Глава 13

  О свободном выборе человеком жизненного пути я стал задумываться еще серьезнее, когда побывал в "местах не столь отдаленных".Однажды меня пригласил мой духовник, протоиерей Алексий помочь в алтаре на ночной пасхальной службе, которая должна была проходить на зоне. Вместе с нами поехали и певчие.
  Пришлось миновать множество решеток с запорами, и везде наши документы тщательно переписывали. Небо над территорией зоны, казалось, было такое же, как на воле, но чувствовалась совершенно иная - тяжелая,гнетущая - атмосфера.Мы прибыли в тюремную церковь, небольшую молельную комнату, до отказа заполненную людьми в черных робах.Батюшка сразу надел облачение и ушел в алтарь, а мне в руки сунул видеокамеру, делать съемку для воскресной школы нашего приходского храма.В ту пору у меня были длинные волосы и бородка. И оставшись один среди наголо бритых мужиков, то я почувствовал себя неуютно, ощущая на себе, как мне казалось тогда, колючие, недружелюбные взгляды.
  Началась служба. Я принялся за съемку и тут заметил, что иконы написаны на обычных фанерках, наверняка руками самих осужденных. Образа были по-детски наивными, но очень трогательными. Я начал всматриваться в лица взрослых мужиков, которые внимательно, затаив дыхание, ловили каждое слово проповеди, и был поражен открытым, детским выражением их глаз.
  На этом пасхальном богослужении я впервые побывал в Святая святых и увидел, как готовятся хлеб и вино к Причастию. Удивительно, но за тонкими фанерками, которыми был отгорожен алтарь, царило необыкновенное ощущение совершения таинства и Божьего присутствия.Неподдельная вера заключенных, дружное "Воистину воскресе!" - это была действительно Пасха души,истинный Небесный Праздник!К утру зеки стали уже моими духовными братьями.Когда мы сели за общую трапезу, парни мазали мне хлеб вареньем, называли "братом Иваном", и угощали вкуснейшим тортом, сделанного ими из простого печенья со сгущенкой.
  По благословению батюшки читал свои стихи. Стояла полная тишина, никакой реакции. Но я продолжал читать:
       У каждого своя дорога,
       И разный крест по жизни нам нести.
       Но всякий дорог перед Богом,
       Лишь бы по-честному свой путь пройти...
  Вскоре батюшка объявил, что пора собираться в дорогу. Заключенные подходили ко мне и, до хруста сжимая руку, благодарили.Тогда я увидел, насколько эти люди тонко чувствуют своей душой искренность по отношению к ним.
  Вернувшись домой, я осознал ценность простых вещей - свободно пойти хоть куда, без препятствий встречаться с друзьями, что рядом семья.А где-то люди выживают своей общиной в агрессивной тюремной среде, оставаясь внутренне свободными. 


Рецензии