C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Воспоминания о военных годах

Эти события произошли ранней весной 1944 года. После смерти моей родной мамы, Нигретовой Марии Кирилловны, мои дедушка и бабушка (родители мамы), по настоянию бабушки, определили меня в детский дом. Детдом находился  на Украине, вблизи Харькова, в сосновом лесу.

Это был, уцелевший от войны, большой одноэтажный дом с высоким крыльцом и широкой парадной лестницей. Так мне тогда казалось. Вокруг него стояли флигельки, в которых жили воспитатели и обслуживающий персонал. В памяти смутно всплывают слова, что это бывшее панское поместье.


Все малыши, лет до 10-12, человек 25, располагались в одной большой комнате, все подряд и мальчишки и девчонки, прямо на полу. Спали на каких-то дерюжках по 2 человека, так как одеял на всех не хватало, поэтому одно солдатское одеяло было на двоих. Старшие дети размещались отдельно: 2 комнаты мальчиков и одна комната девочек. И ещё была одна комната – класс, где учили школьников всех возрастов вместе.

 Но всё это было терпимо, а вот хронический голод был просто невыносим. Кормили нас утром и вечером какой – то кашицей, затиркой, а в обед очень жиденький супчик и кусочек хлеба. Некоторые хлеб сразу не съедали, а отщипывали по крошке и сосали до самого ужина.

Но ведь шла страшная война и даже Украина ещё полностью не была освобождена от фашистов, но нас Родина не бросила на произвол судьбы, а собрала под крышу, приглядывала  и кормила, чем могла.

Земной поклон ей за это.

Из-за вечного голода мы, как стая саранчи, ежедневно расползались по округе в поисках любой съедобной и малосъедобной фауны и флоры. Даже сосновые шишки запекали в костре и ели семена. В радиусе 1,5 – 2  километров  вся живность и растительность нами были уничтожены.
И, что характерно, как мне помнится,  никто из нас, ни чем не болел.

Моим «напарником по одеялу»  был пацан  лет 12- ти от роду, но он уже был связан с какой-то нехорошей компанией. Его, из близлежащего посёлка, привела родная мама, так как с ним она уже справиться не могла. Звали его Мыкола.
Он был врождённым «дульщиком» - стукач по-современному. Ему, чуть ли не каждую ночь, устраивали «тёмную» за то, что он доносил («дул в уши») воспитателям обо всём, что происходило в жизни детдома.

Мыколу последний раз старшие пацаны поймали в лесу и очень сильно избили. Он приполз еле живой. Дело в том, что работники детдома в лесу около флигелей посадили картофель, а старшие пацаны ночью руками вырыли её, испекли на костре и съели. Мыкола, по своей гнусной привычке, доложил всё директрисе. Сообразив, что здесь ему житья не будет, он решил  из детдома бежать.

Ещё до того случая он всё уговаривал меня бежать в тёплые края, где тепло и хлеба – от пуза. Я всё не решался уйти в неизвестность, тем более что мне в детдоме жилось, как всем - терпимо. А тут, я то - ли из жалости к нему (слишком сильно побили), то - ли из любопытства, решился на побег.
После выхода с территории детдома, я сразу понял, что я ему был нужен для того, чтобы «приодеться».

 В детдоме нам выдали одежду не по размерам, а какая была. Вот у меня  и была одежда и обувь на 2 – 3 размера больше, а  ему была в самый раз. Свою одежду он сразу или продал или проиграл и ходил, как оборванец. Как детдомовец. Он снял с меня всю одежду и отдал мне своё рваньё. Я поскулил, поскулил и пошёл с ним дальше на станцию. Мыкола предложил разделиться: он пойдёт по левой стороне дороги, а я по правой.Я его больше никогда не встречал.
   


Рецензии
Я очень рада встрече с Вами, Евгений, словно родного человека нашла. Наш детдом открыт был в 1945 году - в прошлом году отметили его 70-летие. Детдом был многонациональным, много детей с Украины. Коля Коваленко жил, учился, работал в Харькове. Одна из глав "Детдомовца" о нём. Всю вторую повесть посвятила ему. Читать Ваш рассказ "Воспоминание о военных годах"тяжело. Тем более в 1944 году Харьков только что был освобождён от фашистов. Таких Мыкол тогда было много. Мы тоже стукачей колотили, как надо. Хорошо, что Вы с ним расстались.Вам пришлось пережить больше: мы были далеко от военных действий, хотя фашистские самолёты долетали до Казани. Детдому и его обитателям посвятила три повести. Вначале написала одну для себя - письма (письмо из Харькова), звонки, встречи - появились следующие главы, книги. Евгений, высот Вам в литературе и в Жизни! Здоровья Вам! До встречи! С большим уважением к Вам Роза Салах.

Роза Салах   27.06.2016 22:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.