Глава 2. 1 сентября

  Торжественное построение,посвященное началу нового учебного года,состоялось в обширном дворе училища.
  После обязательных речей директора Никиты Ивановича Груздева,полуобязательных учителей и родителей,и совсем не обязательных - учащихся,начались взаимные поздравления.Торжественная линейка уже затягивалась.
  Все устали.На трибуне появился с завершающей речью замполит училища Виктор Сергеевич Зайцев.Все знали,что говорил он всегда длинно и путанно,и поэтому приготовились ещё битый час выслушивать его банальности в форме прописных истин.Замполит поправил микрофон и важно надул щёки.
 - Дорогие товарищи!Дорогие коллеги!Дорогие учителя и учащиеся!Разрешите мне от имени райкома комсомола и райкома партии поздравить вас с началом нового учебного года!
  Владимир Ильич Ленин в своё время сказал...

  Олег Пронский стоял рядом с Ириной Световой,заведующей небольшой училищной лабораторией.Они тихо,незаметно переговаривались :
 - Ирина,скучал без тебя.
 - Олег,тише!Полкан на нас посматривает.
 - Сейчас он сам себя не видит.
 - Нас с тобой он всегда видит.
 - ИРА,ты сейчас к себе?
 - Да.
 - Буду.
 - Олег,я его боюсь.Зайцев мне прохода не даёт. Недавно заявил,что собирается жену бросать.
 - Он просто хочет тебя заполучить.Ты ещё не знаешь,что такое его жена!Говорят,она его частенько бьёт, за дело и без дела.
 - Ревнуешь?
 - Нет,но то,что его жена может,если захочет,испортить ему карьеру,это точно.
 - Тише,Олег!

  Сквозь мощные усилители неслись:
 - И сравнивая итоги прошлого учебного года с такими же показателями других училищ,мы можем с гордостью констатировать, что в настоящий момент мы в пятерке лучших.Наши показатели из года в год улучшаются,а значит - мы приложим все свои силы,свои знания,свой опыт и талант для...
   Ирина Светлова шепнула на ухо Пронскому:
 - Ты новость знаешь?
 - Смотря какую.
 - Ты в колхоз скоро поедешь.Начальником трудотряда.Картошку убирать.
 - Не поеду!Кто тебе сказал?
 - Полкан.
 - Да...обрадовала ты меня...
  Олег упрямо смотрел на не в меру разошедшегося замполита и заметно нервничал.Зайцев тем временем,без тени усталости,продолжал мучить народ и микрофон:
 - ...На этом,дорогие товарищи,разрешите закончить моё краткое выступление и пожелать всем нам успехов и побед в благородном деле воспитания молодого поколения советской молодёжи!
  Микрофон захрипел,хрюкнул и окончательно умолк.Все расходились.Замполит и здесь "подсуетился" - увидев наблюдавших за ним второго секретаря райкома партии Делилова Матвея Ильича,а с ним инструкторов райкома Крысина и Шакалова,он старался с самым озабоченным видом быть в поле их зрения.
 - Спокойной,спокойной,товарищи!Соблюдайте порядок и дисциплину!В нашем училище - это хорошая,добрая традиция и попрошу новичков соблюдать её!
  Пронского тянуло в лабораторию.К Ире Световой.Но необходимо было выполнять свои прямые обязанности - провести классный час в своей новой группе.
 - Итак,ребята,давайте знакомится!Меня зовут Олег Алексеевич Пронский. Я - ваш мастер производственного обучения и одновременно классный руководитель.Теперь - по журналу.Я буду называть фамилию,а вы вставайте. Пустеев Александр!
 - Я!

  Ознакомив свою группу с основными правилами училища и требованиями к учащимся,Пронский провёл с ними маленькую экскурсию в столовую.,мастерские и т.д.Распустив,наконец, группу по домам,он повеселевший,направился в лабораторию.
  Ирина Светлова наводила порядок в своём хозяйстве.Обняв её, Олег прошептал:
 - Сколько же не видел!Соскучился.
 - Я тоже...Ты сегодня придёшь?
 - Да!Но долго быть не смогу.Жена сегодня приезжает.Из деревни своей.
 - Хорошо. Жду!

  Выйдя из лаборатории, Пронский сразу же столкнулся с комсоргом,Мариной Петляевой.
 - Олег!Виктор Сергеевич беспокоится - не забыл ли ты составить список комсомольцев твоей группы?
  Он чертыхнулся про себя:"Забыл!".Ловко и удачно выкрутился:
 - Составил.Но список не совсем полный.Не все ещё успели прибыть к началу нового учебного года.Поэтому полный список только завтра или в самом ближайшем будущем.
 - Хорошо, поверю.
 - Марина, а что?Сильно Виктор Сергеевич беспокоится?
  Уловив нескрываемый сарказм в голосе Пронского,Марина вспыхнула.Как ей надоели сыпавшиеся отовсюду намёки на "её особые отношения" с замполитом!Но от Пронского, который ей давно нравился,слышать эти намёки было особенно невыносимо.
 - Не важно!Есть новая инициатива: мы организуем комсомольско-молодежный ансамбль.В твоей новой группе есть ребята,владеющие каким-нибудь музыкальным инструментом?
 - Ещё не знаю.
 - Олег,неужели ты опять собираешься все пустить на самотёк?
 - Это ты о чём?
 - Всё о том же!
 - Конкретной,Марина.Мало времени.
 - Чем это ты так занят?
  Марина Петляева ехидно и многозначительно,так,чтобы Пронский это заметил,посмотрела в сторону лаборатории. "Догадывается,что ли?"- обеспокоенность мелькнула мысль.- " Ну,погоди,ищейка замполитовская,тебе-то я устрою!".Изобразив на своём лице озабоченность и торопливость,Олег,не глядя на Петляеву, мрачно проговорил:
 - Завтра,после обеда,я зайду  в твой кабинет,там и поговорим.
 - Я надеюсь,Олег,что наши отношения изменяться?
 - Не понял,Марина?
 - Я...за...более тесное...сотрудничество.
 - Посмотрим.
  Пронский, облегчённой вздохнул,направился в кабинет завхоза Хапугина.Марина Петляева задумчиво смотрела ему вслед.
  Ей нравился этот умный и ловкий молодой человек с хорошей хваткой.Работать в училище он пришёл около года назад.Нравилось,что Олег очень быстро сумел завоевать авторитет среди мастеров.Смущало,что и он женат и уже есть ребёнок.
  Вот такого бы ей надо!Надоело быть любовницей замполита!Этот лживый ограниченный служака всё чаще вызывал в ней просто омерзение.Поэтому Пронский был единственным,кого она "сдавала" Зайцеву меньше всех.И всё зря!Олег Пронский всегда относился к Марине с лёгкой иронией и воспринимать её всерьёз явно не собирался.
  Ещё весной она заметила,что он странно зачастил в училищную лабораторию. Сегодня - тоже.Первым делом - сюда!
  Что в этой Световой хорошего?Фигурка - да!С этим спорить невозможно. Зато лицо большой красотой не отличалось.Здесь Марина Петляева была на высоте.На должной высоте!
  Ещё в школе Марина со своими лучшими подругами Нелли и Полиной Разумовский считались самыми красивыми девчонками.Эх!Жалко,что сейчас Нелли живёт в Москве.Какая подруга была!
  И судьба у них сложилась почти одинаково - почти одновременно обе вышли замуж,а потом ровно через год развелись.Второй раз Нелли вышла замуж за какого-то военного,москвича.Умеет устраиваться в жизни.Ничего не скажешь!
  И Полина Разумовская исчезла с видимого горизонта.Вышла замуж за сибиряка,туда и уехала почти три года назад и о ней нет ни каких известий.
  Нелли в письмах обещает скоро приехать на День рождения Марины,к 10 сентября.Хорошо бы!Странно как-то Нелли вышла замуж - ни кто из подруг жениха не видел,толком ничего не знает.Скрытно как-то, хотя раньше Нелли такой не была...
  Замполит этот ещё навязался!До чего быстро "охмурил" её! Тут и перспективы роста,и поездки "за бугор" и ещё многое другое.Соловьём заливался!Пора быть поумнее.Ей теперь почти 27 лет и надо,как следует,думать головой!..
  Нравился Марине и Денис,двоюродный брат Нелли.Каратист.Спортсмен...Но и он не смотрел в её сторону!Теперь, говорят,женат и счастлив.Ох,и не везёт! Замуж уже пора...Вышла бы хоть за одного,хоть за другого!Лучше за Олега Пронского - сила какая-то внутренняя в нём есть.Денис слишком жёсткий. И понятный очень...
  А-а-а!Всё равно теперь!
  Надо к Зайцеву идти...Прорвались всё пропад?ом!Всё, что он скажет,она знает наперёд. Сначала продемонстрирует знание дела,а потом:"Закрой,ласточка,дверь на замок!Эх,мне бы такую жену!.."
  А потом...Идти не хочется!

                2.
  В это время Олег Пронский разговаривал с завхозом училища Хапугиным.Тон завхоза был полутребовательным.
 - Олег,ты должен каждый день выделять несколько человек на хозработы.
 - Опять начинаешь на меня наезжать,Сергей Платонович?
 - Я радею об училище.
 - Не до этого мне сейчас.Отстань,а?
 - Опять отстань?!Значит, будем ругаться,как в прошлом учебном году?
 - Значит, будем.
 - Но у тебя самая старшая группа в училище! Здоровенные ребята!
 - Ну,и что?
 - Где твоя партийная совесть,Пронский?
 - Я беспартийный.
 - Значит,где твоя комсомольская совесть?
 - Я не комсомолец!
 - А кто ты?
 - Я мастер производственного обучения.И ребята мои пришли сюда учиться, получить профессию,а не быть бесплатной рабочей силой на твоих бесчисленных и нескончаемых хозработах.
 - Я так и доложу Зайцеву!
 - Так и доложи,Хапугин.
 - Я думаю,Зайцев сделает соответствующие выводы о твоём отношении к общественным,социально важным для училища работам!
 - Пусть делает!Это его работа такая - выводы делать.Да,пока не забыл!У меня в группе по списку 26 человек.Попрошу выдать мне на них спецодежду: халаты,рукавицы,комбинезоны.
 - Рукавиц сколько угодно.Халатов мало.
 - Мало?
 - Десять всего.Больше нет.
 - Хапугин,куда одевались халаты?
 - Как куда?Мыши погрызли.
 - Все сорок халатов?
 - И всё бы мыши проклятые сожрали,но в последний момент мне удалось этот последний десяток спасти!
  Пронский рассмеялся:
 - Вот это самоотверженность!Страна ещё не знает всех своих героев.Ай,да Хапугин!!
 - Ты,Олег,не смейся!В прошлом учебном году именно ты не выделил ребят для бетонных работ.Поэтому и мыши развелись в таком количестве!
 - Так я ещё и виноват!Вот это да!А комбинезоны для сварщиков тоже злые мыши собрали?
 - Они были старые,и я их списал.Ровно наполовину.Акт о списании имеется.Комиссия подписала:Зайцев,Зоркая,Петляева и Дятлов.
 - Дела-а...Но комбинезоны,я помню,были получены весной. Когда они успели состарится?
 - Я сам,Олег,удивляюсь!Не берегут социалистическое имущество! Не берегут!Сознательности мало.Как коммунист с двадцатилетний стажем,я сам до глубины души возмущён.
 - Возмущён, значит.Ну-ну...Ладно,Хапугин, меня ждёт старший мастер Сергей Юрьевич.Будь здоров!А главное - успехов тебе на мышинном фронте!
  Старший мастер училища 46-летний Семён Юрьевич Неунывако был по натуре своей человеком  добрым, хотя временами и очень задерганным.Он всегда горой стоял за своих подчиненных.И надо отдать ему должное - несмотря на его порой резкости и колкости,Неунывако любили и уважали подчиненные ему мастера и техперсонал.

  Директор и замполит едва терпели старшего мастера,между собой называя "белой вороной". Семён Юрьевич никогда ни на кого не жаловался,чем сразу попал в огромную "немилость" к замполиту.Но руководство училища,как и РОНО,его ценило: своё дело он знал и свои обязанности выполнял безукоризненно. При каждом удобном случае,а таковые Зайцеву предоставлялись постоянно, замполит старался сделать какую-нибудь гадость Семёну Юрьевичу,везде,где это было только возможно.

  ...Инструктаж Пронского длился уже более 20 минут.
 - Да,Олег,последнее,что хочу сказать.
 - Я слушаю,Семён Юрьевич.
 - Что-то тобой последнее время усиленно Зайцев интересуется.Нездоровый такой интерес...Имей это ввиду.
 - Я это постоянно чувствую.
 - Маленький совет.Возьми из общественной работы что-нибудь не обременительное и малообязательное.Например, сбор материалов для музея.Этого вполне хватит,чтобы,как говорится,скинуть Зайцева с хвоста.И надолго.
 - Мне нравится. Хорошая идея.
 - Не откладывай.Сегодня подойди к Валерию Павловичу,нашему военруку и поинтересуйся материалами музея и,вообще, делами - потом ненавязчиво предложи свою посильную помощь.Он будет очень рад.
 - Так и сделаю!Но...Занудный он.
 - Ничего, потерпи.

  Через несколько минут Олег Пронский был уже в училищном музее,который,впрочем,ещё неизвестно когда откроется.
  Майор запаса Валерий Павлович Дубов,ветеран войны,был на все сто процентов военным человеком.Замполит недолюбливал его за прямолинейность,называя за глаза "неотесанным салдафоном". В свои 59 лет Валерий Павлович был ещё довольно крепким физически человеком.Он,в отличии от всех в училище, мог и любил сказать любому "правду-матку" в глаза.Поэтому его с трудом терпели и немного побаивались.
  Самое утомительное в общении с ним было вынужденное постоянное выслушивание его многочисленных и нескончаемых воспоминаний.
 - Здравия желаю,товарищ майор!
 - О!Чувствуется военная косточка,Пронский. Чувствуется! Здравствуй!
 - Валерий Павлович, у меня группа в основном состоит из "дембелей",хотя есть и бывшие "зэка", есть даже два "авганца". Мне почему-то показалось,что это Вас заинтересует.
 - А фамилии ребят?
 - Родин и Тимошевский.
 - Сейчас, сейчас запишу.Олег,направь их,пожалуйста,ко мне так быстро,как сможешь.
 - Будет сделано.А что,много проблем с созданием музея?
 - О-о,не говори!Замполит только фразы свои красивые повторяет, а реальной помощи нет.
 - Валерий Павлович, я,конечно, постоянно занят,но могу,как говорится,в меру сил своих оказывать всевозможное содействие в Вашей трудной задаче.Кроме того,мой родной дед Василий,отец моей мамы,не вернулся с этой войны.
 - Вот молодец!Спасибо за участие. Здесь ни кому ничего не надо.Все всё правильно говорят,а делать ни кто ничего не желает.Говорят,ты работал когда-то в газете и знаешь фотодело?
 - Да.
 - С пересьемкой знаком?
 - Не могу сказать,что мастер этого дела,но кое-что умею.Несложную пересьемку делал.
 - Помоги,ради Бога!Надо,очень надо с этих газетных листков времён войны сделать приличные фотокопии.
 - Можно!Но Вы знаете,Валерий Павлович, я живу с женой и ребёнком в училищном общежитии на "семейном" этаже.Занимаю там всего одну комнату - условий ни каких.
 - Что тут можно придумать,Олег?
 - В кабинете химии есть довольно приличная лаборатория.Заведует ею Светлова Ирина. Боюсь,что будет против замполит.Да,и Светлова,возможно, не очень обрадуется.
 - Это я беру на себя!Если Зайцев не согласится,то буду действовать через райком и
 военкомат. Куда он денется?А ты,Олег,попробуй договориться с Светловой.
 - Попробую.
  Олег знал,что Валерий Павлович, воодушевленный какой-либо идеей,пойдёт напролом на любого,как танк.При этом,как правило,в случае малейших препятствий,никогда не выбирает выражений.
 - Ещё кое-что, Валерий Павлович, но это,наверно, самое трудное...
 - Говори,говори!Нечего стеснятся!
 - В кабинете комсорга Петляевой есть хороший фотоаппарат,фотоувеличитель,фотовспышки и почти всё необходимое для фотолаборатории.У замполита есть тренога,рамки и разная фотомелочь.Если это удастся заполучить,то фотолаборатория через неделю будет способна функционировать.
 - Заполучим,ручаюсь!
 - Сейчас, Валерий Павлович, тороплюсь - через несколько минут начинается педсовет,а я ещё не обедал.Валерий Павлович, Вы можете на меня рассчитывать!
 - Молодец! И чего ты на военную службу не пошёл? Там с тебя вышел бы толк!
 - Нет,пожалуй!Зрением слабоват.Всё, пора идти.
 
                3.
  Олег, довольный,вышел из музея.Теперь у замполита и комсорга будет гораздо больше проблем и без него!Представив физиономии Марины,когда у неё резвый майор будет забирать фотоаппарат и всё фотооборудование он,неожиданно для самого себя,рассмеялся.
  Навстречу по коридору шла Наташа Острословова,медсестра.
 - Олег,что с тобой?
 - Наташа,привет!
  Наташа всегда нравилась Пронскому за её нескончаемый юмор.Поэтому он ответил вопросом на вопрос:
 - Это тебя не Полкан послал?
  Наташа Острословова - ещё один давний неприятель замполита.Из своих 25 лет - четыре года она отработала медсестрой в училище.Бывший кандидат в мастера спорта по гимнастике, она ко всему была ещё и умницей.Вот кого Олег всегда понимал с полу слова!
  В новогоднюю ночь,за праздничным столом,они сидели рядом,и слегка опьянев,Наташа рассказала Пронскому любопытную историю:

  "...Два года назад военкомат проводил военизированные сборы юниоров с обязательной учебной стрельбой из пневматического оружия.Возглавлял всё это районное мероприятие,конечно,Виктор Сергеевич Зайцев.И после трудов своих тяжких он решил вечерком приволокнуться за мной.До этого он почти два года потихоньку делал мне довольно однообразные предложения,и где только удавалось,старался прижать или ущипнуть меня.Я знала,что Зайцев - ставленник райкома и до поры,до времени старалась,по-возможности,избегать его.
  В тот вечер он решил,что его время настало.
  В мои обязанности,кроме наблюдения за выполнением общих санитарно-гигиенических норм,входила так же обязательная проверка технологии приготовления пищи и дегустация всего,что приготовлялось для учащихся.
  Помню,в тот вечер у меня было много разной текучки и к осмотру полевой кухни я приступила только после отбоя.Оставалось проследить засыпку продуктов для каши, и можно было,после записи в журнале,идти отдыхать.
  Я забралась на стойку походной кухни,было уже темно.При помощи фонарика я посмотрела крышку котла,там уже начинала закопать вода.Поварих в этот момент не было.
  Внизу показался любвеобильный Зайцев.
 - Ласточка моя!Наконец,мы вдвоём. Прыгай,я тебя поймаю!
 - Что с Вами,Виктор Сергеевич?
 - Зови меня,ласточка-гимнасточка,просто Витя.Я для тебя просто Витя!
 - Виктор Сергеевич, уходите!Вы мне мешаете.
 - Наташенька,ласточка, ты не девочка глупая.Я тебя так полюбил!
 - И давно?
 - Как только ты первый день переступила порог училища.
 - И что дальше?
 - Ты же умница!Я для тебя ничего не пожалею!Ласточка моя!Прыгай скорее!
 - Зачем?
 - Я готов взлететь от любви!
 - Что-то мешает?
 - Нет спутницы по полёту!
 - Ну,плохому танцору...всегда что-то мешает.
 - Прыгай,Наташенька.Прыгай!
 - Нет,Виктор Сергеевич!
 - Витя!Просто Витя! Скорее, а то могут помешать.
  Я попала в сложное положение.Попасть в лапы этому "просто Вите" - это черезчур!Не хватало ещё стать любовницей этого продажного,похотливого придурка!Было понятно,что если Зайцев сумеет ухватился - а он кабан здоровенный и хорошо упитанный! - то потом от него ни за что не вырвешься!
  Я решила схитрить.
 - Виктор Сергеевич, здесь очень скользко,поднимайтесь сюда и аккуратно опустите меня на грешную землю.
 - Сейчас,ласточка!
  В мгновение ока он оказался на стойке котла,проявив невероятную прыть при его комплекции.Схватив меня за талию,Зайцев стал притягивать к себе.
 -Ух!Поймал ласточку!
  Неожиданно послышались голоса возвращающихся откуда-то поварих.Я,пытаясь вырваться,оттолкнула его от себя и он,не удержав равновесия, поскользнулся и упал в начинающий закипать котёл.
  О Боже!Какой звериный рёв прервал сон всех уснувших!Зайцев попал в котёл точно по пояс.Должна сказать,что в следующее мгновение он выскочил и крича что-то невообразимое во всю свою тренированную глотку,рванулся в лес,судорожно ухватившись двумя руками за,видимо,изрядно обваренное место.Долго со стороны леса слышались вопли.
  Поварихи,две довольно пожилые женщины, услышав жуткие завывания,смертельно испугались и ринулись будить начальника всего военизированного лагеря - инструктора райкома партии Крысина Дмитрия Дмитриевича, уверяя его,что слышали и видели нечистую силу.
  Крысин собрал мужчин, вооружил их ломами,лопатами и палками.Все вместе они стали окружать эту часть леса.Мужчины мужественно подбадривали друг друга окриками,видимо для того,чтобы стать посмелей.
  Наконец, в темноте они,скорее случайно, наткнулись на непонятное существо,которое выкрикивало только одно:"Ох!!Ох!Совсем обварил!Обварил!"
  Мужчины,наверно больше от страха, разбираться не стали и принялись усердно,изо всех своих перепуганный сил бить вопящее существо палками и лопатами.Существо "заблажило" ещё громче.
 - Не бейте!Больно!Ой,больно!!Я - Зайцев!Я всё обварил!Больно!Зайцев я!
 - Дмитрий Дмитриевич, идите сюда,мы поймали ночного разбойника!Успокаиваем,как можем!
 - Больно! Я - Зайцев! Ой!Ой!Я всё обварил!Я - Зайцев! Я - замполит! Не бейте меня!
  Подошёл Крысин.Услышав вблизи хорошо знакомый ему голос,он отчаянно замахал руками:
 - Прекратить!Это действительно Зайцев Виктор Сергеевич - замполит училища!Расскажите, Виктор Сергеевич, что с Вами случилось?
 - Я...я...Дмитрий Дмитриевич, я обварил!..
 - Что именно Вы обварили,Виктор Сергеевич? И зачем?
 - Пусть эти тупые бараны с палками уйдут!
 - Тупые бар...чёрт!Разойдись!Все по своим местам!
  Помощники Крысина медленно расходились.Встревоженный лагерь постепенно успокаивался.
  Последнее,что я видела в этот день,а вернее,в эту ночь - это как Крысин Дмитрий Дмитриевич сам,лично,увёз обваренного Зайцева в город.Утром нам всем было объявлено, что Виктора Сергеевича укусил непонятный,необыкновенно злодейский клещ и ему необходимо сделать серию очень важных прививок.Несколько дней его не будет.
  Так я стала его злейшим неприятелем...

  Олег улыбнулся,вспомнив эту давнюю историю.Он быстро взглянул на часы - близился педсовет.Наташа озорно повела плечами и спросила:
 - На педсовет идёшь?
 - Иду,Наташа. Куда деваться?
 - Да,Олег,.. к тебе просьба.Попроси ребят со своей группы,чтобы принесли и сдали мне свои медицинские карточки.
 - Хорошо, завтра всем обьявлю, хотя моя группа укомплектована ещё не полностью.Даже нет ещё точного списка...
  Договорить Олегу Пронскому не пришлось.На него,задыхаясь от изнеможения,налетел и чуть не сбил с ног завхоз училища Сергей Платонович Хапугин, сзади за его халат цепко схватился военрук Валерий Павлович Дубов.Завхоз фактически на себе волочил преследователя.
 - Говори,Хапугин, где белила для музея?Говори, злодей!
 - Нету!Нет белил!
 - Отдавай,паразит!Контра недобитая!
 - Белила на ленкомнату ушли!Пять раз белили!Пять раз!Пять раз!
 - Врешь,сморчок!Говори честно.Явка с повинной облегчит твою вину!
 - Мало белил!Мало!
 - Провались ты пропадом,жулик проклятый!
  Сверху,по лестничному маршу,спускались вниз из учительской директор училища и завуч.Груздев,ошеломленный схваткой Дубова с Хапугиным,рявкнул:
 - Прекратить балаган!После педсовета оба ко мне в кабинет!Будем разбираться!

  ...Педсовет длился до шести часов.Пронский приложил все свои силы,чтобы не уснуть под равномерный рокот и призывы училищных говорунов.
  После педсовета Олег направился домой,в своё общежитие.


Рецензии