Сорок плешивых и один косой

Сказка от Зеленого Колпака по мотивам сказки крымских татар

У крымских татар есть народная сказка, которая высмеивает жадность, зависть, плутовство, беспринципность, прелюбодеяние и жестокость - пороки, присущие многим людям разных народов мира.

Давным-давно, где-то на Тавриде жили и дружили сорок плешивых и один косой. Судьба обделила плешивых разумом, зато наделила косого хитростью и плутовством. У каждого из дружков было по одной корове.  По утрам они выгоняли свою корову на пастбище и весь день пасли её. Но вот однажды косой предложил друзьям: «Вот плешивые, что я придумал. Давайте по очереди пасти всех наших коров. Один пасёт, а остальные сорок — отдыхают или занимаются своими делами. Разве это не здорово?»
Плешивые согласились с косым, и стали пасти коров по очереди. На сорок первый день настала очередь косого пасти коров. А косому ой как не хочется коров пасти, вот он и говорит плешивым: «Друзья, разве я не заслужил того, чтобы меня освободили от обязанности пасти коров? Или вы забыли, кто это придумал?»  Плешивые не забыли, но им очень не понравилось столь откровенное лукавство косого и они исключили его из кооператива. Пришлось косому, вместе с коровой, искать новое жилье. Нашел он поляну, построил шалаш и стал жить один со своей коровой. Очень скоро косому надоело пасти свою корову и он придумал одну хитрость.
Однажды, один плешивый, чья очередь была пасти сорок коров, пригнал к вечеру коров в общагу плешивых,  и они увидели, что одна корова лишняя. Пригляделись они к корове и узнали в ней корову косого. Разозлились плешивые на косого, что он их за дураков держит, и зарезали его корову.
Вскоре косой обнаружил в лесу свою мертвую корову. Погрустил немного, потом снял с неё шкуру, высушил и понёс в город, в надежде продать шкуру на базаре. До города косой добрался уже поздно вечером и стал искать ночлег. Постучал он в один дом. Открыла дверь хозяйка средних лет. Косой ей говорит:
«Пусти на ночлег, красавица!»
«Как можно! Мужа дома нет, а порядочной женщине не пристало пускать на ночь постороннего мужчину!» - ответила хозяйка, а сама дверь не спешит закрывать.
«Вижу, что ты порядочная жена. Но ты не бойся, я не буду к тебе приставать» - сказал косой.
«Ну тогда входи в дом. Но только на одну ночь! Завтра муж вернётся!»  - сказала хозяйка, пропуская косого в саклю.
Косой не заставил себя ждать, быстро зашел в дом и полез на хозяйку, которая вовсе и не против была... Но тут раздался стук в дверь. «Ой, я же совсем забыла! - Воскликнула хозяйка выбираясь из под косого. - Это же пришел....». Но тут прикусила язык, спрятала косого за ширмой, и поспешила к дверям.
А гость то оказался великим визирем самого хана! Хозяйка усадила гостя за стол, подала горячие чебуреки, сладости, кофе... да тут снова стук в дверь послышался. Визирь занервничал и говорит: «Спрячь меня, пока гостя не выпроводишь!»
Спрятала хозяйка визиря в домашнем хамаме (бане), а сама к дверям пошла. Тут косой вылез из-за ширмы, взял сковороду с кипящим салом, на котором хозяйка чебуреки жарила, вошел в ханам и вылил кипящее сало на голову визиря. Визирь взвыл от боли и тот час испустил дух. А косой вновь спрятался за ширму, как ни в чём не бывало. Зачем он так сделал? Да потому что в хитрой голове косого родился хитрый план, как можно денег заработать....
А хозяйка, выпроводив гостя, пришедшего не в свой час, вернулась в комнату и вошла в хамам, где увидела лежащего на полу визиря с обгорелой головой. Хозяйка пришла в ужас. Теперь ей не несдобровать: ежели не муж, то хан точно убьёт её! Бросилась она к ширме, за которой косой стоял, и кричит? «Это ты убил визиря?»
«Я его не убивал, а просто  облил кипящим салом, а он взял и помер...» - косой говорит.
«Ну пропала я теперь! Что делать? Что делать?» - запричитала хозяйка.
«Я всё улажу. Но ты сначала заплати мне две золотых монеты!» - сказал косой.
Хозяйка, не стала спорить и заплатила косому, сколько он потребовал. Вытащил косой труп из дома и поставил его у ворот, прислонив к забору. Потом вернулся в дом и развлекался с хозяйкой до утра. А на рассвете к сакле подошел муж хозяйки, который целые сутки отсутствовал по делам (был в соседнем селе у молодой хозяйки, у которой муж отсутствовал по делам...). Муж подозревал, что его жена погуливает, а тут своими глазами увидел, как из его дома любовник жены вышел. Бросился на него муж и вонзил негодяю кинжал в живот. «Любовник» замертво рухнул на землю,  и тут муж по одежде и перстням признал в нём великого визиря. Вбежал муж в дом с криком: «Я визиря убил!» Мечется по дому, даже не замечая, что в постели с его женой какой-то мужик лежит. А косой говорит:
«Я божий странник, которому хозяйка предоставила ночлег. Я могу помочь вашему горю, за  четыре золотых монеты». Муж тут же отсчитал ему четыре золотых монеты. Косой встал, оделся, вышел из дома, взвалил на плечо труп и понёс его к минарету, затащил труп на самый верх и с криком «Аллах экбер!» сбросил труп вниз. А перед минаретом толпа совершала утреннею молитву, когда им на голову свалился труп визиря. Люди ужасно перепугались: узнает хан, что мертвого визиря нашли среди них, никого не пощадит, всем прикажет головы снести...Но тут к ним подошел косой и сказал: «Я всё улажу, но за это каждый заплатит мне по одной золотой монете». Собрал косой деньги, взвалил труп на плечо, отнёс его к морю и бросил в воду.
Вернулся косой в свой шалаш, позвал сорок плешивых и стал хвастаться, сколько он денег заработал. Плешивые были поражены таким богатством и не скрывали своей зависти. А косой им говорит: «Это всё благодаря вам, мои плешивые друзья! Если бы вы не убили мою корову, я бы так и остался нищим. А я из её шкуры нарезал ремней и продал их на базаре. Нарасхват шли!»
Завистливые плешивые тут же побежали резать своих коров. Потом высушили шкуры, нарезали из них ремней и побежали на базар, да только ни одного ремня за весь день не продали. Тут плешивые пришли в ярость и решили убить своего прежнего друга косого. Прибежали они к его шалашу, схватили его, посадили в мешок и поволокли к морю, чтобы утопить. Притащили плешивые мешок с косым к морю, а он кричит им из мешка:
«Друзья мои! Виноват я перед вами и заслуживаю смерти! Но простая смерть будет слишком легким наказанием за мои грехи! Бегите в лес, наломайте палок и поколотите меня, прежде чем бросить в море! Вот это будет достойным наказанием для меня!»
Плешивые обрадовались, что могут отвести душу,поколотив косого, и побежали в лес за палками, оставив мешок у моря, благо он был завязан. А в это время богатый торговец гнал по берегу моря отару овец. Он был таким жадным и скупым, что даже не нанял пастуха для этой работы. Увидел торговец бесхозный мешок на берегу и поспешил поживиться. А косой, услыхав шаги, завопил:
«Не хочу! Хоть убейте, но не соглашусь стать ханом! Хоть в мешок сажайте, хоть в море кидайте, но ханом стать не заставите!»
Тут жадный торговец воскликнул: «Ну ты и глупец! Отказываешься стать ханом! Я согласен стать ханом!»
«Ну тогда развяжи мешок, выпусти меня, а сам залезай в него!» - откликнулся косой.
Когда косой вылез из мешка то сказал торговцу, что надо одеждой поменяться, чтобы подмену не обнаружили. Торговец согласился. Поменялись они одеждами, торговец залез в мешок, косой завязал мешок и погнал отару к своему шалашу.
Вскоре вернулись плешивые с палками и стали дубасить мешок. А из мешка крик раздаётся:
«Не бейте! Я передумал! Я согласен стать ханом!»
А плешивые только смеются и ещё сильнее бьют палками по мешку. Били так били, пока «мешок» не затих, а потом бросили его в море и поспешили к сакле косого, чтобы разделить его золотые монеты. Каково же было их удивление, когда они увидели живого и невредимого косого в богатых одеждах, да ещё и с отарой жирных овец. Увидев плешивых, косой стал их благодарить:
«Спасибо, друзья, что бросили меня в море! Морской царь сегодня был очень добрым и подарил мне жизнь, богатые одежды и отару жирных овец! Как я вам благодарен, за то что бросили меня в море! Вы знаете, что морской царь сказал мне на прощанье? Он сказал, что щедро одарит овцами всех людей, которых я собственноручно сегодня скину в море со скалы!»
«Ну так помоги нам заполучить овец, косой!» - закричали плешивые.
Пришли они все к морю, и косой всех сорок плешивых, одного за другим, со скалы столкнул, так что все они погибли. А сам косой вернулся  к своим овцам и переселился в дом плешивых.
Вот такая история о сорока плешивых и одном косом, в которой нет героев, а есть ли одни антигерои, с которых пример никак брать нельзя....

26.07.2015


Рецензии