Как я кришнаитом не стал

К истине ведет много путей, но каждый выбирает свой.
В поисках ответов на некоторые вопросы бытия и сознания, в определенный момент я в очередной раз слегка ударился в духовные искания. Психотерапевты, психологи, бизнес-тренеры и прочая нечисть были всегда под рукой.
Где-то в соцсетях пришло приглашение посетить семинар, посвященный мужской энергетике и роли мужчины в современном мире. Мероприятие носило громкое название «Ведический мужской образовательный ретрит». Все слова кроме последнего я знал, поэтому после недолгих колебаний решился посетить мероприятие. В пользу принятия решения меня склонило место проведения и темы – в 40 километрах от города в лесу в уединенном месте на берегу реки.
Темы лекций и тренингов при поверхностном прочтении предполагались весьма информативными – « Философия смысла жизни мужчины», Интерактивный тренинг " Фундамент уверенности в себе", Интерактивный тренинг " Сильный разум - достойная жизнь ", лекция " Самообман - причина деградации ", Интерактивный тренинг " Дух команды ".
Все это согласно расписанию дополнялось йогой, медитативными техниками, здоровым питанием и подъемом в 4:30 утра.

Вечернее знакомство в день заезда было обычным ничем не настораживающим. Около 20 участников разных возрастов (от 24 до 60 лет) из разных городов, у каждого своя судьба, своя история, как правило, не простая. Да и что удивительного мужчины сильные и с простой судьбой вряд ли едут искать уверенности в себе и ответов на какие-то вопросы у неизвестных учителей.
Лично я ехал в поиске некоторой подпитки мужской энергией, о чем, собственно и сказал при представлении себя. Ведь роль мужчины в современно мире слегка стерлась, сегодня ему нет необходимости убивать зверя, добывать пишу и с оружием в руках защищать каждый миг свой род. А тысячелетия подобного образа жизни просто так не перечеркнешь, где-то глубоко внутри это все же сидит.
В то же время женщины стали очень активны, органично вошли во все сферы жизни, где-то потеснив мужчин. Женщины воспитывают мужчин с детства, учат их в школах, выступают их руководителями на работе, являют себя в качестве тренеров в тренажерных залах. То есть пытаются постоянно осознанно или неосознанно соревноваться с мужчинами за лидерство, а потом удивляются, «ой, а он ничего не хочет» и т.д.
В общем, мой путь на ретрит был обусловлен появившейся мыслью о том, что «женщин стало слишком много и везде». Увидев участников мероприятия, я утвердился в мысли об этом. Все они разные, кто-то сильный духом, кто-то телом. Но вся их жизнь протекает в ритме оттенения женщины. Даже в отсутствие женщин они часто вскользь вспоминали противоположный пол. Мужчины в таких образах выглядели не самодостаточными, а где-то даже беспомощными.
Формат мероприятия становился, по сути, бегством от чего-то, а не движением к чему-то – бегством от сложных женщин к спокойному ничегонеделанию в обществе мужчин. (отчасти поэтому я и не остался в итоге до конца, а уехал раньше).
Никто из собравшихся не был воином, ни у кого не горели глаза. Скорее все были очень уставшими и вот-вот могли заплакать от непомерного груза на плечах. Неужели такими их сделали женщины? Или они сами выбрали таких женщин? Или они сами выбрали таких себя?
Я ждал утра с некоторым нетерпением. Хотя физически вставать в 4:30 утра может и не просто, но какая-то часть внутреннего мира ждала новой практики в виде джапа-медитации, заявленной в распорядке дня. В какой-то момент я даже подумал, что это истинно мой путь, с которого я сбился в одной из прошлых жизней. Уже в 3 часа ночи было светло, Солнце еще не поднялось, а Луна еще не отдала своих прав, пытаясь безуспешно освещать берега реки Ершовки. Кто-то спал возле костра, сидя на раскладном рыбацком стуле. Полюбовавшись сквозь сонные глаза предрассветным миром, я вернулся в палатку, доспать еще час-полтора.
«То ли организм ослаб, то ли старею», - подумал в какой-то момент я, когда мне впервые было зябко в летнем спальнике летом.
Полупустая от мыслей голова быстро позволила прийти легкой дреме.

Дзинь-дзинь уже звонил колокольчик, возвещая начало нового дня.
Омовение в холодной утренней воде, мокрые по колено ноги от выпавшей росы и тумана. Так начинается день настоящего мужчины ищущего истину.
Вчера при знакомстве уже звучала косвенная информация о Кришне, но сегодня при объяснении джапа-медитации я четко понял то, о чем не задумывался, когда собирался на ретрит. Я попал к кришнаитам.

Джапа-медитация довольно проста. Нужно лишь читать мантру, состоящую всего из нескольких слов. Воспроизводить их дословно здесь не буду.
Среди разных ритмов и типов напева мантры «харе-кришна-харе-рама» в один момент я увидел 100-процентное сходство со службой в православной церкви. Когда священник быстро читает псалмы создается общий фон в виде непонятного бубнежа-гудения, которое можно разобрать только, если знаешь текст. Точно так было и здесь. Произносимая разными людьми с разной скоростью мантра сливалась в однотипное гудение, которое навело меня в очередной раз на мысль о единстве всех религий. Если рассматривать мантры, молитвы и любые религиозные песнопения в качестве вибраций или звука, то похожего оказывается очень много.
 
Я послушно произносил мантру целый час. Просветление вряд ли было достигнуто, но несколько раз «вынесло». Фраза не сложная, просто произноси мантру на каждую четку и будет тебе счастье. При всей простоте действа внутренний диалог, похоже все-таки, несколько раз останавливался во мне, рука замирала в перебирании четок, голос замолкал, а мысли останавливались. Сам я вроде бы все видел и слышал, но был словно в «нигде». Раньше я пытался заниматься медитациями и разными духовными техниками, но уже через 5 минут сидения в лотосе или в какой-либо более удобной позе, по разным причинам я прекращал действо – возникал миллион отвлекающих факторов.
Вот и в этот раз я был настроен заведомо скептически, предполагая, что высидеть час будет довольно сложно. Неизвестно сколько времени я зависал в этих странных состояниях в «нигде», но час пролетел необычайно быстро. Внутренне я смог запомнить лишь, что сделал 4 с половиной круга. То есть прочитал мантру 4 раза по 108 раз и еще примерно 50.
Забегая вперед, скажу о том, что не знаю какой эффект был или не был от этого мероприятия, но шутки ради четки со 108-ю бусинами позже я себе сделал собственноручно и иногда даже ношу их с собой. Еще реже чем ношу, пытаюсь читать мантру, видимо в подсознательной тяге к тому необычному эффекту внутренней тишины.

Цель поездки на ретрит была четко конкретная – побыть в обществе мужчин, напитаться энергией, получить ответы на некоторые жизненно важные вопросы. Нет не касательно жизни и смерти – этот вопрос временно притих во мне, а именно вопрос взаимоотношений с женщинами. В последнее время слабый пол и в работе и в личной сфере становился для меня совсем не понятным.
После утреннего омовения, зарядки и медитации начались так называемые «тренинги».
Позже перечитывая программу мероприятия я не нашел для себя ответа на вопрос «а где же здесь тренинг». Но пока старался впитывать информацию и искать что-то полезное, хотя тренингом здесь и не пахло, а ведущие (являющиеся авторитетами для кришнаитов) просто задавали вопросы в аудиторию, как в пустоту «чем отличается мужчина от женщины», «какая роль мужчины» и прочие странные вопросы. Видимо это все и было названо в программе словами «интерактивный тренинг».
В целом складывалось ощущение зря заплаченных денег и некомпетентности лекторов-тренеров, которые не давали ни одного конкретного ответа на четкие вопросы, расплывались мыслью по древу и пытались отвертеться притчами про Кришну.
Почти с самого начала так называемых практических занятий, я в своих заметках сделал себе запись «свалить отсюда». По ходу занятий еще несколько раз я делал себе подобные заметки. Возможно, здесь прятался мой страх открыться самому себе или страх принять истину чужих людей, принявших на себя служение богу. Нет. Они просто несли чушь. Я, конечно, стараюсь не мыслить шаблонами, но когда электрик пытается выступать духовным учителем это по меньшей мере странно, даже если у него по словам организаторов «25 лет духовной практики».
Одно было понятно – их истины совсем не входят в меня, то ли я слишком умен и слишком много знаю о религии, то ли мне вообще это все равно.
Одной из вещей, которую также удалось отметить, еще во время знакомства – метод и время прихода участников к богу (в данном случае Кришне). И раньше общаясь с людьми разных вероисповеданий, я делал для себя вывод, что очень часто приход к богу происходит после каких-то важных стрессовых событий – потери близких, сложной жизненной ситуации на грани смерти.
Участники ретрита показались мне находящимися в сложной жизненной ситуации.
Их условно можно было поделить на 2 группы:
1.Те, кого «завербовали» молодыми и неопытными и путь веры в Кришну стал для них единственно возможным и нормальным.
2. Те, кто пережил или переживает серьезные трудности: кто-то годами пил, кто-то сидел в тюрьме, кто-то дожил до серьезного возраста, в котором давно пора найти ответы на ряд вопросов, а он их только начал себе задавать, а у кого-то единственной радостью в жизни стала 12-летняя собака, о которой он говорил гораздо чаще, чем о жене.

Ни за кем из этих людей я не пошел бы в бой ни в физический, ни в духовный. При этом все они хотели бы что-то поменять, а в их глазах и поступках мне увиделось желание быть ведомыми, надежда, что есть кто-то выше, кто знает, как и когда нужно поступать.
Не было среди них ни одного лидера с горящими глазами и это главное, что всех объединяло.
Может осознание этого и понимание того, что сам стал похожим на них и гнало меня подальше с ретрита.

В итоге я нашел для себя отмазку, что мне срочно по делам нужно уехать и сорвался после обеда в обычный мир.
Лишь одно стало для меня здесь безоговорочной истиной – кришнаиты вкусно готовят еду без мяса.


25.07.2015 Минск


Рецензии
Иван ЧЁ- искренне и подробно зарисовал состояние.
Со всем соглашаюсь: простая жизнь и возвышенное мышление, лично мне нравится.
Это учение для современных женщин - самый быстрый способ вернуться в свое
женское состояние, самый быстрый и результативный метод узнать- какой ДОЛЖНА быть женщина везде и обязательно в семье! Семь женских качеств я нашла только здесь-четко и ясно указанных. Уже растет третье поколение девочек в их семьях.
Женщину, потерявшую ВСЕ женские качества ,теперь мужчина не может обуздать- я не вижу других мягких и одновременно четко дисциплинарных методов. природа дала женщине гибкую силу в девять раз больше по сравнению с мужской грубой быстро ломкой СИЛОЙ.Сейчас Турция пытается обуздать своих женщин-посмотрим, что получится.Вспоминаю стихотворение Расула Гамзатова- "Персиянка", написанное, может лет 70 назад:Смысл таков, что мужчина спрашивает:" Ты кто?"...Женщина сначала она закрыты,потом она полуоткрыта, потом совсем открыта и на вопрос в этот раз она гордо отвечает мужчине:" Я -персиянка!". Уже тогда заметили-куда катятся женщины и
ВСЁ на планете. Миром правит женская рука, качающая колыбель, это слова древних мудрецов, неправильно понятые женщинами:руль, брюки, сигареты, мамочки, воспитывающие маменьких сынков, кормящих их до пенсии и похоронив, вздыхающие, что ,наконец-то, освободились...Много историй вижу.Попробуйте сейчас устроить женский семинар" Какая должна быть женщина?"- да они забьют вопросами и эмоциями, не выпутаешься!
А в вашей статье я не нашла ничего крамольного. Да, это воспитание хорошее, потому, что они настоящих мужчин воспитывают с шести лет, поживите долго и вы увидите результат, я уже сейчас вижу-прекрасные юноши выросли красивые и телом, и разумом, и умением! Эта школа для мальчиков, я знаю какие замечательные преподаватели - все мужчины, чистые и душой, и телом.
Истинно религиозный человек в каждой религии или йоге - настоящий Мужчина.
Успеха вам, продолжайте вопрошать и найдете то, что ваше! У меня есть размышление на стихи.ру "Долг отца", о мужчине.
Желаю вам успехов, счастья и радости на вашем жизненном пути.
БЛАГО ДАРЮ

Аля Аджигитова   05.09.2017 08:00     Заявить о нарушении
Очень интересный отзыв. Приятно.
Да в мире все немного перемешалось. Сложно бывает среди шума и мусора найти истину.
Женская рука, качающая колыбель.... очень мудро.
А чтобы быть Настоящим - мужчиной или женщиной надо пройти доооолгий путь.
PS Только сейчас заметил отзыв, прошу прощения.

Иван Трофимчук Иван Чё   23.07.2018 13:34   Заявить о нарушении
Нормально. Меня не было три недели.
Пре-много благодарна.

Аля Аджигитова   24.07.2018 18:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.