Выучить детей учиться духовной жизни

 
Главным критерием отбора содержания образования являются вечные духовные ценности, которые задают высший смысл всей иерархии ценностей. Вся система других ценностей вне их духовно-нравственных основ лишается объединяющего начала.  Образование при этом утрачивает целостный и системный характер. Это касается не только в гуманитарной, но и естественнонаучной составляющей, так как вне объединяющей высшей нравственной идеи естественно-научное содержание распадается на агрегат отдельных, не связанных или слабо связанных между собой знаний по математике, физике, химии и т.д., то есть по отдельным предметам и дисциплинам. В наши дни, как правило, преподаватель прежде всего стремится дать определённую сумму знаний, обучить наукам. В традиционной русской педагогике обучение наукам было лишь составной частью образовательного процесса. Перед отечественными педагогами стояла и стоит задача – вернуть уму человека способность отличать добро от зла, истину от лжи. Для этого, прежде всего, нужно научить студентов и школьников  вере, а потом – другим наукам.  Только такой подход к обучению может предотвратить   разрушение системы образования и воспитания,  обезличивание и  дегуманизацию сознания молодых людей, так как вслед за отказом от Бога приходит  отказ от самого человека, который рассматривается современными бездуховными интеллектуалами всего лишь как несовершенная биомашина,  на смену  которой должен прийти совершенный трансчеловек.

Сегодня как никогда важно создать условия для выстраивания системы образования и воспитания студентов и школьников на основе нравственного закона – с тем, чтобы каждый аспект образования и воспитания рассматривался не изолированно как нечто самодовлеющее, но с позиции единого центростремительного начала – вечных духовных ценностей.

Схиархимандрит Иоанн Маслов писал: «Жизни духовной, как и всякому делу, следует учиться».  Созданию дидактических  предпосылок для обучения духовной жизни в условиях современного отечественного образования посвящена очередная учебная разработка Николая Васильевича Маслова – «Хрестоматия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи» (М.:Самшит-издат, 2015).

Материал хрестоматии распределен по двадцати двум урокам, сопровождается заданиями, призванными организовать учебную деятельность учащихся, а также иллюстрациями – серией живописных и выразительных портретов и пейзажей, выполненных русскими художниками. При этом литература, историко-документальный материал и живопись органично дополняют друг друга, создавая впечатление единого одухотворенного текста русской истории, ландшафта и культуры.
Сильные позиции этого «текста»  – начало и конец, в которых обычно всегда размещается самое главное для понимания целого, занимают – статьи, посвященные великим русским полководцам – Александру Васильевичу Суворовуи и Михаилу Илларионовичу Кутузову. В этом заключен глубокий педагогический смысл. Обращение к личности, к деяниям, к словам великих полководцев, способствует постижению изначальной  неразделимости любви к Отечеству небесному и земному, любви к Богу и ближнему. Эти примеры не только нацелены на формирование и укрепление чувства патриотизма, но и воочию являют  образ духовного восхождения, целожизненного подвига, осуществления на деле высокого идеала нравственного совершенства, данного нам Богом. Высказывание схиархимандрита Иоанна Маслова «Подвиг в том состоит, чтобы победить себя» -  побуждает школьников к работе мысли: оказывается победе над внешними врагами всегда предшествует победа над самим собой.

Очень важно с педагогической точки зрения то, что высокие идеи и разительные нравственные истины доносятся до учащихся не только в рациональной, но и в эмоционально-образной, художественной форме. Басня Крылова «Волк на псарне» - это не просто эпизод истории литературы, это факт нашей истории, имеющий разумно-жизненное и провиденциальное значение. Слова ловчего: «Ты сер, а я, приятель, сед», которые Кутузов с удовольствием относил к себе, - стали частью  русского языкового сознания, выражая собой победу вековой народной мудрости  над беззастенчивой наглостью, хитростью и хищностью захватчиков.
 
Сама композиция хрестоматии выполняет важную дидактическую функцию. Центральное положение в книге занимает урок, посвященный изложению своеобразного «алгоритма», порядка работы человека над  собою,  (Занятие 10. «Авва Дорофей О созидании душевного дома добродетелей»), а также урок, в ходе которого дети знакомятся  с содержанием нравственного закона (Занятие 11. В.И.Даль Детям о евангельских заповедях.

Дети любят строить, многие игры основаны на этом стремлении детей. Невидимые глазу, труднопостигаемые явления внутреннего мира души в ходе занятия как бы выводятся наружу, делаются видимыми, наглядными при помощи ряда строительных уподоблений. Так вера рассматривается как основание, фундамент, далее следуют камни, из которого возводятся стены прочного душевного дома: первый камень – послушание, затем идет долготерпение, вслед за ним кладется камень воздержания, а дальше камни сострадания, отсечения своей воли, кротости. В качестве краеугольных камней, соединяющих стены дома добродетелей представляются терпение и мужество, ибо, как возвещает авва Дорофей, если кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения, а у кого нет терпения, тот решительно ничего не может совершить. Поэтому и сказано: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19). Смирение авва Дорофей уподобляет извести, раствору соединяющему камни. Связывает стены добродетелей рассуждение, которое придает дому красоту, венчает же его в качестве кровли царица добродетелей – любовь.

Нравственный закон, в силу высокого тона, сжатости и строгости его изложения в тексте Священного писания, для детей представляет твердую и нелегко усваиваемую пищу. Поэтому, если использовать излюбленный образ апостолов Петра и Павла, учителям надо прибегать к духовному молоку, что с успехом и делает выдающийся русский писатель-просветитель Владимир Иванович Даль. Собственно говоря, одиннадцатое занятие в хрестоматии, построенное на основе книги Даля «Картины из быта русских детей», являет   собой своеобразную расшифровку «духовной алгебры» нравственного закона: заповеди, первоначально воспринимаемые детьми как отвлеченные формулы,  шаг за шагом наполняются  конкретным и ясным  содержанием, жизненным «арифметическим» смыслом. Главный персонаж книги Даля, бабушка, так разъясняет структуру и направленность десяти заповедей: «В первых четырех заповедях, — сказала она, — говорится о том, как надо любить и чтить Господа, в остальных шести Господь учит людей, как им должно жить между собою». В этом разъяснении – ключ к пониманию и правильному педагогическому использованию сложного прилагательного «духовно-нравственный».  Каждая часть его имеет точное терминологическое значение: «духовный» - связанный с любовью к Богу; «нравственный» – связанный с любовью к людям.

Наш Божественный Учитель Иисус Христос для того чтобы научить духовной жизни тех, кто шел за ним, наряду с прямыми советами, рекомендациями, указаниями использует и косвенную иносказательную форму, требующую от слушателей работы ума и сердца, союза рассуждения и воображения.  Подобная работа оставляет глубокий след в душе, запечатлевая в памяти высокие нравственные истины в яркой образной форме. Сии уроки нашего Божественного Учителя в полной мере учитываются в хрестоматии Николая Васильевича  Маслова. В нее включено немало произведений русской словесности, которые напоминают по своему характеру притчи,  выражая глубочайшее духовно-нравственное содержание  в непринужденной, почти игровой форме художественного  повествования. Типичный пример подобной художественной дидактики – приводимый в хрестоматии рассказ Владимира Солоухина «Подворотня». С первых слов этого рассказа мы погружаемся в дивную атмосферу деревенского детства, исполненную солнечной радости бытия, полноты существования. Добротой и любовью проникнуты отношения членов крестьянской семьи: мать жалеет и не будит маленького сына, жалеет его и суровый дед. Но в этот солнечный мир неожиданно приходит тень, дисгармония, разлад. И источником этого разлада становится своеволие мальчика. Ему очень хотелось пролезть в подворотню на улицу, но ворота оказались открытыми. Капризничая, он требует закрыть ворота, но когда дед выполняет его требование, впадает в истерику – разрешенное становится неинтересным.  Все казалось бы так просто и незатейливо. Но  эта незатейливость таит в себе богатейшее духовное содержание. Своеволие - духовный корень  нравственного зла. Именно оно явилось причиной грехопадения первых людей. Именно оно толкает человека на жестокость по отношению к окружающим. «Жалость к себе» - это бешанина», - говорит замечательный русский писатель Шергин. Своеволие лежит в основе религии человека, бунта цивилизованного человечества против Бога, а также в основе всех революций прошлого и настоящего. Что такое цветные революции?– Это прежде всего карнавальный разгул непослушания и нетерпения. «Нет, нет, нет, мы хотим сегодня, нет, нет, нет, мы хотим сейчас.». «Нужно искоренять страсти, пока малы и не укоренились» – говорит схиархимандрит Иоанн Маслов. Работа над текстом рассказа Солоухина, при правильной ее организации,  может стать толчком для осознания детьми присутствия греха своеволия в своей душе, той большой опасности для самого человека и окружающих, которую таит в себе этот, на первый взгляд, столь небольшой и простительный грех. Надо сказать, что тексты и занятия хрестоматии нацелены не только на своевременную диагностику и искоренение главных страстей, гнездящихся в душе ребенка, но и также на насаждение, развитие добродетелей, укрепление желания жить по Божьему закону. Так, например, работа над сказкой «Лен» Ганса Христиана Андерсена (4 занятие) помогает воспитанию таких основополагающих добродетелей, как терпение и смирение, чтение и разбор отрывка из «Семейной хроники» Сергея Тимофеевича Аксакова (Занятие 6) способствует укоренению послушания, изучение рассказа «Фрол Силин» (Занятие 9) учит детей любви и милосердию к ближнему, знакомство с рассказами Владимира Ивановича Даля (занятия 7, 11, 15, 17)  направлено на развитие дара рассуждения и самопознания, воспитание трудолюбия, кротости и контроля над собой.

Церковный историк Антон Владимирович Карташёв писал, что русская литература стала всемирной благодаря своей религиозно-православной основе: «Это христианское дыхание нашей   литературы на весь мир есть прямое детище тысячелетнего воспитательного воздействия русской церкви. Вслед за литературой мир увидел православное излучение и в русском художественном творчестве»
«Хрестоматия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи» в полной мере дает возможность почувствовать христианское дыхание и православное излучение русской литературы. 

«Бог познается из видимого мира», - данные слова схиархимандрита Иоанна Маслова, приводимые в книге, помогают проникнуть в духовный смысл русской пейзажной лирики и прозы. «Окинул равнодушным оком творенье Бога своего и на челе его высоком не отразилось ничего», - так пишет М.Ю. Лермонтов о демоне. В этих стихах выражена суть несчастья высоколобой интеллектуальной гордыни, не способной к восприятию красоты и совершенства созданного мира, к благодарению Создателя, что является источником чувства отверженности ото всех, безысходного и самоубийственного уныния. Научить детей видеть красоту Божьего мира, благодарно радоваться ей представляет собой важнейшую педагогическую задачу, от решения которой может непосредственно зависеть само спасение души человека. В хрестоматии достаточно явственно присутствует христианское символическое начало. Так, например, в третьем занятии помещается прозаическая миниатюра Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Береза», отрывок из «Записок охотника» Ивана Сергеевича Тургенева и стихотворение «Полая вода» Ивана Алексеевича Бунина. Все они посвящены весне, которая, как известно, в Православии выступает символом Воскресения Христа.

Послушайте, как звучат эти строки:

«Есть в русской природе особенный день, когда на березах начинает распускаться молодая листва. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки». (И.С.Соколов-Микитов)

«Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!... …Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!..(И.С.Тургенев)

«Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш». (И.А.Бунин)

Поистине,  эти приподнятые, проникнутые  радостью и утренним светом  слова напоминают радость и свет пасхальных песнопений.

 "Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное…"

"Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце, всем жизнь возсияюща…"

С дидактической точки зрения «Хрестоматия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи» продолжает традиции «Родного слова» и «Детского мира» К.Д. Ушинского. Рядом с произведениями изящного искусства в книге помещаются и занимательные научно-популярные статьи, такие, как «Еж», «Пчелиный улей», «Дерево вечности», «В стране зеленой». Эти материалы, удовлетворяя детской любознательности и пытливости, вместе с тем способствуют развитию логической способности учащихся. Здесь уместно привести слова К.Д. Ушинского: «В душе дитяти с логической мыслью будет срастаться прекрасный поэтический образ, развитие ума будет идти дружно с развитием фантазии и чувства; логическая мысль отыщет себе поэтическое выражение и, наоборот, поэзия выражения закрепит самую мысль» ( Ушинский К.Д. Детский мир и Хрестоматия. - Новосибирск: «Мангазея», «Детская литература»: Сибирское отделение, 1998, с.17). Ушинский определяет задачу своих учебных книг следующим образом: «Выучить дитя учиться». Николай Васильевич Маслов, продолжает эту линию, делая следующий шаг в развитии русской педагогики, ставя и решая в своей новой книге задачу выучить детей учиться духовной жизни. Вся эта хрестоматия в целом оставляет удивительно гармоничное и солнечное впечатление. Откройте ее страницы – и вы явственно ощутите присутствие животворящего, радостного и светлого Духа.

Истинно: «Дух дышит, где хочет».

Новая книга Николая Васильевича Маслова, заключая в себе животворящее, творческое начало, восстанавливает духовную вертикаль отечественной педагогики. Она необходима сегодняшнему российскому образованию как воздух и обязательно должна прийти в наши школы.


Рецензии