15. Культ личности на итальянский манер

I

Генерал Мигель Примо де Ривера был важным человеком. Его предки служили испанским королям на самых важных постах - среди них были и военные министры, и фельдмаршал, и губернатор Филиппин, и даже вице-король колонии Ла-Плата[1].

Да и дон Мигель не посрамил родовой славы - профессиональный военный, к 1923 году он успел повоевать за Испанию и в Марокко, и на Кубе, и на Филиппинах, и генералом стал очень быстро. Потом служил в Испании, и боролся теперь с внутренними врагами - например, с анархиcтами в Каталонии.

И вот тут-то, находясь в должности начальника военного округа Барселоны, он в сентябре 1923 года и устроил военный переворот.

Переворот, и не какой-нибудь, а самый основательный - было приостановлено действие конституции, правительство смещено, парламент распущен, пресса заглушена введенной цензурой.

А Испанией стала управлять - "... с согласия короля ..." - так называемая "военная директория", во главе которой генерал Мигель Примо де Ривера как раз и стоял.

Ну и казалось бы - что общего между доном Мигелем Примо де Ривера, испанским грандом, 2-ым маркизом де Эстелья и 8-ым маркизом Собремонте - и Бенито Муссолини, радикальным журналистом, сыном кузнеца, не поднявшимся на военной службе выше чина капрала ?

Однако же нет - всего через два месяца после захвата власти дон Мигель нашел время посетить Рим, встретился там с новым премьер-министром Италии, Бенито Муссолини, и сказал ему буквально следующее:

“... Вы, Ваше Превосходительство, принадлежите не только Италии. Вы - апостол мировой борьбы против распада и анархии. Фашизм - универсальный феномен, он должен охватить все нации мира. Фашизм - это Евангелие, живущее ныне ...”.

Примо де Ривера, право же, опередил свое время.

Это к 1928 про Муссолини в Италии стало возможным говорить, что он гений - в 1923-ем это было еще не в ходу. И насчет "... фашизма как всемирного феномена ..." поначалу не думал и сам дуче.

Когда в Мюнхене случился "Пивной Путч"[2], он презрительно сказал про его организаторов – прославленного генерала Людендорфа, и какого-то Гитлера, мало кому известного:

“...да ну, они просто клоуны ...”.

Муссолини в те ранние годы своего правления говорил, что фашизм не для эскпорта, и что это - явление чисто итальянское. Фашист - в первую очередь боец, Бенито Муссолини - всего лишь первый боец Италии, и логика его та же, что и у командира штуромовых частей "ардитти":

"... Если я иду вперед - следуйте за мной. Если я двигаюсь назад - убейте меня. Если я паду в бою - отомстите за меня ...".

Но где-то к 1929 фашизм стали понимать как нечто более широкое.

II

Из спонтанного движения фронтовиков, направленного на сокрушение левых, фашизм стал чем-то вроде рецепта к “... единению на базе патриотизма ...”. Своего рода"третий путь" - вместо классовой борьбы предлагалoсь национальное примирение на базе общего патриотизма.

A pегулированиe отношений между “трудом” и “капиталом” брало на себя государство.

Как, собственно, и очень многое другое. Скажем, организацию крупных общественных работ, оплачиваемых все тем же государством. Что до общества в целом, то оно делилось не на социальные слои по принципу "богатый/бедный", а на отдельные “корпорации по профессиям”, , где у каждого было свое место.

Примерно как в "государстве" Фиуме - только что делалось это не в интерпретации д’Аннуцио, a вполне серьезно. Такое построение непременно предполагало наличие какого-то национального лидера - сверхавторитетной фигуры, способной единым словом разрешить все прoтиворечия.

Это можно было назвать "вождизмом".

Идею пытались имитировать, но - если говорить не о Румынии или Литве, а о значительных странах - то получилось это только у Муссолини. Приблизительно с 1926 года в Италии начал развиваться подлинный "культ дуче", с размахом только что не сакральным.

Собственно, для самого дуче это стало одним из инструментов могущества.
Он оказался в положении непогрешимого оракула истины. В конце концов, все фракции фашистской партии признавали в родоначальника движения, и все министры служили ему - тому, кто их назначил, и кто мановением пальца мог их сместить.

Соответственно, утверждалось, что нет в истории такой фигуры, которую можно было бы сравнить с Муссолини. И что долг всякого итальянца - "... верить, сражаться и повиноваться ...".

Учителям было предписано обьяснять школьникам, как бескорыстен дуче, и как он неправдободобно храбр, мудр и решителен. Ему не нужны советы - он просто отдает приказы, и повиноваться им - высокая честь.

Его сравнивали с Аристотелем и Кантом, говорили, что он - величайший гений в истории Италии, выше чем Данте или Микеланджело, что как политический деятель он выше Вашингтона и Линкольна, с их дутой славой, и что Бенито Муссолини, в сущности, выше даже Наполеона Бонапарта, "... другого великого итальянца ...".

В общем, понятно, что внутри Италии с точки зрения славы уже нельзя было хватить еще выше - разве что присвоить Муссолини статус полубога - но оставалась еще и заграница.

И вот тут в отношении улучшения своей репутации дуче не щадил никаких усилий.

Про создание его "автобиографии" уже было сказано, но это был всего лишь один штрих в никогда не прекращающейся "... битве за престиж ...".

Иностранные журналисты в Италии рассматривались как персоны высокого ранга. Дуче принимал их чаще, чем иностранных дипломатов, охотно давал им интервью, и беседовал с ними "... как журналист с журналистом ...".

Положим, это касалось не всех, а только тех, кто представлял газеты важых и могущественных стран, вроде Англии - но зато уж к ним отношение было самое уважительное. Например, им разрешалось сидеть в присутствии дуче - в то время как министрам правительства Италии это не разрешалось.

Министры Бенито Муссолини вообще должны были помнить свое место.

Свой рабочий кабинет в Риме он устроил в Палаццо Венеция[3], в зале под названием "Карта Мира"[4], который его строителями был задуман так, чтобы подавлять посетителя размерами помещения.

От входа и до письменного стола дуче надо было пройти добрых двадцать метров.

Так вот, журналистов дуче иной раз встречал у входа в свой кабинет - в то время как министры в 20-е годы должны были проходить весь путь от двери и до его стола, а впоследствии даже и пробегать всю дистанцию на манер парадной пробежки берсальеров[5].

К вопросам поддержания своего авторитета дуче относился серьезно.

III

В 1926-ом году шесть итальянских министерств из тринадцати министров не имели, а находились в прямом управлении дуче. Кроме того, Бенито Муссолини возглавлял национальную партию фашистов Италии, Большой Фашистcкий Совет[6], Совет по Национальной Обороне, Государственный Совет, Совет по вопросам Вооруженных Сил, Верховный Совет по Статистике, Постоянный Комитет по Производству Зерна и Комитет по Мобилизации Граждан.

Когда в 1934 были созданы 34 государственные профессиональные корпорации, Муссолини назначил себя главой каждой из них.

Впрочем, это было и естественно, потому министром корпораций Италии тоже был он.
Еще более естественно то, что всю каждодневную работу делали заместители, и что ни один из них не смел и пальцем шевельнуть ни в каком действительно серьезном вопросе, не получив руководящих указаний вождя.

Муссолини к тому же находил некое удовольствие в том, что вообще обходил нормальную бюрократическую процедуру и давал "... прямые директивы аппарату ...", через голову номинальных начальников этого самого аппарата.

Административные посты заполнялись иной раз не очевидными кандидатами на свободную должность, а совершенно произвольным образом - так, как будто целью было не заполнить вакансию, а ошеломить публику.

Официальных лиц ниже министерского уровня крайне редко смещали за коррупцию.

Муссолини обьяснял такую практику тем, что менять одного вора на другого и бессмысленно, и вредно. Hy, хотя бы потому что первый уже наворовался, а второй - еще нет.

При этом министров он менял часто и по прихоти.

Хотя теоретически главной задачей вождя была координация действий различных министерств, ссорить их между собой, пожалуй, доставляло ему больше удовольствия.

Он вполне мог одновременно отдать двум ведомствам приказы, противоречащие друг другу - и потом с интересом смотреть, как же они будут со всем этим разбираться.

И вместе с тем концентрация власти в одних руках давала и положительные результаты.

Муссолини, например, в 1929 разрешил наконец запутанные отношения между Королевством Италия и Ватиканом - вопрос, который возник еще в 1870, и который до Муссолини не сумело разрешить ни одно из правительств Италии[7].

Совершенно в духе неофициальной "битвы за престиж" были затеяны вполне официальные кампании - "битва за хлеб" и "битва за землю". Они были взаимосвязаны - идея состояла в том, чтобы осушить болота, создать новые участки пахотной земли - и одновременно и дать людям работу, и увеличить производства зерна. С чисто экономической точки зрения производство именно зерна было не самым выгодным способом использовании новой земли, были культуры более ценные - но дуче был непреклонен.

Он желал обеспечить Италии как можно большую независимость с хлебом на случай войны.

Было резко улучшено медицинское обслуживание бедных - с 1922 и по 1930 число больниц было увеличено вчетверо.

В общем, понятно, что при всех этих условиях выборы 1929 года принесли национальной фашистской партии небывалые успехи. B конце концов, она была единственнoй партиeй, допущеннoй до участия в гонке. Выборы проводились в форме референдума - избиратели должны были или одобрить предложенный им список депутатов, или отвергнуть его.

Hy, oдобрили 98,43% голосовавших ...

А чего иного, собственно, тут можно было и ожидать ?

IV

Развитию "культа дуче" поспособствовало и новое назначение - некто Акиле Стараче (Achille Starace) в конце 1931 года был поставлен на пост секретаря фашистcкой партии Италии. Его имя - по-русски звучало бы как “Ахилл” - и он был и правда храбрый воин, получивший в ходе Великой Войны серебряную медаль за воинскую доблесть - но в секретари партии он попал не по этой причине.

Возможно, самую лучшую характеристику ему дал Муссолини:

"... Акиле Стараче, конечно, кретин - но зато беспредельно мне предан ...".

И Стараче немедленно начал доказывать, что дуче не ошибся, и дело обстоит именно так, как он и сказал. Его назначили на должность в ноябре 1931 - а уже в декабре он ввел приветствие "Салют Дуче !" как часть обязательного ритуала при открытии любого собрания. И завел правило, по которым все письма должны были заканчиваться все тем же салютом.

Распространению этой странной литургии поспособствовало и то, что вскоре умер младший брат Бенито Муссолини, Арналдо. Ему было всего 46 лет. Арналдо Муссолини был не только верным помощником своему брату, но еще и, что называется, хорошим человеком, легким в общении и доступным.

Он многим помог, о его кончине действительно сожалели - а у культа появилась фигура безгрешного святого, о безвременной кончине которого полагалось скорбеть, и не просто так, а "... вместе с дуче ...".

В прессе, между тем, доказывалось, что фашизм стал мировым явлением, и что И.Сталин постепенно отходит от дикого большевизма и сдвигается в сторону настоящего фашизма.

Имелась в виду, конечно же, искренняя похвала.

В июле 1932 в свет вышла книга "Доктрина Фашизма", подписанная Муссолини. На самом деле ее написал Джованни Джентиле[8]. Он был человек известный - еще в 1925 году опубликовал "Манифест фашистских интеллектуалов к интеллектуалам всех наций", а в 1929 году издал свою книгу "Основы фашизма", в которой красноречиво доказывалось, что фашизм - новая вера, задача которой — создание нового государства, построенного на этике.

Так вот, в "Доктрине Фашизма" автор утверждает, что индивидуальная свобода - чистая иллюзия, потому что все, что ни происходит, случается только посредством государства. Следовательно, долг гражданина - всеми силами в борьбе способствовать величию своей страны.

Примерно то же самое летом 1932 Муссолини сказал своему гостю, Эмилю Людвигу, известному немецкому писателю и журналисту. Собственно, как раз в Германии-то положение Людвига пошатнулось - там кипели страсти, связанные с “... чистотой германской крови ...” - ну а Эмиль Людвиг был евреем.

Но дуче такие вещи не тревожили. Приближался 10-летний юбилей захвата фашизмом власти в Италии, это событие должно было быть освещено как можно шире - а Эмиля Людвига, знаменитого автора биографий Наполеона, Бисмарка, Гете (и даже Христа) в английских переводах читали и в Англии, и в США.

Кроме того, Людвиг в 1931 брал интервью у И.Сталина - факт, которым не следовало пренебрегать.

Поэтому Муссолини не только согласился встретиться с Э.Людвигом, но и был с ним очень любезен, и сумел просто очаровать своей, так сказать, человеческой стороной. И в самом деле - дуче приближался к 50-летию, его любимая дочь, Эдда, вышла замуж. Зять Галеаццо Чиано, выглядел довольно обещающим молодым человеком, а в октябре 1931 Эдда и Галеаццо подарили дуче и внука.

Р.Босворт, биограф Муссолини, говорит, его герой и не ведал, что в 1933 в его жизнь войдут два человека, которые останутся в ней до самой его смерти[9].

Это были Клара Петаччи и Адольф Гитлер.

**

Примечания:

1. Ла-Плата - обширная территория при слиянии рек Уругвай и Парана в широкий эстуарий, названный Ла-Плата. Сейчас образует часть границы между Аргентиной и Уругваем, основные порты и крупнейшие города — Монтевидео и Буэнос-Айрес.
2. «Пивной путч» (известен также как путч Гитлера и Людендорфа, нем. Hitler-Ludendorff- Putsch) — неудачная попытка захвата государственной власти, предпринятая ветеранской организацией «Kampfbund» во главе с национал-социалистом Гитлером и генералом Людендорфом 9 ноября 1923 года в Мюнхене.
3. Палаццо Венеция - построено в 1467 г. для кардинала Пьетро Барбо, ставшего впоследствии Папой Павлом II. Это первый грандиозный дворец эпохи Ренессанса, появившийся в Риме. Барбо был венецианцем, отсюда и название.
4. Название дано по потолочной росписи зала, действительно изображающей карту мира.
5. Mussolini, by Denis Mack Smith, page 125-126.
6. Большой фашистский совет (итал. Gran Consiglio del Fascismo) — образован в декабре 1922
года после Члены Совета назначались лично Муссолини. Совет обладал широкими полномочиями, после 1928 получил статус государственного органа. В его юрисдикцию входило составление списков депутатов от фашистской партии, выработка партийной политики, контроль над деятельностью правительства и рассматрение законопроектов перед их поступлением в парламент.
7. Договор признал католицизм как единственную государственную религию Италии, суверенитет Святого Престола в "городе Ватикане", специальное гражданство для подданных Святого Престола, и так далее. Финансовая часть договора предусматривала выплату Италией Святому Престолу 750 млн лир в обмен за отказ от финансовых претензий к Италии за захват папских владений.
8. Джованни Джентиле (итал. Giovanni Gentile, 30 мая 1875, Кастельветрано — 15 апреля 1944, Флоренция) — итальянский философ, основатель «актуального идеализма» (итал. Attualismo), «теории духа как чистого акта», теоретик итальянского фашизма.
9. Mussolini, by R.J.B.Bosworth, page 263.


Рецензии