Звезды над урманом книга 2 глава 18

Предыдущая страница: http://www.proza.ru/2015/07/19/1173

Упряжка ходко шла напрямки, сокращая расстояние, не совершая петельных изворотов, руслом. Прошедшее лето выдалось засушливое. Тайга местами выгорела. Но огонь, доходя до русел многочисленных речушек, которые, как вены на руке, разрезали своими поймами урман, обычно угасал. И теперь зимой собаки бежали по следу Никиты и Хвомы меж черных обугленных стволов деревьев, редколесьем торчавших из засохшего летом и подмерзшего в начале зимы болота.
Мамарка, повернувшись к отцу, который хореем  управлял упряжкой, спросил:
– Отец, а откуда взялась Золотая Баба? Почему ее почитают наши народы?
– Этот сказ мне, сынок, поведал мой дед, а моему деду – его дед, а ему – его дед. Жило в далекие времена на этой земле племя шыбыр, хорошо люди жили, однако. Рыбу ловили, зверя били. Оленей пасли. Шыбырами их прозвали другие народы, что с их языка, стало быть, шелест леса называется. От земель лопарей и кильди на закате до земель динлинов на восходе принадлежали земли шыбырам. Но пришла напасть негаданная: упал большой огненный змей с неба в страну вечных льдов. Задрожала земля, и брызнули осколки льда в разные стороны.
– Как от камушка, который в шугу кинешь? – перебив, спросил Мамарка.
– Да, сынок, токмо камушек-то тот был немалым, говорят, величием с сорок гуртов оленьих.
– Ого-го!
– Стало быть, и брызги были с Архипову избу, а то и более.
Вогул прикрикнул на собак, подгоняя, и продолжил:
– Забило реки льдом до моря, а вода-то бежит с южных верховьев, и стала она прибывать да подтоплять земли шыбыров. Двинулись лопари да кильдь к зырянам и чуди, но и там их вода настигать стала, пришли они сюда, к нам, вогулам и остякам. Осели по берегам Оби народы, но следующие лета и сюды вода пришла. Двинулись все народы на Ионесси к динлинам, а дальше-то некуды. Далее земли врагов наших были, ведь за горами жительствовало грозное племя табгачей, что косоплетами звались, однако. Прозвали их так, потому как они волосы в косы заплетали. Вода, однако, вскоре и туда пришла. Собрались старейшины и не могут решить, что делать им. А тут одна мудрая баба и говорит: недолго вода тут простоит. Нужно сорок лун всего продержаться, а там морозы наступят, лед станет, по нему и уйдем к большим горам на восходе. Разбирайте хижины, лес валите. Вяжите плоты и лодки готовьте. И поверили ей люди, и стали они плоты собирать да челноки рубить. Но вот беда! Веревки и кожаные ремни закончились у всех. Тогда обрезала мудрая женщина свои волосы для веревок. И все за ней последовали. Но кончились и волосяные веревки. Тогда мудрая женщина сняла с себя украшения золотые и кинула в круг старейшин: – «Делайте из них скобы!». Кинули в круг все свое золото люди и выковали скобы.
Угор остановил упряжку.
– Разводи костер, сынок, тут на ночлег встанем. Наст ныне еще колкий, собакам отдохнуть нужно и лапы вылизать да выгрызть наст меж пальцев потребно.
Угор срубил два сухостоя и, подтащив к месту ночного бивака, принялся рубить сучки, помогая сыну развести костер.

***
ВОЛГА

Иван Никитич, оглядывая с палубы ушкуя лагерь народного ополчения, расположившегося на берегу Волги, восхищался:
– Силища-то кака!
– Да, войско ныне немалое собрано и обучено. Благодарствую тебе, Иван Никитич, за пушки, тобой привезенные, – ответил князь Пожарский и, повернувшись к Ибрагиму с Ефимом, поклонился:
– И вам, мурза Ибрагим Сабырович, и тебе, казак Ефим Сова, поклон от всего народа Руси нашей.
 – А нам? – шмыгнув носом, отозвался с кормы Разя-младший.
Дмитрий Михайлович подошел к подросткам и ласково потрепал по вихрам Ванюшку с Тимофеем:
– И вам тоже, робятки, поклон от земли Русской.
Князь и не мог предположить, что треплет он загривок будущему отцу великого бунтаря, который потрясет землю Русскую почище Смуты великой.

Через десять дней Ефим вернулся на своем ушкуе из Ярославля в Казань.
– Не пойду я более в Сибирь. Сыновей за женой и дочерьми с вами отправлю, обожду семью в Казани у Ибрагима и на Дон подамся, – заявил он сотнику.
– Ну, тогды не хворай. А я с полусотней да Ванюшкой через Сим-перевал до Тобольска за три седмицы дойду. Воевода весточку прислал, просит поспешать, так как царевич Алей набеги на острожки сибирские вершить принялся, мстя за гибель отца, хана Кучума. Много поселений пожег, людишек побил немало, – хлопнув друга по плечу, попрощался Иван.


***
СИБИРЬ

Мамар, глядя на искры костра, попросил отца:
– А далее, батюшка?
– Далее собрали люди плоты, а тут и вода подошла. Долго их носило по разливу. Сорок дней и ночей люди на плаву находились. Одни уж и роптать начали. Дескать, послухали глупую бабу, уж лучше было умереть на своей земле, чем сгинуть в окияне.
Но тут олени, которые были на плотах, прыгнули в воду и поплыли на восток.
«Гребите за ними! Олени землю чуют!» – молвила мудрая женщина.
Ночью сковало лед. И уже через две луны по льду шыбыры, динлины да другие народы дошли до сказочно богатой земли.
Разобрав плоты, они на упряжках доставили их на берег и построили хижины. А когда собрали все скобы, то принялись размышлять, как золото разделить между народами-то? Долго спорили, однако.
Встал тогда в круг самый старый шаман и речь молвил:
«Негоже забывать того, кто спас от гибели народы наши! Давайте из этого злата выльем изваяние мудрой женщины, чтоб помнили потомки образ ее. И пока храним мы святыню, не страшны нам ни потоп, ни огонь да другие беды. А горы эти назовем Алтын Ай – Золотая Луна, потому как зовут так мудрую женщину».
Вставая за хворостом, вогул окончил повествование:
– Вот и назвали они место, где жить стали, Алтаем. В следующие лета лед не успевал таять за лето, а вода новая прибывала из верховьев, зимой вновь намерзая еще боле толстым слоем. Так и сковалась торосами земля округ Алтая. И не могли вороги добраться до земли наших пращуров, и жительствовали они в дружбе и согласии многие века. Ну а как лед сходить начал – то и народ обратно подался на земли предков. А чтоб ворогу али алчным людям Баба Золотая не досталась, сховали ее посредине земли шыбырской, на Чудо-Озере, назначив хранителем святыни твоего деда по сотому колену . Вот и тебе теперича, да правнукам твоим, хранить опосля моей смерти, Мамарка, тайну великую доведется.
Вогул, поправил малицу у сына, лежащего на нартах и, подбросив хворост в костер, завалился на еловые лапы рядом. Мамарка спал. Дослушал ли он до конца сказ отца о Золотой Бабе аль нет, неведомо.
В ночи горел костер, на лапнике спали отец и сын, в снегу лежали, свернувшись калачиками, лайки. А над ними, как одеяло, стлалось огромное звездное небо. Сияли звезды над урманом.


*- Курей, Хорей – шест для управления упряжкой.
По мотивам легенды составленной Артемом Игнатенко (Алтай)


продолжение: http://www.proza.ru/2015/08/05/896


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.