руку в створку окна и поставил коробку с птенцом на кондиционер. Пусть птаха поздоровается с солнышком, с другими птичками. Глядишь, и сил прибавится?

Но через час-полтора солнце стало припекать. Вернул я коробку в комнату, смотрю, а птенец даже клювик раскрыл. Вовремя, значит, меня надоумило.
Помочил тонкую палочку в воде и прикоснулся к клювику. Сглотнул. Ещё раз, ещё. Вроде бы, моя ошибка исправлена.
Впрочем, возможно, солнечный свет сделал и какую-то нужную работу? Потому что через некоторое время птенец стал шевелиться. Однажды даже приподнялся на лапках. Наверно, «зарядку» делал?
Спустя немного времени я увидел на дне коробки птичий помёт. Значит, в животике у птички жизнь зашевелилась! Это хорошо.

После полудня солнце перестало светить в моё окно. А ближе к вечеру стало прохладнее. Птенец шевелился всё активнее. При попытке взять птенца в ладонь, он приподнимал крылышки.
Нет, у меня не было каких-то чётких задумок. И опыта спасения птичек. Но, я очень просил помощи у Жизни!

… А давай-ка, снова прогуляемся за окно? Вдруг родители летают где-то рядом? (Дети-то возле дома подобрали птенца!)

Спустя минут пятнадцать я услышал активное шебаршение за окном. Выглядываю. Смотрю: птенец забирается на бортик коробки (высотой сантиметров десять), уселся там и смотрит на открывшийся простор.
Я забеспокоился: как бы он не вывалился на наклонную крышу. Она металлическая, зацепиться трудно… Да и мне на наклонную крышу вылезать – не очень приятно.

Пока я открывал сетку в окне, чтобы протянуть руку к коробке, птенец раскрыл крылышки и … полетел!! Да так уверенно! Не долетая соседнего дома, он сделал красивый вираж, будто убеждая меня: нормальная жизнь ласточек – в полёте!

Не могу утверждать, но очень надеюсь, что дальше у малыша всё стало и будет хорошо!
Возможно, по неопытности он где-то вчера неудачно приземлился и ушибся. И ему надо было, только лишь, отлежаться и прийти в себя. А теперь можно спокойно продолжить своё птичье дело в общей жизни.

Так что, ребятишки, иногда, чтобы помочь нашим меньшим братьям – надо, всего лишь, позволить им отдохнуть после неожиданных ударов судьбы. Да это – горький опыт, но он хорошо учит! И наш взрослеющий птенец сумеет в будущем уберегаться от таких ударов!

Дай-то Бог удачи и радости этой красивой небесной твари!

А добро, проклёвывающее в наших душах, пусть позволяет и им иногда, опираясь на духовные крылья, порхать в Небе!


Рецензии
Самые любимые мои птицы - ласточки. Впервые они начали строить своё гнездо в летней душевой. Но такую грязь развели на плитке, что ступить нельзя было.
Пришлось закрывать дверь. Тогда они догадались, что так вести себя нельзя))) и стали гнездиться в курятнике.
Каждый год прилетают одни и те же ласточки, они совсем не боятся нас и когда я прошу - пой, ласточка пой, заводит свою песню))
Я очень обрадовалась, что птенец все-таки остался жив и благополучно улетел.
Спасибо, Юрий Андреевич, за чудесный рассказ!
С искренним уважением, Варвара.

Варвара Можаровская   03.06.2019 17:27     Заявить о нарушении
Очень рад, Варвара, что и вы любите этих "земных ангелов"!
"В небе ласточки летают...
Как легко им, как свободно!
Будто ангелы земные
Что-то нам напоминают!
... "

Юрий Анников 2   04.06.2019 07:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.