Тихоокеанская закалка

Тихоокеанская закалка
Традиции *
Кто назвал Тихий океан Тихим, не знал его характера. Вовсе он не тихий. На нём частенько наблюдаются волнения и нешуточные штормы! Об этом не понаслышке знает ветеран Великой Отечественной войны, юнга Тихоокеанского флота Борис Захарович Омельченко.
 Мальчонке не исполнилось и шести лет, когда у него умерла мама. Отец был репрессирован. Борю забрала к себе бабушка. В юные годы он озорничал, нередко прогуливал занятия в школе, дрался с пацанами из соседних дворов, не раз сбегал из дома, шмалялся с местной шпаной по улицам и подворотням Владивостока.
Осенью 1944 года Борис в очередной раз сбежал из дома. Преодолев кордоны, он появился на военно-морской базе Тихоокеанского флота. Сказал, что мечтает стать моряком-подводником. Руководство 2-й бригады подводных лодок зачислило отчаянного паренька в школу юнг.
Борис Захарович и сегодня считает, что решающую роль в его жизненном становлении сыграл именно Тихоокеанский флот. Морская служба воспитала юношу и закалила его характер. Борис не раз участвовал в патрульных походах подводной лодки, охранявшей водные рубежи СССР от возможного вторжения боевых кораблей Японии, которая во Второй мировой войне являлась союзником фашистской Германии. В числе отличившихся краснофлотцев, старшин и офицеров кораблей и частей Тихоокеанского флота в боях с японцами на Дальнем Востоке Борису Омельченко 23 августа 1945 года была объявлена именная благодарность от Генералиссимуса Советского Союза Иосифа Сталина, которую ветеран войны и труда до сих пор бережно хранит в архиве своих военных документов.
Уже после войны Борис закончил юридический факультет МГУ. Во время стажировки в Ногинской городской прокуратуре ему так понравился этот подмосковный город, что он решил в нём остался. Работал следователем и помощником прокурора, был избран народным судьёй, проработав этой должности в Ногинском городском суде 32 года.
Несмотря на преклонный возраст, ветеран войны и сегодня остаётся в «боевой обойме» и продолжает работать. Борис Захарович Омельченко был и остаётся истинным патриотом Тихоокеанского флота. И в том, что Ногинский район в 1996 году взял шефство над гвардейским ракетным крейсером «Варяг», – во многом его личная заслуга. Незадолго до этого в Ногинск приехал в отпуск командир ГвРКР «Варяг» гвардии капитан II ранга (ныне контр-адмирал запаса) Анатолий Иванович Липинский. После встречи с ветеранами ВМФ,  при личном общении с Борисом Омельченко, командир «Варяга с грустью рассказал о том,  какие трудные времена переживает некогда могучий Тихоокеанский военно-морской флот.
– Не из кого даже укомплектовать младший командирский состав, – жаловался капитан «Варяга». – Старшин не хватает!
Для ветерана Тихоокеанского флота Бориса Омельченко этот разговор стал толчком к действию. Он подключил к решению этой серьёзной проблемы матроса-фронтовика, председателя Совета ветеранов войны и труда Ногинского района Николая Дорофеева. Они вместе с Липинским встретились с главой Ногинского района Владимиром Лаптевым. Тот, вникнув в ситуацию, о шефстве над гвардейским кораблём долго не раздумывал:
– Хорошее дело! С «Варягом» надо заключать шефский договор, но обоюдовыгодный. Мы помогаем крейсеру, а командование Тихоокеанского флота закрепит по десять мест в каждый призыв за парнями из Ногинского района. Отбирать станем лучших, так что «Варягу» будет из кого старшин набирать!
Борис Омельченко не раз в составе ногинских делегаций посещал Тихоокеанский флот. В феврале 2004 года его пригласили участвовать в историческом походе  в южнокорейский порт Инчхон (бывший Чемульпо) – к месту гибели легендарных бронепалубного крейсера «Варяг», чьё имя с гордостью носит сейчас подшефный корабль, и канонерской лодки «Кореец». Сто лет назад русские моряки приняли там неравный бой с японской эскадрой. Их храбрость и стойкость восхитили противников. Тяжело раненный капитан I ранга Всеволод Руднев был награждён японским императором орденом «Восходящего солнца» II степени.
Вместе с Омельченко в этот поход ходили 12 матросов-ногинчан, служивших на крейсере «Варяг». Все они рассказывали, как Борис Захарович помогал им дельными советами, поддерживал их в трудные минуты. А он с радостью отмечал, что ногинские парни чтут и продолжают традиции Военно-морского флота.
- А какие именно традиции? – спросил я у Бориса Захаровича.
Он пояснил:
– Высочайший профессионализм, неподдельное товарищество и взаимовыручка, особенно в условиях морской стихии. И приобретение молодыми ребятами, на мой взгляд, самого ценного из человеческих качеств – чувства собственного достоинства, без которого немыслима настоящая морская душа. В годы войны советским морякам были присущи неудержимая дерзость, храбрость и отвага, которые они проявляли в боевых условиях, –  продолжает Борис Захарович. – И эти черты наших дедов перенимают современные военные моряки. Мы не должны утрачивать эти славные традиции, которыми, кстати, наш флот всегда отличался от флотов других морских держав.
На снимке: Борис Захарович Омельченко на катере в Тихом океане.    


Рецензии