Олег Видов Часть 2 Глава 23 фильм Ватерлоо
ГЛАВА 23 – 1969-1970 Кинофильм «ВАТЕРЛОО »
После возвращения из Югославии Сергей Бондарчук приступает к работе над фильмом « Ватерлоо ».
Рассказ об этой исторической кино-эпопее я хочу начать со слов самого Сергея Бондарука:
«Снимая последние кадры Бородинской битвы («Война и мир»), я с сожалением думал о том, что приходится расставаться с эпохой, которую так долго и тщательно изучал. Предложение итальянских коллег поставить «Ватерлоо» дало возможность вернуться к этим событиям, к персонажам, характеры которых приходилось постигать в течение многих лет. Ведь именно под Бородином начался разгром армии Наполеона, была разбита вера в непобедимость этого полководца. Но в «Войне и мире» мы показали только начало этого разгрома, без логического его завершения. «Ватерлоо» дает возможность завершить тему Бородинского сражения, тему разгрома «непобедимой» армии Наполеона, попавшей в ловушку в 1812 году в России. «Ватерлоо» — антивоенная картина, и это, пожалуй, одна из главных причин, заставивших меня отложить прежние замыслы и снова «взяться за оружие».».
Вот я и хочу обратить Ваше внимание на слова, что это антивоенная картина.
Это в действительности так, и в прямом и в переносном смысле. Знаменательно, что самая «антивоенная» роль в ней как раз и досталась Олегу Видову. Но для меня этот фильм еще и антианглийский и антинемецкий. Само значение этой битвы намного больше, чем принято считать. Но давайте все по-порядку.
* * *
Фильм начинается отречением от престола Наполеона Бонапарта (Род Стайгер) во дворце Фонтенбло 6 апреля 1814 года после прихода союзных армий в Париж. Уговаривая императора подписать отречение, маршал Ней говорит ему «Ваше величество, все кончено: австрийцы в Версале, казаки поят своих лошадей в Сене. Мы не хотим подвергать Париж участи Москвы...».
В начале апреля 1815 года трехсоттысячная русская армия под командованием фельдмаршала Барклая де Толли выступила к границам Франции. Воспоминания о разгроме в России не оставляют французских солдат и в битве при Ватерлоо 18 июня 1815 года, в последней, сокрушительной и бессмысленной битве. Потерпевшие поражение французы потеряли 31 тысячу человек, союзники — 21 тысячу. Победителей не было... Хотя надо признать, что победила европейская реакция – монархические режимы Европы: Австрии, Англии, России, Германии. И, несмотря на то, что Наполеон объявил себя тоже монархом, даже императором, но именно от него и Франции исходила главная опасность для их феодального существования. Французского свободомыслия больше всего боялись монархи Европы в то время..
Очень хорошо об этом событии в европейской истории сказал Герцен :
«Я не могу равнодушно пройти мимо гравюры, представляющей встречу Веллингтона с Блюхером в минуту победы под Ватерлоо. Я долго смотрю на нее всякий раз, и всякий раз внутри груди делается холодно и страшно… Они только что своротили историю с большой дороги по ступицу в грязь, — в такую грязь, из которой ее в полвека не вытащат… Дело на рассвете… Европа еще спала в это время и не знала, что судьбы ее переменились.»
* * *
А ТЕПЕРЬ НЕМНОГО ИСТОРИИ
Битва при Ватерло;о — последнее крупное сражение французского императора Наполеона I. Битва явилась результатом попытки Наполеона вернуть себе власть во Франции, утраченную после войны против коалиции крупнейших европейских государств и восстановления в стране династии Бурбонов («Сто дней»). В качестве противника Наполеона выступила седьмая коалиция европейских монархов.
Ватерлоо (нидерл. Waterloo) — селение на территории современной Бельгии, в 20 км от Брюсселя, на большой дороге из Шарлеруа.
На момент сражения территория современной Бельгии была в составе Королевства Нидерланды.
13 марта, ещё до вступления Наполеона в Париж, союзники объявили его вне закона, а через несколько дней началась мобилизация союзных армий.
(Англичане и немцы еще тогда умели объявлять вне закона тех, кто им был неугоден.)
К 10 июня Наполеон имел в своем распоряжении 198 000 человек, из которых только 128 000 можно было использовать в кампании. В то же время союзники сразу выставили 700 000 человек и планировали довести их число до миллиона.
У Наполеона был только один шанс на победу — постараться разбить союзные армии по частям, до окончания мобилизации.
14 июня Наполеон двинулся в Бельгию. Он решил разгромить противников по частям и стремительно напал на армию Блюхера. Его действия несколько осложнились из-за измены генерала Бурмона, который бежал к пруссакам.
15 июня Наполеон направил Нея сдерживать наступление Веллингтона у Катр-Бра, а сам 16 июня напал на Блюхера у Линьи. В сражении при Линьи Блюхер был разбит, но задержка 1-го французского корпуса спасла прусскую армию от уничтожения.
17-го числа французская армия остановилась на отдых. Наполеон поручил маршалу Груши армию в 36 000 человек и велел преследовать Блюхера, отступившего в неизвестном направлении. Сам Наполеон двинулся на север, на Брюссель — не предупредив, однако, об этом Груши. Английская армия заняла позицию в 22 километрах от Брюсселя, на высотах Монт-Сен-Жан.
Сражение произошло 18 июня 1815 года. Прусские войска называли это сражение сражением при Бель - Альянсе (Schlacht bei Belle-Alliance), а французы — при Мон-Сен-Жан.
* * *
Рассказывая об этом фильме, мне хочется обратить внимание на один факт, который ускользнул от внимания многих. В создании сценария фильма принимал участие Ж. Ануй. И мне кажется, что благодаря ему этот фильм получился не только антивоенным, но и анти англо-немецким. Как замечательный литератор и драматург и настоящий французский патриот, Жан Ануй лучше многих видел и понимал, что многие проблемы в мировой истории, и в том числе 20 века были результатом политики и амбиций этих двух стран (Германия и Англия). И Первая мировая война, и Вторая тому самое лучшее подтверждение.
Чего только стоит фраза, вложенная в уста командующего прусской армией - Блюхера: « Поднимите выше наше черное знамя. Пощады не давать, пленных не брать. Я сам заколю того, кто будет брать пленных! ".
До 1939 года было более 100 лет
* * *
ТОМЛИНСОН - ОЛЕГ ВИДОВ
И вот сейчас мне хочется дать слово народной артистке России Ирине Скобцевой. Она имела отношение ко всему, что было связано с созданием этого фильма – и как жена Сергея Бондарчука, бывшая рядом во время всех съемок и как актриса снимавшаяся в фильме, и как просто человек, который знал Олега Видова многие годы:
«- Олег Видов – удивительный актер: очень ответственный, мобильный, внутренне подвижный, обаятельный, с сильной и при этом только свойственной ему мужской харизмой. Я поздравляю его от всего сердца, и хочу сказать, что российскому кино очень не хватает таких актеров, как Олег Видов. Сергей Федорович Бондарчук пригласил Видова в свою картину «Ватерлоо», где участвовали мировые мега-звезды: Род Стайгер, Орсон Уэлс, Кристофер Пламмер, представляющие английские, шотландские и американские актерские школы. А Олег Видов – актер русской школы, и поэтому душа его трепетала. Он быстро взрывался, был очень горяч во время работы. Сцена в «Ватерлоо» с его участием, когда он кричит: «Почему мы воюем, почему убиваем?» получилась очень запоминающейся и мощной по своей энергетике. Советую всем посмотреть именно этот кадр с Олегом Видовым, чтобы понять достоинства лучшего воспитанника русской актерской школы. »
* * *
Съемки фильма проводились в Италии и в СССР.
В первый съемочный день в Риме на студии снимали сцену бала, который давала Герцогиня Ричмонская в честь военачальников союзных армий.
( Кадр изфильма )
А почти все натурные съемки проходили на западе Украины.
Всем известно, что на месте реальной битвы сейчас музей. Поэтому съемки самой битвы проводились возле села Нижнее Солотвино в Закарпатье, на том месте, которое было очень похоже по рельефу на реальное место сражения. Места в Закарпатье были хорошо знакомы Сергею Бондарчуку по съемкам в 1967-68 годы фильма « Война и мир».
Нижнее Солотвино (укр. Нижнє Солотвино) — село в Ужгородском районе Закарпатской области Украины. Само село занимает территорию в 1,083 квадратных км, В нем проживает по переписи 2001 года 836 человек. Географические координаты 48°33;02; северной широты 22°26;27; восточной долготы. Село расположено на Восток –юго—восток от города Ужгорода в 17 км. от него, рядом с дорогой Ужгород - Мукачево.
Сами съемки проходили в районе сел Нижнее Солотвино, Ирлява, Чабановка..
На территории в 150 гектаров (1км. х 1,5 км.) было в точности воссоздано место реального сражения. Благодаря работе художников А.Меняльщикова и С. Валюшока на этой площади появились стены замка Угомон, ферма Бельянс – резиденция Наполеона, Ла-Э-Сент – ставка Велингтона, мельница. На этой территории были высажены виноградники, маки, пшеничное поле и создан «полноценный» лес.
В съемках фильма участвовало 40 военных полков. И всех их надо было одеть в соответствующую историческую форму.
(На фото Олег Видов во время перерыва между съемками с актерами массовки)
Вот как об этом вспоминает один из участников той военной массовки, житель Хуста Иван Глеба, бывший тогда солдатом срочной службы:
-« В том году меня как раз мобилизовали в армию. И так случилось, что тогда начали снимать ''Ватерлоо'', а людей не очень хватало. Поэтому нас, закарпатских новобранцев (всего человек 200), направили в Мукачевскую мотострелковую дивизию, вывезли в Русские Комаровцы (в Ужгородском), где был палаточный городок. Оттуда каждое утро мы 5 километров маршировали к месту съемок возле Нижнего Солотвина.
Поля на том месте специально засеяли всякими злаковыми культурами, но за полгода, пока снимали фильм, мы их так истоптали, что была только голая земля. В специальных ящиках для нас была составлена различная военная форма, но в основном мы были английской линейной пехотой. На полях нас полдня натаскивали, после чего снимали несколько кадров - и отпускали. Когда были съемки атак, боев, то все падали ''убитыми'' - все-таки уставали на солнце в теплой одежде. Тогда киношники начали назначать поименно тех, кто будет ''убит''. А остальные должны бежать дальше. Для того, чтобы снять мертвых лошадей, им давали 200 граммов водки - и те спали по 3-4 часа. Их можно было переставлять как угодно.
А вот еще одно воспоминание: -
''Новобранцев, мобилизованных в ряды Советской армии из Одесской области, эшелонами отправляют в Западную Украину. В эшелонах промелькнули слухи - везут на съемки кино. Мол, итальянцы, пораженные батальными сценами в фильме ''Война и мир'', заказали Сергею Бондарчуку снять битву при Ватерлоо. В Мукачево выходим из эшелона - и нас везут в Ужгород, в военную часть. 3 недели - курс молодого бойца, потом присяга, и действительно вывозят в палаточный городок для участия в съемках. Их участниками были солдаты Прикарпатского военного округа, московский кавалерийский полк и московская верховая милиция. Приехал Род Стайгер. Пехоту одевают в костюмы: старая гвардия Наполеона, шотландские стрелки, английская гвардия, австрийская армия. Костюмы старой гвардии - синие штаны, синие куртки, черные шапки, кирзовые сапоги, англичане - красные рубашки, отечественные галифе. Оружие тех, кто ближе к камерам, - муляжи наполеоновских времен, в остальных - винтовки образца 1942 года с пристроенными штыками. Тех, кто был перед камерами, гримировали, клеили усы, смазывали сажей''. Для актера Анатолия Переверзева (снимался также в ''Они сражались за родину'', ''Рожденные революцией'', сейчас проживает во Франции) это была 1-я встреча с большим кино. Ведь именно Закарпатье произвело на него удивительное впечатление, о чем он часто вспоминает. Тем более, что его женой является девушка из Закарпатья.
Естественно, что во время массовых батальных сцен, пострадали сельскохозяйственные угодья. и в том числе виноградники. Но никто из местных особенно не волновался. Все знали, что получат полную компенсацию, как произошло после съемок « Войны и мира ».
И вот еще интересная информация об обстоятельствах сопутствующих съемкам. В Ужгородском районе съемки «Войны и мира» запомнились жителям уникальной возможностью много заработать за короткое время. Дело в том, что на небольшой по площади территории было собрано огромное количество мужчин. И вся округа каждый день приносила туда в трехлитровых банках свое домашнее вино. Спрос на него был постоянный. А кроме этого на съемках заработали все: и население, и местные хозяйства и даже местное начальство. У всех были свои варианты. Дирекции фильма нужны были разнообразные услуги: транспортные, хозяйственные, и снабжение всей массы людей продуктами питания. Вот и повторение съемок через два года все встретили с радостью. Все повторилось в точности. Иначе говоря все технологии были отработаны.
* * *
НАПОЛЕОН БОНАПАРТ - РОД СТАЙГЕР
По месяцу Зодиака - Овен и по рождению в год Быка
Главную роль в фильме «Ватерлоо» исполнил американский актёр Род Стайгер. Ему часто доставались роли великих диктаторов и крупных злодеев, эти роли были фирменным знаком Стайгера. Ирина Скобцева вспоминала о съёмках фильма:
«Род ходил в больницу, чтобы узнать, отчего бок может болеть так, как болел у легендарного полководца во время приступа, случившегося накануне битвы при Ватерлоо. Это показатель того, как трепетно Стайгер относился к работе. Он был необыкновенно эмоциональным человеком. Помню, как потрясающе он играл сцену прощания Бонапарта с гвардией: опустился на колени, чтобы поцеловать знамя, и из его глаз выкатились две огромные слезы. Ещё один пример. Шла сцена отречения… Стайгер идет к трону, игра на пике эмоций, и вдруг оператор сообщает о том, что кончилась плёнка. У Рода произошёл срыв. У него ручьями брызнули слезы из глаз, он убежал с площадки и больше уже не мог сниматься в тот день. Род Стайгер и Сергей Бондарчук понимали друг друга с полувзгляда, хотя говорили на разных языках»
А сам режиссер Сергей Боедарчук считал, что « у Стайгера нет ни одного штампованного жеста, привычного приема, одинакового дубля. На съемочной площадке он импровизирует, полностью положившись на свою актёрскую интуицию. « Стайгер, — говорил С. Бондарчук, — безгранично правдивый, безгранично эмоциональный артист. Он хорошо знает русский театр, русскую актерскую школу. Интересно рассказывает про Станиславского, Черкасова и про Вахтангова. В его игре есть масштабность что-то шаляпинское».
( Кадр из фильма )
Род Стайгер (англ. Rodney Stephen Steiger,
— американский актёр, лауреат премии «Оскар» в 1967 году.
Родни Стивен Стайгер родился 14 апреля 1925 года в Уэстхемптоне, штат Нью-Йорк. Родители его, Фредерик и Лоран Стайгер, выступали с песенно -танцевальным номером в передвижном шоу. Они развелись, когда сыну не было еще года.
Он считался одним из лучших характерных актёров в Голливуде.
За свою 50-летнюю карьеру в кино он сыграл множество исторических персонажей. Стайгер был Понтием Пилатом, Распутиным, Наполеоном, Черчиллем, Аль Капоне, Рудольфом Гессом.
Стайгер периодически попадал в состояние длительной депрессии. В 80-е годы из-за этого он не снимался почти восемь лет. Находясь в таком состоянии, поглощал большое количество еды, что в свою очередь создавало серьёзные проблемы со здоровьем из-за лишнего веса.
Его личную жизнь не была особенно счастливой. Он был женат четыре раза. С четвёртой женой, Джоан Бенедикт, он сочетался браком в 2000 году.
В июне 2002 года Род Стайгер заболел пневмонией, которая дала осложнение на почки.
Врачи ничего не смогли сделать. Знаменитому актёру было 77 лет...
На вопрос репортёра Стайгеру, как бы он хотел умереть, актёр ответил: "Умирать не хочу, но не стану возражать, если это произойдёт перед кинокамерой..."
Ушел из жизни этот прекрасный актер 9 июля 2002 в Лос-Анджелесе, США.
* * *
РЕЖИССЕР СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК
По зодиаку Весы и по рождению - в год Обезьяны
О режиссере этой киноэпопеи в моём повествовании следует сказать по двум причинам. Не считая многих других обстоятельств, Олег Видов встречался с ним на съемочной площадке дважды. Первый раз как партнеры во время съемок в Югославии, а второй раз во время съемки этого фильма. И если первый раз Сергей Бондарчук был негласным примером, как надо работать актеру во время съемки, то второй раз он был в роли режиссера, который определял, что должен был сделать актер в кадре.
Он был одновременно актёром, кинорежиссёром, сценаристом, педагогом, и как Член Союза кинематографистов СССР - один из руководителей этого союза, был чиновником в советской кино-индустрии.
Сергей Федорович Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в Белозёрске (ныне Херсонская область, Украина).
В 1938 году закончил учебу в средней школе № 4 в Таганроге. Во время учебы в школе №2 города Ейска посещал театральный кружок.
В 1937 году его актёрская карьера началась работой в Таганрогском драматическом театре.
С 1938 по 1942 год учился в Ростовском театральном училище.
В 1941-1942 годах работал актёром в Театре Красной армии в городе Грозном.
Участвовал в Великой Отечественной войне.
Как участник ВОВ награжден медалями « За оборону Кавказа » и «За победу над Германией » и Орденом « Отечественная война » 2-ой ст.
В 1948 году окончил актёрский факультет ВГИКа в мастерской С.А. Герасимова.
Его дипломной работой стала роль Валько в фильме «Молодая гвардия».
В конце 1940-х годов он женился на актрисе Инне Макаровой. 10 мая 1950 года у них родилась дочь Наталья, ставшая впоследствии актрисой и режиссёром.
В 1950 году ему было присвоено Звание «Заслуженный артист РСФСР».
В 1952 году на МКФ в Карловых Варах получил « Премия актёру » за роль в фильме « Тарас Шевченко ».
В 1952 году стал Лауреатом « Сталинской премии » - первой степени за исполнение главной роли в фильме «Тарас Шевченко» и роли Сергея Тутаринова в фильме «Кавалер Золотой Звезды»
А 17 мая 1952 года звание « Народный артист СССР ».
В 1959 году Сергей Бондарчук женился на актрисе Ирине Скобцевой.
В их семье родилось двое детей: дочь —Алёна Бондарчук, ставшая актрисой, и сын - Фёдор Бондарчук. Ставший, как и отец, актёром и режиссёром.
В 1960 году он стал Лауреатом « Ленинской премии » за фильм «Судьба человека» 1959 года.
В 1968 году получил «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — за фильм «Война и мир».
С 1971 года начал преподавать, как руководитель актёрской мастерской ВГИКа, а с 1974 года — профессор ВГИКа.
В 1977 году стал Лауреатом « Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых » — за фильм «Они сражались за Родину»
В 1979 году на ВКФ в Ашхабаде получил « Приз за лучшую мужскую роль» в фильме «Отец Сергий».
В 1980 году он был удостоен Звания «Герой Социалистического Труда»
В 1982 году стал Лауреатом « Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко » — за исполнение роли кардинала Монтанелли в художественном фильме «Овод»
В 1984 году - Лауреат « Государственная премия СССР » — за фильм «Красные колокола».
В 1992 году на МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» - Приз «За выдающийся вклад в славянский кинематограф»)
Как режиссер он снял 9 фильмов :
в 1959 г. — « Судьба человека »;
в 1965 — 1967 гг. — « Война и мир » - 4-е серии;
в 1970 г. — « Ватерлоо »;
в 1975 г. — « Они сражались за Родину »;
в 1977 г. — « Степь »;
в 1982 г. — « Красные колокола ». Фильм 1. « Мексика в огне »;
в 1983 г. — « Красные колокола ». Фильм 2. « Я видел рождение нового мира »
в 1986 г. — « Борис Годунов »;
в 1994 г. — « Тихий Дон ».
Как актер снялся в 38 фильмах и среди них такие роли:
в 1948 г. — Валько в « Молодая гвардия »
в 1951 г. — Тарас Шевченко в « Тарас Шевченко »
в 1953 г. — Тихон Прокофьев в « Адмирал Ушаков »
в 1953 г. — Тихон Прокофьев в « Корабли штурмуют бастионы »
в 1955 г. — Отелло в « Отелло »
в 1959 г. — Андрей Соколов в « Судьба человека »
в 1968 г. — Пьер Безухов а « Война и мир »
в 1969 г. — Мартын в « Битва на Неретве » / Битка на Неретви(Югославия)
в 1970 г. — Михаил Львович Астров в « Дядя Ваня »
в 1973 г. — Мартин Ивенс в « Молчание доктора Ивенса »
в 1975 г. — Курчатов в « Выбор цели »
в 1975 г. — Звягинцев в « Они сражались за Родину »
в 1978 г. — мистер Ричард Бредвери в « Бархатный сезон »
в 1978 г. — Отец Сергий в « Отец Сергий »
в 1980 г. — Монтанелли, кардинал в « Овод »
в 1986 г. — Борис Годунов в « Борис Годунов »
в 1994 г. — Краснов, войсковой атаман в « Тихий Дон »
Написал сценарии к 7 своим фильмам.
Сергей Фёдорович Бондарчук ушёл из жизни днём 20 октября 1994 года в московской больнице.
В 1995 году на МКФ в Москве Ему был присужден Приз «За выдающийся вклад в
мировое кино XX века» - посмертно.
Его фильмы получали разнообразные награды :
Фильм «Судьба человека» награжден :
в 1959 году — на МКФ в Локарно - « Главный приз » ;
— на МКФ в Москве -« Большой приз »;
— на МКФ трудящихся в ЧССР - « Особый главный приз »;
В 1970 году — на МКФ в Карловых Варах - « Спец. приз »;
В 1976 году — на МКФ в Джорджтауне - « Почетный диплом ».
Фильм «Они сражались за Родину»
В 1976 году получил « Приз » на МКФ в Карловых Варах.
Фильм « Красные колокола » был награжден:
в 1982 году:
— на МКФ в Карловых Варах - Приз «Хрустальный глобус»,
— на МКФ в Ташкенте - « Приз Союза журналистов СССР », Ф. 1-й: Мексика в огне»
— на ВКФ в Ташкенте - « Приз Союза журналистов СССР » Ф. 2-й: Я видел рождение нового мира»)
В 1983 году на Всесоюзном Кинофестивале в Ленинграде :
— « Приз оргкомитета » за фильм « Красные колокола » Ф. 1-й: Мексика в огне»
— « Приз оргкомитета » за фильм «Красные колокола. Ф. 2-й: Я видел рождение нового мира»)
Фильм « Война и мир » был награжден :
в 1965 году — на МКФ в Акапулько - Гран-при «Золотая головка Паленке»,
— на МКФ в Венеции - Почетный диплом,
— на МКФ в Москве - Большой приз.
В 1966 году
— на Конкурсе Японской ассоциации любителей кино «Роэй» - «Жемчужный приз» как лучший фильм года.
В 1968 году :
— Премия «Оскар» Американской академии киноискусства За лучший иностранный фильм,
— Ассоциация кинокритиков Нью-Йорка - Первый приз лучшему иностранному фильму года.
И ВОТ В ЗАКЛЮЧЕНИИ ОБ ЭТОМ ПРЕКРАСНОМ РЕЖИССЕРЕ –
ЕСТЬ КНИГА – « Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников ».
Прочитайте ее, не пожалейте на то времени.
* * *
Рассказывая об этом фильме, мне хочется сказать о человеке, благодаря стараниям которого появился не только этот, но еще почти 500 других фильмов.
Ведь в некоторых из них тоже снимался Олег Видов.
И так это –
ПРОДЮСЕР ДИНО ДЕ ЛАУРЕНТИС
— один из главных подвижников мирового кино.
За 70 лет спродюсировавший 150 итальянских, европейских и американских фильмов.
А всего участвовал в производстве почти 500 фильмов.
Де Лаурентис родился в 1919 году в Италии, недалеко от Неаполя.
Свой первый фильм в качестве продюсера, «Последняя битва», он сделал еще в 1940 году.
В те же годы де Лаурентис поступил на учебу в римский Центр экспериментальной кинематографии, но учеба была прервана войной.
В 1946 году он организует собственную компанию Dino de Laurentiis Cinematografica, которая помогает снимать фильмы итальянским неореалистам — Джузеппе ди Сантису (оскароносный «Горький рис» стал первым фильмом студии), Федерико Феллини («Дорога» и «Ночи Кабирии») и другим.
В начале 60-х де Лаурентис, не прекращая продюсерской деятельности, создал в рамках своей компании киностудию, на которой выпустил пародию на фильмы о Джеймсе Бонде «Поцелуй девушку и убей их», спагетти-вестерн «Навахо Джо», военную драму «Анзио» и знаменитую «Барбареллу» Роже Вадима, сделавшую исполнительницу главной роли Джейн Фонда пожизненным секс-символом. В это же время благодаря стараниям продюсера получили возможность поставить свои картины Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Тинто Брасс.
В начале 1970-х года Dino de Laurentiis Cinematografica пришлось закрыть из-за финансовых проблем, а продюсер перебрался в США, где на базе его продюсерской компании был организован деловой центр кино- и телепроизводства De Laurentiis Entertainment Group (DEG). Он продюсировал фильмы «Кинг-Конг» Джона Гильермина, «Рэгтайм» Милоша Формана, «Конан-варвар» с Арнольдом Шварценеггером.
В 1974 году Де Лаурентис вновь работал с советским режиссером.
При его содействии Эльдар Рязанов снял «Невероятные приключения итальянцев в России».
С именем Де Лаурентиса связано появление многих голливудских звезд :
Джейн Фонды, Аль Пачино, Чарльза Бронсона, Джессики Ланж, Арнольда Шварценеггера и других.
В течении всей жизни он оставался одной из самых влиятельных фигур мирового кинематографа.
В 1990 Де Лаурентис вновь женился на главе администрации своей фирмы - Марте Шумахер. Вместе с ней он был продюсером фильмов последних лет:
в 1997 году « Авария » и
в 2000 году « Ю-571 » .
Среди фильмов которые он продюсировал такие, хорошо знакомые зрителям в СССР:
1950 года - « Неаполь, город миллионеров » / Napoli milionaria
1951 года - « Полицейские и воры » / Guardie e ladri
1954 года - « Странствия Одиссея » / Ulisse
1957 года - « Ночи Кабирии » / Le notti di Cabiria
1956 года - « Война и мир » / War and Peace
1972 года - « Боккаччо » / Boccaccio
1976 года - « Кинг Конг » / King Kong
1977 года – « Смерть среди айсбергов » / Orca, the Killer Whale
Последним фильмом, над которым работал Дино де Лаурентис, стала « Территория девственниц » Дэвида Лиланда — своеобразное возвращение к итальянским корням, вольная интерпретация «Декамерона» Боккаччо.
Ушел он из жизни 10 ноября 2010 в Беверли-Хиллз в Калифорнии.
* * *
Несмотря на участие в фильме многих известных актёров, талант режиссёра С. Бондарчука и усилия продюсера, не смотря на все усилия, фильм провалился в международном прокате. По этой причине Стэнли Кубрик свернул свои работы над фильмом о Наполеоне. Вероятнее всего это произошло из-за очень явной антивоенной концепции и анти английскому - немецкому духу, который чувствуется «невооруженным взглядом».
ПРЕМИИ И НАГРАДЫ:
В 1971 году: Премия Давид ди Донателло как лучший фильм на итальянском языке и Кинопремия BAFTA награды в двух номинациях
ПРЕССА О ФИЛЬМЕ:
1969 г. Журнал «Советский экран» №17 - «Битва при Ватерлоо»
1973 г. Журнал « Новини киноэкрану » №11 – Семен Черток «Род Стайгер»
ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ « ВАТЕРЛОО »
— Oксана (Vancouver, Canada) 2.02.2008 -
«Ватерлоо - один из моих любимейших фильмов. Шедевр Сергея Бондарчука. Очень жаль, что подобные картины не очень популярны у зрителей. А там есть что и кого посмотреть. Какая в фильме музыка! Снято без помощи компьютера, но как сделано! А некоторые сцены сняты так, что хочется кричать от восторга. Это история, "дела давно минувших дней", но мне все это близко, и героев я понимаю и люблю. Пусть режиссер и сценаристы не во всем исторически точны, фильм просто прекрасный.»
— эд-сан (Самара) 30.06.2011 -
«Как увлеченный войной 1812 вначале, а потом и всей историей наполеоновских войн, я смотрел этот великолепный фильм еще в школе. На большом экране развертывалось такое могучее полотно, что нынче разве что в Толкине возможно. Но здесь оно было ЖИВОЕ, а не компьютерное. Массы людей сходились на поле, чтобы убить друг друга в эпическом, но (это я понял НАМНОГО позже) бессмысленном сражении. Наполеон не имел шансов. За ним стояла больше уже легенда и гордость французов - и это Бондарчук убедительно доказал. Обреченность сыграна Тайгером с удивительной правдивостью.
Но Бондарчук был РУССКИМ режиссером, поэтому его фильм не о Наполеоне, а о войне. Помните атаку конницы на каре и гибель людей? А смерть одного из героев в грязи, вовсе не героическая, кстати (куда уж - пикой в спину). Молодой красивый офицер - и лишь медальон прекрасной девушке в грязной воде - все, что осталось. Даже в школе меня поразили слова Веллингтона, когда он видит груды трупов.
Кстати, молодой аристократичный Пламмер - это отличная антитеза стареющему Наполеону. Холодный и расчетливый вначале, как он меняется в конце. С этого момента артист занял место среди моих любимых, благо отразил он образ английского военачальника идеально. Забавно, но очень интересно было видеть наших актеров среди АНГЛИЙСКИХ солдат (генералов "французов" я принял сразу и спокойно). Истинно - солдат солдату брат, они схожи, что русские, что англичане - вот и артисты плечом к плечу это доказали. И часто не понимали они - за что умирают? Там, кажется будущий эмигрант Видов играл как раз такой эпизод. В СССР он был кумиром молоденьких девушек (как Ален Делон), а здесь просто солдат. И еще - как ни странно, но именно дубляж самого Бондарчука сыграл положительную роль. То есть мы слышали эмоции актеров (а в те годы полная переозвучка была практически обязательна), но и Бондарчук был отличным актером. Его речь как бы несколько отстраненная, как бы "фон", как бы "комментарий". Но актерская сила так и пробивается. Нет, не Закат Великого человека был в этом фильме. Это было ВЗАИМНОЕ истребление. Ведь и генералы и офицеры обеих сторон остались лежать на поле боя. И фразу о гвардии придумали позже (достоверно известно, что Камброн был к этому времени тяжело ранен), но фраза "в покое" ПОСЛЕ боя никогда не прозвучала бы с такой гордостью и отчаянием, как перед гибелью.
И именно с этого фильма для меня начался и Наполеон, и его генералы (русские мною уже изучались), и битвы тех времен, и поиски всех фильмов, что связаны с той эпохой. Великий фильм! Великие люди! И актеры тоже!»
— Гребенкин Александр (Днепродзержинск) 22.09.2011 -
« Из всех виденных мною фильмов о Наполеоне это - лучший. Здесь уже писали о превосходных батальных сценах и об антивоенной тематике. Добавлю, что в фильме емко, глубоко исследован образ Наполеона Бонапарта, которого замечательно сыграл Род Стайгер. Битва при Ватерлоо показана во всех подробностях. Глубокий, правдивый исторический фильм! Бондарчук практически во всех сценах сумел избежать присущих западным лентам статуарности, пафосности, картинности.»
ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ : « ВАТЕРЛОО » -« Waterloo »
Полнометражный художественный военно - исторический фильм.
Продюсер Дино де Лаурентис (Dino de Laurentiis)
Associate Producer Tom Carlile
Prodaction super GuProduced
Режиссер: Сергей Бондарчук
Сценаристы:
Гарри Крэг - автор сценария совм. с Ж. Ануй
Сергей Бондарчук совместно c Витторио Боничелли
Mario Soldati – вариант диалогов на итальянском
Оператор: Армандо Наннуцци (Armando Nannuzzi)
Второй режиссер - Anatoli Chemodurov (as A. Chemadurov)
Композитор: Нино Рота
Художники: Марио Гарбулья (Mario Garbuglia)
Семен Валюшок, Саид Меняльщиков
Art Direction by Ferdinando Giovannoni
Set Decoration by Emilio D'Andria, Ken Muggleston (as Kenneth Mugglestone)
Редактор- Richard C. Meyer
Спецэфекты – Владимир Лихачев, Giulio Molinari
Стилисты: Alberto De Rossi makeup supervisor
Прически - Paolo Borselli - (as Paolo Borzelli)
Грим артистов - Mikhail Chikiryov (as Mikhail Chikirev)
грим артистов - Giannetto De Rossi
production supervisor: Петр М.Свиридов, Guy Luongo
production manager - Guglielmo Ambrosi
production manager (uncredited) - Mario Abussi
production supervisor (uncredited) - Alfredo De Laurentiis
unit production manager (uncredited) - Erik Waisberg
Second Unit Director or Assistant Director
Первый ассистент режиссера –Владимир Достал
Ассистент режиссера - Allan Elledge (as Alan Elledge)
Ассистент режиссера - Tomaso Sherman (as Tommaso Sherman)
Звуко-операторы Юрий Михайлов (as Juri Mikhailov), Renato De Santis, John
Dennis (as John S. Dennis), Gordon Everett, Kevin Gurry boom operator
Звуко-режиссер - Christopher Lancaster sound editor
Gordon K. McCallum - sound re-recording mixer (as Gordon McCallum)
Alban Streeter - sound editor (as Alan Streeter)
Les Wiggins - supervising sound editor
John Hayward - sound re-recording mixer (uncredited)
Primiano Muratori sound (uncredited)
Специальные трюки:
поостановщик - Franco Fantasia
Nosher Powell stunts (uncredited)
Фотограф - Alfonso Avincola, Paul Ronald
camera operator Giuseppe Bernardini (as Giuseppe Berardini)
camera operator J.N. Carpuchin
Помощник оператора - Nino Cristiani
Костюмы и униформа:
Начальник костюмерного цеха - Надежда Бузина (as Nadejda Busina)
Художник военных костюмов – Ugo Pericou
Художник гражданских костюмов - Maria De Matteis
wardrobe assistant - Maria Fanetti
assistant costume designer (uncredited) - Alberto Verso
first assistant editor - Vanio Amici
associate editor - Елена Михайлова
associate editor - Jean Oser
Музыкальный консультант - Wilfred Josephs
Композитор (вальс) Wilfred Josephs
Дерижер - Bruno Nicolai
Военные консультанты: Willoughby Gray,
Генералы: М.Козаков, А. Лушинский, Н. Оликовский
Хореограф - Gino Landi
production liaison – Анна Попова
dialogue director - William Slater
adr director - Robert Rietty
В фильме снимались актеры:
Род Стайгер - Наполеон
Кристофер Пламмер - герцог Веллингтон главнокомандующий союзных армий
Орсон Уэллс - Людовик XVIII
Джек Хокинс - генерал Томас Пиктон
Вирджиния МакКенна - герцогиня Ричмонд
Дан О'Херлихи - маршал Ней
Руперт Дэвис (Rupert Davies) - лорд Гордон
Филипп Форке - генерал Шарль Лабедойер адъютант императора
Джанни Гарко ( Gianni Garco) - генерал Друо
Ян Огилви (Ian Ogilvy)- Уильям де Ланси
Майкл Уайлдинг (Michael Wilding) - сэр Уильям Понсонби
Серго Закариадзе – Блюхер
Теренс Александер (Terence Alexander) - лорд Аксбридж
Андреа Чекки ( Andrea Checchi– Сорет
Донал Доннелли ( Donald Donnely) - О'Коннор
Шарль Милло ( Charles Millot) – Груши
Евгений Самойлов - генерал Пьер Камброн
Олег Видов – Томлинсон
Чарльз Борромел (Charles Borromel) – Малхолланд
Питер Дейвис (Peter Davies) - лорд Ричард Хэй
Иво Гаррани ( Ivo Garrani ) - маршал Сульт Николя-Жан де Дье
Вероника де Лаурентис (Veronica de Laurentis) - Магдален Холл
Владимир Дружников – Жерар
Уиллоби Грей (Willoughby Gray) – Рамси
Роджер Грин (Roger Green) – Дункан
Орсо Мария Гуэррини (Orso Maria Guerrini) – офицер
Ричард Хеффер (Richard Heffer) - Mercer
Орацио Орландо (Orazio Orlando) - Constant
Джон Сэвидент ( John Savdent) - полковник Мюффлинг прусский атташе при штабе
Веллингтона
Джеффри Викхэм (Jeffry Wickham) - Colborne
Сьюзэн Вуд (Susan Wood) - Сара
Геннадий Юдин – Шикта
Руслан Ахметов - французский офицер
Вацловас Бледис – Кольсон
Паул Буткевич – эпизод
Владимир Шакало – эпизод
Василий Ливанов - император Александр I
Ян Янакиев – Ларрей
Харий Лиепиньш – эпизод
Игорь Ясулович - офицер 13-го каре
Владимир Удалов – улан
Виктор Мурганов – Сомерсет
Борис Молчанов - генерал Бертран
Анатолий Переверзев – эпизод
Александр Пархоменко - французский солдат
Лев Поляков – Келлерман
Ирина Скобцева - Мария маркитанка
Андрей Юренев – капрал
Валентинс Скулме- эпизод
Александр Смирнов - старший офицер маршала Груши
Ростислав Янковский – Флахау
Петр Савин – офицер
Феликс Эйнас - Патси английский солдат
Антонио Анелли – эпизод
Армандо Боттин – эпизод
Адриан Брайн – эпизод
Ланфранко Чеччарелли – эпизод
Альдо Чеккони – эпизод
Андреа Эстерхази – эпизод
Франко Фантазиа – эпизод
Гвидарино Гвиди – эпизод
Валерий Гурьев (III) – эпизод
Фред Джексон – эпизод
Владимир Левченко (III) – барабанщик
Родольфо Лоди – эпизод
Жан Луис – эпизод
Изабелла Альбонико - леди Вебстер
Олег Михайлов – эпизод
Филиппо Перего – эпизод
гий Рыбаков – Тейлор
Аттилио Северини – эпизод
Серджо Тестори – эпизод
Василий Плаксин - генерал Метленд
Юрий Мартынов - английский солдат
Производство: Dino de Laurentiis Cinematografica, Cinematografica S.p.A. (Италия), СССР – Киностудия Мосфильм, 1970 год.
На английском языке производство «Каламбия пикчерс»
Фильм цветной, звук моно, на итальянском, русском языках.
Продолжительность фильма 123 минуты.
Бюджет фильма – 25 мил. долл.
Премьеры фильма состоялись: 4 сентября 1970 в Риме, 9 августа 1971 в Москве.
* * *
КАЛЕНДАРЬ 1969
ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИЛЬМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОКАТА
«Армия теней»/L’Arm;e des ombres, Франция-Италия (реж. Жан-Пьер Мельвиль)
«Беспечный ездок»/Easy Rider, США (реж. Деннис Хоппер)
«Бутч Кэссиди и Санденс Кид»/Butch Cassidy and the Sundance Kid, США (реж. Джордж Рой Хилл)
«Гибель богов»/La Caduta Degli Dei, Италия-ФРГ (реж. Лукино Висконти)
«Дикая банда»/The Wild Bunch, США (реж. Сэм Пекинпа)
«Диллинджер мёртв»/Dillinger E Morto, Италия (реж. Марко Феррери)
«Дневник режиссёра»/Block-notes di un regista, Италия (реж. Федерико Феллини)
«Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»/They Shoot Horses, Don`t They?, США (реж. Сидни Поллак)
«Замороженный»/Hibernatus, Франция-Италия (реж. Эдуард Молинаро)
«Золото Маккенны»/Mackenna’s Gold, США (реж. Джей Ли Томпсон)
«Катцельмахер»/Katzelmacher, ФРГ (реж. Райнер Вернер Фасбиндер)
«Красная палатка»/La tenda rossa, СССР-Италия-Великобритания (реж. Михаил Калатозов)
«Лола»/Lola, Великобритания-Италия (реж. Ричард Доннер)
«Люди дождя»/The Rain People, США (реж. Фрэнсис Форд Коппола)
«Медея»/Medea, Италия-ФРГ (реж. Пьер Паоло Пазолини)
«Мужчина, который мне нравится»/Un homme qui me pla;t, Франция-ФРГ (реж. Клод Лелуш)
«Мясник»/Le Boucher, Франция-Италия (реж. Клод Шаброль)
«Настоящее мужество»/True Grit, США, (реж. Генри Хэтэуэй)
«Неверная жена»/La Femme infid;le, Франция-Италия (реж. Клод Шаброль)
«Один из тринадцати»/12+1, Италия-Франция (реж. Николас Гесснер)
«Охрана замка»/Castle Keep, США (реж. Сидни Поллак)
«Пан Володыёвский»/Pan Wolodyjowski, Польша (реж. Ежи Гофман)
«Полуночный ковбой»/Midnight Cowboy, США (реж. Джон Шлезингер)
«Пробуждение моего демонического брата»/Invocation of My Demon Brother, США (реж. Кеннет Энгер)
«Пусть умрёт зверь»/Que La Bete Meure, Франция-Италия (реж. Клод Шаброль)
«Ритуал»/Riten, Швеция (реж. Ингмар Бергман)
«Сатирикон Феллини»/Satyricon, Италия (реж. Федерико Феллини)
«Свинарник»/Porcile, Италия-Франция (реж. Пьер Паоло Пазолини)
«Сирена с «Миссисипи»»/La Sir;ne du Mississippi, Франция-Италия (реж. Франсуа Трюффо)
«Сицилийский клан»/Le Clan des Siciliens, Франция (реж. Анри Верней)
«Стерео»/Stereo, Канада (реж. Дэвид Кроненберг)
«Страсть»/En Passion, Швеция (реж. Ингмар Бергман)
«Стратегия паука»/'La Strategia Del Ragno, Италия (реж. Бернардо Бертолуччи)
«Структура кристалла»/Struktura Krysztalu, Польша (реж. Кшиштоф Занусси)
«Супермозг»/Le Cerveau, Франция-Италия (реж. Жерар Ури)
«Топаз»/Topaz, США (реж. Альфред Хичкок)
«Тот холодный день в парке»/That Cold Day In The Park, США-Канада (реж. Роберт
Олтмен)
«Франкенштейн должен быть уничтожен»/Frankenstein Must Be Destroyed, Великобритания (реж. Теренс Фишер)
«Хватай деньги и беги»/Take The Money And Run, США (реж. Вуди Аллен)
«Хэлло, Долли!»/Hello, Dolly!, США (реж. Джин Келли)
СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ 1969 ГОДА
— Адьютант его превосходительства, (реж. Евгений Ташков)
— Бабушки и внучата (р/п. Нана Мчедлидзе).
— Белое солнце пустыни (р/п. Владимир Мотыль).
— Братья Карамазовы, (реж. Иван Пырьев)
— В тринадцатом часу ночи, (реж. Лариса Шепитько)
— Варвара-краса, длинная коса, (реж. Александр Роу)
— Весёлое волшебство, (реж. Борис Рыцарев)
— Время счастливых находок, (реж. Генрих Габай)
— Всадники революции (р/п. Камиль Ярматов).
— Голубой лёд, (реж. Виктор Соколов)
— Гори, гори, моя звезда, (реж. Александр Митта)
— Дворянское гнездо, (реж. Андрей Михалков-Кончаловский)
— Жди меня, Анна (р/п. Валентин Виноградов).
— Каждый вечер в одиннадцать, (реж. Самсон Самсонов)
— Король-олень, (реж. Павел Арсенов)
— Мама вышла замуж, (реж. Виталий Мельников)
— Мужской хор (р/п. Лиана Элиава).
— Мы с Вулканом (р/п. Валентин Перов).
— Не горюй! (р/п. Георгий Данелия).
— Неподсуден, (реж. Владимир Краснопольский и Валерий Усков)
— Ну и молодёжь! (р/п. Резо Чхеидзе).
— Опасные гастроли (р/п. Георгий Юнгвальд-Хилькевич).
— Освобождение (р/п. Юрий Озеров).
— Пиросмани (р/п. Георгий Шенгелая).
— Посол Советского Союза, (реж. Георгий Натансон)
— Преступление и наказание, (реж. Лев Кулиджанов)
— Свет в наших окнах (р/п. Караман Мгеладзе).
— Смерть филателиста (р/п. Георгий Калатозишвили).
— Сотвори бой (р/п. Николай Калинин).
— Старый знакомый, (реж. Игорь Ильинский и Аркадий Кольцатый)
— Странные люди, (реж. Василий Шукшин)
— Сюжет для небольшого рассказа (р/п. Сергей Юткевич).
— Сыновья уходят в бой (р/п. Виктор Туров).
— Тренер, (реж. Яков Базелян)
— Трое, (реж. Исидор Анненский)
— Тройная проверка (р/п. Алоиз Бренч).
— У озера, (реж. Сергей Герасимов)
— Цветы запоздалые, (реж. Абрам Роом
— Чайковский, (реж. Игорь Таланкин)
— Улица тринадцати тополей (р/п. Виктор Иванов и Абрам Народицкий).
— Я его невеста», (реж. Наум Трахтенберг)
— Я помню тебя, учитель (р/п. Гасан Сеидбейли).
— Я, Франциск Скорина (р/п. Борис Степанов).
ЛИДЕРЫ СОВЕТСКОГО ПРОКАТА
«Бриллиантовая рука», (реж. Леонид Гайдай) — 1 место, 76.7 млн зрителей
ЛИСТКИ КАЛЕНДАРЯ
Одна тысяча девятьсот шестьдесят девятый) год —
не високосный год, начинающийся в среду
1 января — В СССР состоялась премьера мультфильма «Ну, погоди!»
3 января — Родился Михаэль Шумахер, семикратный чемпион мира в классе машин Формула-1 (1994—1995, 2000—2004).
16 января — Впервые в космосе состыковались два пилотируемых космических корабля Союз-4 (стартовал 14 января) и Союз-5(стартовал 15 января).
11 февраля — Родилась Дженнифер Энистон, киноактриса.
2 марта — Советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманский серия вооружённых столкновений между СССР и КНР 2 и 15 марта 1969 года в районе острова Даманский на реке Уссури в 230 км южнее Хабаровска и 35 км западнее райцентра Лучегорск.
— Впервые в истории авиации пассажирский самолёт (Ту-144) преодолел звуковой барьер.
2 марта — Родился Михаил Пореченков, российский актёр театра и кино, телеведущий, заслуженный артист Российской Федерации.
6 марта — Родилась Татьяна Буланова, российская поп-певица, заслуженная артистка России.
26 мая — Родилась Анжелика Варум, российская эстрадная певица.
28 марта — Ушел из жизни Дуайт Эйзенхауэр –президент США с1953 по 1961 гг.
В июне 1969 советский писатель А. Кузнецов. будучи в творческой командировке в Лондон для сбора материала к роману о Ленине, попросил у английских властей политического убежища. Писатель сотрудничал в кино и все его прежние и новые работы были взяты под особый контроль.
8 июня — В Москве открылся I Международный конкурс артистов балета..
12 июня — Ушел из жизни Александр Александрович Дейнека, советский живописец.
14 июня — Родился Фёдор Дунаевский, советский киноактёр.
30 июня — Родилась Анастасия Немоляева, советская и российская актриса театра и кино, художник, дизайнер.
5 июля — Ушла из жизни Валентина Александровна Осеева, детская писательница, автор повестей «Васек Трубачев и его товарищи» и «Динка».
11 июля — В СССР приняты Основы исправительно-трудового законодательства. Введены в действие с 1 ноября 1969 года[85].
24 июля — Родилась Дженнифер Лопес, испаноязычная американская актриса, певица, модельер и продюсер.
9 августа — Ушел из жизни Шэрон Тейт — американская актриса (убита членами «Семьи» Чарльза Мэнсона).
17 августа — Ушел из жизни Марк Наумович Бернес, актёр и исполнитель
19 августа — Ушел из жизни певец Марк Бернес.
20 августа: Совместное постановление Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР об учреждении в составе высших учебных заведений СССР подготовительных отделений для подготовки поступления в вузы рабочей и сельской молодёжи и демобилизованных изСоветской Армии.
28 августа — Родился Джек Блэк, американский актёр, комик и музыкант.
28-29 августа — состоялся VII пленум Правления Союза Кинематографистов СССР , посвященный 50-летию советского кино.
26 — 27 октября — землетрясение в Боснии и Герцеговине (Югославия), сильно пострадал город Баня-Лука.
20 сентября —Ушел из жизни Сергей Блинников — советский актёр театра и кино, народный артист СССР.
28 октября — Ушел из жизни Корней Иванович Чуковский, детский писатель.
2 декабря — Ушел из жизни Климент Ефремович Ворошилов, Маршал Советского Союза
19 декабря — Дочь И. В. Сталина Светлана Аллилуева лишена гражданства СССР по Закону от 19 августа 1938 года.
— В СССР приняты Основы законодательства о здравоохранении. Введены в действие с
Декабрь — На харьковском заводе «Протон» выпущен первый советский кассетный магнитофон «Десна».
1969 — Год основания популярного советского ВИА «Добры молодцы».
* * * * *
Свидетельство о публикации №215072500204