42. Советская живопись. Начало темы

ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 42. СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ. НАЧАЛО ТЕМЫ.


            Тема советской живописи очень объёмна и займёт несколько глав. Конечно, даже несколькими главами не охватить её в достаточной полноте, но хоть какие-то основные её свойства мы всё-таки увидим.

     Думаю, известно, что в советское время основной художественный метод обозначался термином "социалистический реализм". Многие зубоскалы-антисоветчики упражнялись и продолжают упражняться в остроумии по поводу этого термина. И напрасно.

     Если реализм, как мы уже говорили, заключается в повороте лицом к миру, то при этом нельзя не увидеть, что в мире идёт борьба. Нетрудно понять, что противоборствующие стороны видят происходящее по-разному: восстание Пугачёва по-разному видится дворянами и крестьянами. Итак, мало только повернуться лицом к жизни, надо ещё дать себе отчёт, чьими глазами ты смотришь на её борьбу. Вот и весь "секрет" термина "социалистический реализм".

     Речь идёт не о том, как лгут антисоветчики, чтобы сделать искусство плоским и бесфантазийным, а о том, куда повёрнуто остриё этого оружия (а искусство - это мощнейшее оружие, воздействующее на головы миллионов). Как видим, всё очень просто.


            В заголовок поставлена картина Владимира Серова "Зимний взят". Чем она типична для нашей темы? Она нова. В ней нет никаких небывалых новаторских изобретений, она обычна и проста, но она нова по ощущению. Почему? Что изменилось?  Изменился мир, изменились люди. ТАКОЙ жизни и ТАКИХ людей до этого не было. Вот почему даже эта, простая и не великая в общем, картина кажется нам окном в такую жизнь, которой не было до этого и которой нет и сейчас.

     Я хочу в этой главе дать именно тех новых людей. А чем же они новы? Разве это не те же люди, которые жили и до этого?

     Чтобы понять, чем они новы, представьте себе, что наша сегодняшняя низовая масса людей вдруг нашла в себе силы объединиться и радикально изменить всё в свою пользу. Представили? А теперь скажите, будет ли это по-прежнему тот же самый народ который мы видим сегодня? Нет, конечно. У них всё будет новое, - и взгляды, и цели, и лица, и песни. Вот так же и тогда.

     Живопись того времени даёт нам возможность посмотреть на этих людей. На народ, какого уже нет сейчас, хотя, может быть, ещё когда-нибудь и будет.


          - Вот картина Ряжского "Делегатка", - молодая работница, активистка, выдвинутая, очевидно, в революционный Совет:

http://artpoisk.info/files/images/6718.jpg


          - Иогансон, "Рабфак идёт". Для тех, кто не знает, что такое "рабфак", поясню: для создания новой передовой советской интеллигенции выдвигали из простой рабочей молодёжи наиболее толковых и желающих учиться и готовили их к будущему поступлению в ВУЗы. Это называлось "рабочий факультет" - рабфак.

     Учиться ребятам было трудно. Но жажда знаний была огромной. Это был подвиг. Многие будущие великие советские учёные и инженеры прошли через рабфак.

http://www.booksite.ru/education/main/rabfak/2.jpg


          - Чуйков, "Дочь Советской Киргизии". Что такое старая Киргизия и насколько великий перелом в её быте вызвали перемены в нашей стране, думаю, объяснять не надо.

http://webstarco.narod.ru/ussr/big/image/chujkov1.jpg


          - Даже Малевич, изобретавший новые сочетания геометрических форм и цвета, обратился к этому новому типу человека, попытавшись в своей манере передать через внешность его новые внутренние черты.

            Малевич, "Работница":

http://artpoisk.info/files/images/12104.jpg


Рецензии
Спасибо вам за поднятую тему. Чем ближе искусство к правде, тем больше пользы несёт людям. Вообще считаю, что полезность - главный критерий понимания искусства. Соцреализм блестяще справлялся с этой задачей. Тут и правдивость и мечтательность - всё сопряжено с единой целью научить человека трудиться, приносить пользу, любить, ценить, творить. Не отвлечённо, как учат сейчас, а именно предметно, не ради денег, а ради общего блага. Спасибо.

Алексей Салтыков 1   03.05.2016 21:46     Заявить о нарушении
Да, я с Вами полностью согласен. Но только я разделяю советскую историю на две разные части (до 50-х и после). И если бы меня попросили рассказать об СССР, я бы сначала уточнил, о каком именно СССР идёт речь, - потому что это два различных государства.

Владимир Морозов 5   04.05.2016 08:12   Заявить о нарушении