Посвящение любви часть-3 глава-2 Перерождение...
Со временем вспоминаешь прошлое и не веришь что мог так поступить!
И что не так ценил тех кого встречал! Не так оценивал кто как к тебе относился... Как говорится:"Плыл по течению"... Но верно понимать жизнь ещё не хватало ума...
"Когда Ю. А. З, рекомендовал меня в новый театр Н. А. Аксёновой - Арди,
(руководившей этим новым театром после смерти мужа, знаменитого Всеволода Аксёнова ) я и не ведала, что это знакомство даст какую - то возможность двигаться к творчеству дальше в Москве! Надежда Александровна улыбнулась и произнесла с некоторым восторгом фразу:"Даже если бы вы были не талантливы я бы всё равно вас приняла после звонка Завадского!"
Вот как высоко его ценили! А я так небрежно разговаривала с ним...
Не чувствовала "расстояния"...между нами. Теперь - то я понимаю, как творчество делает человека несколько отрешённым от действительности и внутренне свободным, но одиноким... Когда мы тихо беседовали в его комнате, ощущение одиночества уходило! Он был очень "тонким" душевно, человеком и с интеллигентным юмором. И безусловно. большой психолог! Позже я искренне к нему "привязалась" да и он тоже... Иногда спрашивал удивляясь: "Ты что же, абсолютно ко мне ничего не чувствуешь?" И с юмором посмеиваясь над этим, тихо говорил:"Я же ещё мужчина"! Ему было тогда шестьдесят лет. И у него какое - то время были отношения с артисткой его театра, красивой женщиной.. Но Васёна (его домработница) - не привечала её...
И запомнилась фраза, что эта артистка каждый раз перед зарплатой ему звонит и говорит шепеляво: "СилУю! СилУю!" Васёна говорила мне: " Женщина должна требовать от мужчины уважения! Не должна ему во всём потакать!" Она вспоминала его жену Галину Сергеевну Уланову! Говорила что она была очень набожна! Уважала её! Когда ездила куда - то, ставила в купе иконку. Была серьёзна. Ю А. помогал ей как режиссёр когда она создавала балетные роли. Но, он ей изменил! Кто - то сообщил в театре... И она от него ушла!
Васёна была самобытным человеком! Работала у Завадских всю жизнь. Была с достоинством и видела всех "насквозь"...Ко мне относилась хорошо и душевно.. Как -то, позвали к столу обедать: в средней комнате.
(Ю А - жил скромно по нынешним меркам. Трёхкомнатная квартира недалеко от Моссовета. У него небольшая комната, у сына Жени и Васёна в средней комнате спала за большими книжными стеллажами, где окна выходили на "улицу Горького").
Она накрыла и сервировала стол с умением: вилочки - ножички и т д
Ю.А сел и спокойно ел. А я чувствую что стесняюсь при нём есть...
Он делает вид что не замечает. Васёна спросила... я поблагодарила и сказала что есть не хочется... Она принесла второе: "мозги жаренные." Сказала что это Его любимое блюдо... Он спокойно обедал не вмешиваясь... И Васёне пришлось убрать от меня тарелки и вилки. Он даже глазом не моргнул... Пошли в другую комнату продолжать беседы. Это было действительно интересно!
Он как "поводырь" вёл по лабиринтам мысли, перебирая свои разноцветные карандаши... И мы рассуждали на разные темы. Я спросила как - то Васёну:
"А вы были когда - нибудь счастливы?" Она оживилась! Стала с волнением вспоминать как счастливо жили с мужем семь лет! Но потом он умер! И жизнь её закончилась! Больше, она счастья не знала. Привыкла к этой семье. Похвалила маму Ю.А что умерла уже... "Вот и всё!" сказала она успокаиваясь.
И мне очень грустно когда я вспоминаю этот дом! Юрия Александровича и Васёну, и большого взрослого сына Женю - (от Веры Петровны Марецкой, бывшей его жены).Что успешно снималась в кино и играла главные роли в его театре.
Они дружили несмотря на развод и летом когда он уезжал в "Дом Отдыха ВТО"- она приезжала если он болел, заботилась о нём... Как -то он мне сказал с доброй усмешкой: "Мои жёны в театре умудрились жить дружно"...
(В театре работала и прежняя его жена- режиссёр А. Вульф.)В молодости , особенно после того как он будучи ещё артистом, снялся в главной роли В фильме "Аэлита", у него был очень большой успех! женщины называли сыновей его именем... Как -то вдвоём шли к театру по улице Горького - он выпрямился. И шёл подтянутый, высокий, необычный... Его узнавали.
После ухода Улановой, Он иногда с скрытой тоской о ней вспоминал.Рассказывал как впервые увидел её плывущей на лодке по озеру Селигер, как она была красива! Стояла на ветру с развевающимися волосами, загорелая...
Я снимала "угол" неподалеку на ул. Бронной и он как - то пошёл меня провожать. Зашли в эту квартирку маленькую на первом этаже. Хозяйка была бывшая артистка и подрабатывала тем что клеила конверты для "ВТО".
Мы вошли, она засуетилась и вышла. Ю. А. понял её "жест"... Он покраснел и тихо возмущённо сказал:"Она вышла умышленно... Вот что значит пошлые представления об отношениях"... Сказал: "Я хотел посмотреть как ты живёшь!" Я сказала: "Пойдёмте. Теперь я провожу вас." И возвращались по переулкам молча. Да, Он говорил: " Я буду о тебе заботиться. Иначе ты станешь так же жить как эта старая артистка, клеить конверты на старости лет...
Завтра я жду от тебя ответ !"Он говорил мягко. Но чувствовалась воля.
Конечно было трудно расстаться с таким человеком! Но когда он спросил ответ... я сказала что не могу " кривить душой" и хотела бы чтоб мы остались друзьями... Заплакала. Я понимала что моя актёрская большая мечта на этом закончится! И мне стало очень больно!
Когда заговорили о моей прописке у него в качестве друга чтобы как -то помочь мне жить и работать дальше в Москве, то он посоветовался видно с А. Вульф -
она пришла и остро взглянув сердито, ушла! Ю. А. повертел карандаши и сказал со своим мягким юмором:"Ну а если я тебя пропишу у себя, то нужно же тебя... удочерить"! А ты потом меня "уматеришь"...
Засмеялись... Решили идти другим путём чтобы сделать мне прописку, хотя бы на год! (Вот какие строгости были тогда!) А без прописки нельзя было жить и работать в столице!) Ю.А пошёл на приём к главной по Московской области начальнице: жене генерала Говорова и попросил принять меня по этому поводу. Таким образом я и получила разрешение на областную прописку.
Говорова, была полная не злая женщина... С улыбкой сказавшая что Ю.А. очень обаятельный человек...и разрешила поставить мне штамп в паспорте с пропиской на год, посоветовав найти в Московской области тех, кто бы позволил в своём доме прописать. После моих немалых поисков я наконец нашла домик в области, где жили муж и жена средних лет и за десять рублей в месяц
( а тогда это были неплохие деньги), прописали наконец НА ГОД.
Интересно что после долгих поисков я случайно встретила по дороге двоих женщин в чёрном одеянии..(Я тоже была в чёрном - люблю этот цвет!) И они после небольшого разговора сказали что поняли по одежде что я верующая, а они такие же! Тогда верующие, были некие "изгои"! Вера была отринута советским государством после Революции! Уверившись что я набожная - и дали этот адрес, где я смогла узаконить своё пребывание в Москве.
И с Ю. А. после этого установились совсем уж дружеские отношения. А он видимо возобновил свои отношения с артисткой которая и прежде получала от него главные роли и содержание. Это тянется веками! Зависимость женщин от мужчин... Революция заставила сделать короткие стрижки... Воевать иногда рядом с мужчинами, как Анка - пулемётчица рядом с Петькой и Чапаевым... Но потом - был...НЭП! Снова, многое возвращалось: "На круги своя!"
Под прикрытием красивой мечты о равноправии - женщины вновь становились зависимы от мужчин. Я не говорю о настоящей любви! Но сложные ситуации в этих отношениях существуют до сих пор! Мужчины пользуются своей силой и положением и толкают женщин на продажу не только тела но и души! ( Если она хочет продвинуться в профессии, жить успешно!)
Конечно, нужно законодательно это положение менять в нашей стране! Несмотря на то что вновь доминирует идеология: "Купли - продажи"! Но думаю что отказ от масштабного движения к коммунизму - не значит что в нашем Государстве женщины должны зависеть от мужчин в своей работе и продвижении... Нужно искать новые формы организации жизни, общества и человеческих отношений! Останавливаться только на основах капиталистической морали, никак нельзя! Видим какое "личико" у нынешнего капитализма и... Олигархата! Где попираются и Божьи Истины!
Но я сейчас с теплом вспоминаю - как бывает интересно и комфортно общаться с умным человеком! С интересными людьми! Это - редкостное явление! Все замыкаются в с себе! И многие страдают от душевного одиночества!
Как бы я хотела сейчас увидеть и Васёну и Ю.А. и Надежду Александровну Аксёнову приютившую меня тогда в своём театре и доме! Ка бы хотела зайти в гости опять к Утёсовым как тогда... поговорить с Эдитой Леонидовной и что б Леонид Осипович вдруг вышел из своей комнаты с телефоном с длинным шнуром, а Эдита поставила на полированный старинный стол роскошную вазу с грушами, угощая...Повторяя мне: "Ну почему у вас всё так сложно?"
Как была бы я рада вновь этим встречам! Как сказала бы им сквозь слёзы:
"Хорошо что вы оказывается, живы!" И долго бы плакала отчего то...
Но... всё это ушло! Их - нет уже с нами! Как жаль что жизнь у человека такая короткая! Именно тогда когда начинаешь что-то понимать как надо -жить!
Вот и ещё вспомню - славных людей! Которые мне тогда помогали выжить в Москве!.
Надежда Александровна Аксёнова - Арди была хорошо известна с этим театром в столице...Потому что выбирала лучших артистов работать: "На разовых," как это называлось: не покидая свои театры ведущие артисты Москвы, могли не только "подработать", но и участвовать в новом интересном "деле"! В новом сценическом жанре, что и создал - Засл Артист Всеволод Аксёнов совместно со своей супругой Надеждой Александровной, успешно осуществляя этот проект. Базируясь с репетициями и большими выступлениями в Концертном Зале Чайковского в центре Москвы. И слава об этом новом театральном деле - гремела тогда по Москве... и не только! Мы ездили на гастроли по большим городам, где были стационарные симфонические оркестры! Новизна жанра была в том, что играли только классику: Шекспира Шиллера - такие произведения как "Пер - Гюнт", "Коварство и любовь", "Эгмонт", "Арлезианка". Ведь учитель мой К.П Хохлов такой репертуар больше всего и ценил.
И нас на это ориентировал! К тому же, из театров в Москве в доме Аксёновых - появлялись лучшие артисты. Я увидела даже легендарную Алису Коонен из Камерного театра, где она прежде играла лучшие роли, которые подбирал для неё создатель этого театра её муж, знаменитый режиссёр Таиров! Но при Сталине - этот театр был закрыт. Таиров умер! И Алиса Коонен иногда играла в спектаклях театра Аксёновых, мать какого -то героя и была уже маленькая "незаметная" старушка ...
Я удивилась... Слава её, особенно в театральном мире, была такая большая и громкая с театром Таирова, а тут пришла обычная старенькая женщина... Какая -то вся "неслышная"... В жизни и на сцене говорила очень тихо и просто. И стихи классические тоже, так же..(Когда в новом жанре - всё было грандиозно!) На сцене артисты говорили как поэты читают свои стихи слегка "подпевая" мелодику... А потом грянет симфония! Оперные певцы!
(И я тогда в игре прославленной Коонен - ничего особенного не увидела)... Там было больше мхатовской простоты и жизненности .. Манера исполнения была ближе к реалистическому кинематографу.
С Риммой Марковой мы стояли в первом ряду рядом...И своими "зычными" голосами неплохо вписывались в этот, с металлическими тарелками иногда.... классический репертуар! Впрочем, Римма тогда ещё не снялась в кино, которое её сделало известной...Был уже очень ярким и мощным в кино и на сцене её брат Леонид Марков! Иногда и он приходил в этот дом. Молчаливый, полон мужского достоинства. И явной душевной силы. Большой русский мужик!
К тому же умный! Женщины не могли не влюбляться в такого...
Русский мОлодец интеллигентного "разлива"...
Даже не верится что таких мощных артистов и людей как были брат и сестра Марковы - уже нет... В памяти моей они ещё живые ! Гордые! Своеобразные.
(Позже через много лет - я позвала её на свой концерт с романсами в Политехническом музее - она пришла...такая же, не стареющая, громкая... Зашла за кулисы где мне приносили цветы ...Я спросила немножко бестактно: "Ну как ты теперь живёшь одна?" Она "рявкнула" на весь Политехнический - "Да ты что! Прекрасно! Это же прекрасно когда одна!" Я смутилась что задала такой вопрос...Она уже была "Народной Артисткой"! Все её узнавали... Слава пришла! Я потом позвонила пригласив участвовать в моих концертах. Она сказала: "Согласна! Но мой съёмочный день стоит четыреста долларов! Иначе я из квартиры не выйду!" Я сказала что поговорю с администратором... Потом уже позже она увлеклась партийными делами ... ездила в командировки агитировать перед выборами. На память осталась запись диска с её участием на ТВ -где и я изображала актёрски выдуманный персонаж в споре двух женщин о возрасте... и я там чуть спела на английском языке. Зрительница подошла и сказала:"Вам нужно быть певицей!"
Прославленная Гиацинтова тоже иногда появлялась в доме Аксёновых и на сцене. Не видела её игры. Прелестная артистка Целиковская Л. была подругой Надежды Александровны. Что -то там у неё менялось в личной жизни после развода с Ю. Любимовым. Его я видела и запомнила на сцене в спектакле Вахтанговского театра в классической роли красавца - героя! Который и мне понравился. Но это до создания им знаменитого Театра на Таганке. Приходили в дом и Вертинские - давняя дружба Надежды Александровны.
В доме Аксёновых сохранялась атмосфера прежних "домов" интеллигенции творческой. где собирались не водку пить, а... духовно совершенствоваться и отдыхать просто и с интересными беседами! Очень жаль что эти примеры и традиции , постепенно ушли...
Не забыла большущий стол овальной формы покрытый светлой скатертью и посреди длинное блюдо что приносила старая домработница для многих гостей, приготовив быстрое и удобное для большой компании блюдо: "Макароны по флотски". И она их готовила очень вкусно и всем хватало.
Домработница была там как "своя"... повторяли её юморные наблюдения за артистами и жизнью... Тихая старушка спала в закутке на кухне за занавеской... Но была как родная. Когда впоследствии что -то случилось в семье Аксёновых ( я уже гастролировала с песнями)- то она свои накопленные деньги в этой семье дала на выручку. Душевный семейный уклад людей сближает! И жить интереснее когда приходят как к себе домой!
Известная киноактриса Лиля Гриценко жила у них в одной комнате после личной драмы... Позже появилась бывшая артистка из Малого театра которая отсидела срок в Сибири за "острый язык"... и спала у Аксёновых на столе... А я как -то и на полу на одеялах. И ещё кто -то из женщин ... Непризнанная сценаристка... Утром мои "лакированные" волосы торчали вверх! Люда, что отсидела срок, рассказывала хриплым голосом из жизни заключённых...(Она ждала когда получит жильё и потом получила "Однушку)...
А Надежда Александровна проходя и глядя на нас сказала со своей манерой говорить медлительно - барственно чуть с насмешкой:"Как в ночлежке!"
И все хохотали над собой и той ситуацией в которой оказались в чрезвычайно сложной тогда, жизни!
Но основное моё спальное место в этой большой четырёхкомнатной квартире, где жил когда - то и Председатель Моссовета в "Медведевском" переулке, рядом с улицей Горького, было у меня ( после смерти В. Аксёнова) в его кабинете с старинной чёрной мебелью с инкрустацией, с большим письменным столом на котором стоял бюст Аксёнова! И я спала на чёрном кожаном диване, на котором он и умер. (А впоследствии и Надежда Александровна тоже).
И от света фонаря за окном - ясно вырисовывал на противоположной стороне стены - силуэт от бюста! Да, я чувствовала что ОН... ко мне относится хорошо! Бывший хозяин этого дома.И если бы... Ю.А. не пристроил меня в этот дом, не знаю как повернулась бы моя жизнь! Я вскоре стала петь! О чём прежде не думала. В дом Аксёновых ко мне приходил небольшой муз. ансамбль и начала петь романсы. Ю А пришёл послушать о ему очень понравилось.
Он написал мне очень хороший отзыв. Всё удивлялся мои новым талантам .
( И пьесу ему принесла!) Рассказывал Васёне и Жене об этом ...
И позже, я перетащила в Москву всю нашу семью!
Не забыть гостеприимство этих людей, их традиций и отношения доброго к людям! Мать Надежды Александровны тоже прежде была артисткой.
Училась в царское время в "Институте Благородных девиц". Знала хорошо французский язык. Показывала мне фотографии прежней жизни. Большая семья
на фоне их "имения"! Они были из дворян.
Особенно ярко вспоминается артист из Малого Театра Карнович - Валуа - заменивший В. Аксёнова в его ролях! Сейчас таких "героев" на сцене и в кино не видно. И сама фактура была - одно восхищение! Это был действительно "благородный герой"! Высокого роста,красивый аристократической одухотворённой красотой... и был таким же в общении.
У него была жена - красивая спокойная шатенка. Статные уверенные в себе. Красивые люди. Он хорошо играл героев в классических пьесах, достойно заменив Всеволода Аксёнова ( Такого же "гиганта" сцены! Артиста тетра, кино и прекрасного чтеца!) Кажется мне, что это были последние "гиганты" в классическом репертуаре. Такого амплуа, как герой - романтик и герой - любовник в высоком смысле. Благородство человеческое постепенно исчезает,
а на сцене всё видно!
На первом месте теперь "боевые качества"! Как говорится -
" Всё смешалось в доме Облонских"...
Особенно запомнился спектакль "Пер - Гюнт"! С философским смыслом:
"Ищущий счастье Человек - проходит все стадии жизненных искушений, шибок но
в конце жизни постаревший, изнурённый - возвращается к своей настоящей Любви, к Сольвейг... Которая его всю жизнь ждала! И на исходе дней - оба понимают: что есть истинное! Изумительную арию Сольвейг одно время пела сопрано, (первая жена композитора Таривердиева) певица - Андреева.
Римма Маркова помогала Надежде Александровне по административной части, когда не стало В. Аксёнова. Как -то на незначительном концерте с другой программой и Римма, и Надежда Александровна услышали моё пение. Я там что -то пела, абсолютно не придав значения их хвалебным словам о моём голосе:"У вас голос,как виолончель!" Сказала Надежда Александровна.
И чуть позже повела меня на празднования руководства Росконцерта. Что бы я под гитару спела несколько романсов. Я спела и что тут началось!
Кто - то кричал:"Вот кому нужно давать Отделение"! И другие похвалы, чему я удивлялась.." Что такого особенного в моём пении?"
Я вообще тогда СЕБЯ НЕ ПОНИМАЛА!
Ни в творческом смысле, ни в личных "завихрениях"! А Римма "рявкнула" сердито: "Тебе надо деньги зарабатывать с твоим голосом! Ты что сидишь?"
Я только улыбалась и удивлялась.." И что они так? Что такого в моём голосе?" Немного начала понимать когда меня с Н. А. позвали снова на какой -то праздник администраторов Росконцерта и один из начальников - был на костылях без ноги... Он подозвал меня к себе и чуть не плакал. Благодарил за исполнение трагического романса: "Нищая"... Что когда -то пела знаменитая цыганская певица Варя Панина и весь зал рыдал, захваченный её умением с душой глубоко исполнять романсы! Что также драматично исполнял и певец Давыдов в прежнее время - заставляя слушателей сопереживать и обновляться душой! Это и есть истинная русская школа исполнения романса и песни! И отличается от западной школы не только в песнях но и в игре на сцене! Пример - наш русский артист, трагик Орленев! И - форма! Доминирующая в исполнении французской знаменитости Сарры Бернар!
Надежда Александровна рано ушла! В пятьдесят восемь лет!Вспоминаю как мы приходили с ней на могилу Всеволода Аксёнова на Новодевичьем кладбище.
К двенадцати часов ночи в религиозный праздник, когда били колокола Новодевичьего Монастыря. Мы стояли у его могилы и молились. Потом молча шшли. Осматривая на свету могилу Вертинского, Алилуевой. Я спросила:
"Когда вы сюда ночью приходите одна. Вам не страшно?" Надежда Александровна усмехнулась:"Не бойся мёртвых! Бойся живых!" Им пришлось много пережить, когда вынудили уйти из Малого театра по чьим -то "наветам".
Они были молоды, необыкновенно красивы и талантливы! Хорошо что нашли силы и создали новый жанр вместе! И новый театр. (К сожалению, это оказалось по силам только таким мощным творцам! После их ухода из жизни - постепенно это дело стало угасать.) Надежда Александровна осталась одна!
Как хищники на неё набросились недоброжелатели и корыстные чиновники. Перевели это дело ...в Москонцерт ! А уж это "гиблое место" никак не подходило к большим свершениям в искусстве. Потому она и умерла так рано!
(Я слышала как она доказывала что - то в кабинете чиновника сквозь рыдания!)
Москва менялась. На эстраде - убрали классику этого театра и... под гармошку стали возить какое -то время, худосочные пьески "про колхоз"...
Я, с помощью Утёсовых - стала всё больше ездить на гастроли с песнями а потом и романсами. Но в душе - не было уже того праздника что давал этот новый театр и этот Дом! И люди!
Но это ещё не всё чему меня учила сцена и жизнь!
Москва незаметно начала во мне свой процесс некого "перерождения"...
Я начала иначе смотреть на жизнь. Всё что было прежде в душе моей - словно медленно "уплывало" неведомо куда... Как это бывает когда от берега отходит большой теплоход... Вот и люди стоящие на берегу машут прощально платочками... А ты вместе с кораблём удаляешься всё дальше...
в неведомое тебе море... В душе твоей уже заработал "механизм" некого перерождения... Вчера ты был один, а сегодня и завтра всё постепенно менялось в твоём сознании...Прощай прежняя девушка! Слишком "хрупкая"...
Прощайте все, кто меня не понял... не любил по - хорошему! И кого я невольно обманула быть может и шла своей дорогой... Я закрываю глаза и не хочу видеть и вспоминать тех - кто показал мне самые чёрные стороны этой жизни! Хватит ли у меня сил и это вспоминать? Посмотрим...
Как Господь укажет!
Свидетельство о публикации №215072500838
Большое спасибо, Жанна Строенко, за умение отдавать тепло души!
С уважением,
Ваш Алёнкин
Виктор Алёнкин 13.07.2016 11:56 Заявить о нарушении