Ч. 2 Огонь на воде

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/07/25/1173

В середине девятнадцатого века шла активная эмиграция из Европы в США, Новую Зеландию, Австралию. Понятно, что от хорошей жизни люди никуда не едут. Эмиграция дала толчок строительству океанских пароходов, созданию крупных пароходных компаний. Строили специальные суда для перевозки большого числа эмигрантов из Европы.

Условия пребывания на этих судах для бедных эмигрантов, а таких, как всегда, большинство, были крайне тяжёлыми. Нижние палубы обычно оборудовали деревянными нарами, на которых располагались семейные и одиночки, рискнувшие на это путешествие.

На этих нарах они питались, спали одетые, положив узлы со своим убогим имуществом под голову. Подавляющее большинство никогда не видели раньше моря, укачивались. Семьи, как правило, были большими с несколькими детьми, которые страдали гораздо больше взрослых.

Люди укачивались, их тошнило, нормальных гигиенических условий не было, попросту говоря, условия были такими скотскими, что не хочется вдаваться в подробности. Дышать воздухом в нижних палубах было просто невозможно, но им дышали. Добавьте к этому крыс и насекомых.

Неудивительно, что в пути вспыхивали эпидемии, и матросы только успевали отправлять за борт умерших пассажиров, над которыми кто-нибудь их офицеров торопливо, проглатывая слова, читал молитву.

На верхнюю палубу выходить запрещалось, она была предназначена для пассажиров, которые могли оплатить отдельные каюты.

1 сентября 1858 года из Гамбурга отправился в Нью-Йорк пароход компании Гамбург - Америка «Австрия». Это был третий рейс судна, два предыдущих прошли благополучно. Пароход направлялся в Нью-Йорк. Он был битком набит эмигрантами. Для владельцев компании, чем больше набивали людьми пароход, тем большую выгоду они получали. Никакие нормы не соблюдались.

На тринадцатый день плавания боцмана осенила идея «улучшить» воздух в нижней палубе, опустив раскалённую цепь в ведро с дегтем. Видимо, он был полным идиотом, раскалённую цепь, он, конечно, не удержал, выронил, ведро опрокинулось, и палуба заполыхала. Толпа в панике бросилась к трапу. Несчастные женщины путались в своих длинных юбках, их просто затаптывали.

Огонь распространился по нижним помещениям с невероятной быстротой. Хотя «Австрия» шла средним ходом, но остановить её было нельзя. Все находившиеся в машинном отделении погибли от удушья, а машина, пока ещё уголь горел в топках, продолжала работать.

Верхние помещения были отделаны красным деревом, покрыты лаком. Эта вся красота вспыхнула, как порох. Рулевой в панике бросил руль, и пароход развернуло, и ветром пламя разнесло по всей верхней палубе. Команда и пассажиры стали прыгать за борт, чтобы не сгореть заживо.

Проходивший мимо французский барк «Морис» спас часть плававших в воде людей, а тех, кто выжил, цепляясь за обломки, на следующий день подобрало норвежское судно «Катарина».

Когда посчитали тех, кто спасся, то оказалось, что из 538 человек, находившихся на борту парохода, спаслись только 65.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/26/1705


Рецензии
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.