Записки снабженца Часть 7

       Часть 7
         
         Предыдущая страница - http://www.proza.ru/2015/07/26/88

                Кисловодск – Учкекен – Домбай

       Принимающая меня фирма расположена в Кисловодске. Но сами хозяева это карачаевцы из аула Учкекен, что не так далеко, но уже на территории Карачай-Черкессии.
       Побывал я там в гостях у моего нового партнера по агрохимическому  бизнесу Александра.
 
Большое поселение по обеим берегам быстрой горной речки. На галечных отмелях там и сям группки мужчин свежуют кто барашка, а кто что-то и покрупнее. Завтра суббота - базарный день  и люди готовят товар на рынки в Кисловодск и другие недалекие города кавказской курортной зоны.  Дорога через каждые 10-15 метров в  «лежачих полицейских. Это, объяснил Саша, вынужденные  меры против юных джигитов, что устраивают в ауле ночные авто-мото гонки

       Сам он обязательно притормаживает у каждой группы, что работают на бережку. Выходит из машины и приветствует прижимая ладони к груди и  называя каждого по имени. И от них обязательно кто-то выходит (и даже старше, чем он по возрасту) и так же ему учтиво отвечает. Немой вопрос.. А я, говорит Александр, совершил хадж в Мекку, а отсюда и такое уважение земляков.
       Короткая экскурсия в горы. На склонах живописно пасутся стада коров и овечьи отары. Все частные. На перекрестках горных проселков и троп кошары. Это огороженные загоны для скота и рядом обмазанные глиной пастушьи сторожки. За одной из них видим  схоронившийся милицейский УАЗик, а в нем двух человек в форменных фуражках.

     Это, объяснил Саша, мобильные посты, что почти круглосуточно стоят на пересечениях глухих дорог. Отлавливают угонщиков скота. Воруют его целыми стадами. Причем, все знают, кто этим промышляет. А кавказский менталитет такой, что если хозяин настиг вора в момент кражи, то может запросто пристрелить его. И все будет шито-крыто. А если не поймали и тот успел реализовать товар, то он крутой джигит и все им восхищаются.

     Поехали на экскурсию в Домбай.  На подъезде к месту вдоль горной речки Чегет там и сям кафешки с верандами над водой. Зашли в одну и попросили свежей форели. Девочка с двумя косичками в тюбетейке и красных шароварах принесла тазик с рыбами. Сказала, что брат поймал их два часа назад. Выбрали. Нам их зажарили с хрустящей корочкой и обложили на тарелке дольками лимона и зелеными  оливками. Очень вкусно!

      Мальчишки вдоль дороги торгуют пойманной форелью.
      Все отели у подножья горнолыжных трасс ныне частные. Их хозяева спортсмены-борцы. Чемпионы и призеры мировых первенств и олимпиад. Земляки и товарищи моих новых друзей. Они объяснили мне, что здесь четкая градация по спортивным показателям. Наиболее заслуженным,  достались отели и турбазы, а тем,  кто  помельче,  участки канатного подъемника и кафешки при них.

      Остановились у одного из друзей Александра в красивом отеле с очень приличными номерами.  Ночью после купания в мраморном бассейне под ярчайшими горными звездами  сидим у мангала. Пьем водку и кушаем шашлык. Спросил, а почему сейчас в разгар лета здесь такая тишина и пустота. Ответили, что из-за известных кавказских событий народ сюда не едет. Но в каждом отеле или на турбазе бесплатно проживает на полном пансионе определенное количество детей из детских домов России. Или с ДЦП (детский церебральный паралич), или с отклонениями в умственном развитии. За это владельцы отелей  и турбаз пользуются налоговыми льготами при торговле табачными изделиями и спиртными напитками в своих магазинах. Конечно, не здесь, а в Москве и Питере. Все это приносит им хороший доход и покрывает здешние убытки по содержанию отелей и баз.

     А ребятишек тех я увидел на следующий день на последней станции канатной дороги.  Голубое небо. Ослепительные вечные снега. А они катаются со склонов на каких-то картонках.
Визжат, смеются и по настоящему счастливы. Это был 1996 год.               


                Дорога Кисловодск - Майкоп
         Везут меня из Кисловодска в Майкоп по короткой дороге через горы. За рулем машины Александр. У поселка Верхняя Мара смотровая площадка с видом на величественный Эльбрус. Он в соседней Кабардино Балкарии, но наблюдается великолепно.
   Далее тоннель в Карачаевске и вскоре станица Зеленчукская. Это родина известного барда Тимура Шаова. На выезде из станицы стоит  величественный курган- древнее захоронение какого-то скифского царька. На вершине кургана ажурная металлическая вышка.
  - Это, говорит Александр, сигнальная антенна. Как кто-то пытается вкопаться в курган с целью поиска древних сокровищ, то по сигналу с нее из недалекой воинской части прилетает вертолет и дает пару неприцельных очередей из пулемета. Кладоискатели  мгновенно разбегаются.
 
   Потом идут редкие горные поселки. На въезде в них, как правило, вдоль дороги на корточках сидит десяток мужчин и взглядами провожают нашу машину. Александр несколько насторожен и в поселках  не тормозит. Объясняет, что так надежнее. В недалекой Абхазии идет война, и местное население приспособилось возить туда на лошадках по ущельям муку и сахар, а оттуда оружие. Его здесь полно. Вот были мы в Домбае, а оттуда до границы с Абхазией всего-то около 20 км.
     - А как же пограничники?
 - Договариваются с ними как-то. Они ведь тоже жить хотят.

   Заметил на зеленом горном склоне человеческую фигурку, что машет косой, а внизу стоит ослик запряженный в двухколесную арбу.
 - А как он там держится? Ведь круто же.
 - Так он на веревке.
 Присмотрелся. Точно! За пояс косаря привязана натянутая длинная веревка, что уходит куда-то вверх.

      Перед Псебаем спускаемся с гор на равнину в Краснодарский край. Саша меня предупреждает, что сейчас будет блок пост и нас обязательно остановят.
     Точно. Дорога перекрыта шлагбаумом. Бетонные блоки, мешки с песком. В амбразуре ребята с ручным пулеметом в касках, полосатых майках из тельников и в бронежилетах.
   - Выходи из машины! Руки на капот!
   - Кто такие? Откуда?
   - Я лично из Чебоксар.
    Из амбразуры радостный вопль – Земеля! А я с Новоюжки (район в Чебоксарах). А что вы  в горах-то делали? Мы уж давно туда не суемся!

   Проверили наши документы, досмотрели машину. Расстались с моим земляком и поехали дальше. Мостовской, Лабинск, Ярославская и вот Майкоп. Здесь Саша передал меня встречающим. Это были местные дистрибьюторы нашей продукции и, как я его не уговаривал, он  отправился в обратный путь.
     Кстати эти карачаевцы за несколько лет совместной работы ни разу не дали мне повода усомниться в их честности и порядочности. А где-то в середине 2000-х мне на них пожаловались коллеги с моего бывшего завода. Дескать,  взяли очередную партию товара и тю-тю.
А я как-то случайно пересекся с ними. Спросил – Как же так? А они мне даже с обидой в ответ – Ну, Владимир Николаевич! Вас же мы не кинули!

                Майкоп
         После сверки документов по  платежам-отгрузкам,  визитов на местную станцию защиты растений и в министерство сельского хозяйства выбрали день для путешествия в горы. Маршрут до большой Азишской пещеры. Это около 80 километров по шоссе на Лаго-Наки.

     Нас в машине четверо. Владимир и Зорий -  начальник и зам принимающей фирмы, а за рулем «Нивы» Аскер. Здоровенный адыгеец. Кстати мои хозяева тоже адыги. Веселые и гостеприимные ребята. В багажнике «Нивы» разборный  мангал, бачок с маринованным мясом и ящик местной водки на смородных почках.
     Вдоль дороги навстречу нам мощно бурлит мутный поток реки Белой. Первая остановка в каком-то плодовом совхозе. Там набрали прямо с деревьев желтой крупной сливы на закуску.

    Потом поселок Каменномостский.   На мосту через Белую табунок местных пацанов. Они попросту останавливают все  легковушки и автобусы с туристами.
    Фишка в том, что самый смелый из них сигает солдатиком с этого моста в белопенный поток реки, что бурлит среди вертикальных скальных щек где-то за 12-15 метров внизу.  Его товарищи такие же до черна загорелые, а из одежды только трусы, собирают предоплату для своего атамана.
     Спросили – А где он выплывет?
 Оказалось, что только за километр ниже поселка есть отмель, где можно выбраться на берег.
    Один прыгнул, а на место его группы перемещается другая, со своим главным джигитом и все повторяется.

     До пещеры добирались долго. На каждой живописной поляне в тени мощных разлапистых деревьев Аскер заколачивал колышки разборного мангала, опускал водочные бутылки в холодный ручей и раздувал угли. Что удивило, водку он  пил  наравне с нами. Интересно, а как назад поедем?

    На одной из полян над обрывом, с красивейшей горной панорамой местная студия телевидения снимала музыкальный клип. На толстой ветке дерева сидела девочка лет 10-12 в пышном белом платье. Пела какую-то веселую песенку на своем языке и в такт махала ножками, а ей здесь же ей подпевал красивый парень в костюме и при бабочке. Мои друзья сразу к нему – Альберт, Альберт! Вот! Москвич в гостях!  Оказалось это популярный певец в Кабардино-Балкарии и Адыгее. Он отозвался на их предложение, прервал съемки и посидел с нами у мангала под шашлычок и смородную водочку.

     Добрались до пещеры. Раздобыли теплые куртки и опустились в подземелье – там всегда не больше пяти градусов тепла. По дну бежит поток с водопадом, вокруг сталлактитовые колонны,  а на прогулочных площадках девушка-гид рассказывает туристам всякие байки про пещеру.
- Здесь изумительная акустика и необычный резонанс, говорит она. И иногда сюда даже приезжают оперные певцы проверить возможности своего голоса.
   Аскер толкает меня в бок и говорит как тот волк из мультика – Щас, спою! И, вдруг грянул сочным басом из «Князя Игоря»
 - О, да-айте, да-айте мне свободу! Я свой позо-ор сумею искупить…
 - Фантастическое эхо под сводами, а девчонка заверещала – Вот! Вот! Они уже здесь!
 В общем, по этому случаю мангал мы раздули недалеко от входа в пещеру.

     Спустились с гор. Аскер перед Майкопом искупался в холоднющей речке и стал как огурчик.  Но проезжая мимо каждого ГАИшника высовывался из окна и громко на своем языке кричал им приветствия. Те так же отвечали и не тормозили нас.
 - Это что, Аскер! Все твои знакомые?
 - Конечно, нет. Первый раз вижу.

                Краснодар

          Мой товарищ и коллега по бизнесу  Сергей – руководитель нашего филиала в Краснодаре пригласил к себе в гости на выходные.

          Родовое гнездо его в Крымске, а недалеко от Славянска на Кубани его загородное хозяйство. Там дом, банька и копаный пруд с ветелками по берегу. Пруд за высоким отдельным забором из металлической сетки.  Рыбы в нем очень много. В отсутствие Сергея приходит человек из соседнего хутора присматривает за хозяйством и подкармливает рыбку в пруду комбикормом. За три дня до нашего приезда Серега по телефону отдал приказ – рыбу не кормить.

      И вот сидим мы на бережку. Между нами низкий  столик с копченой сальцой  и стопочки с горилкой.  В руках у нас удочки. Сазанчики  примерно по полкило,  хватают на любой обрывок червя.  Недалече топится банька.  Жизнь прекрасна и удивительна!

   На фото  На смотровой площадке у поселка Верхняя Мара. За спиной белоснежный Эльбрус.

   Продолжение -       http://www.proza.ru/2015/07/28/1121
               
 
 

    
   

    
    


Рецензии
Названия всех населённвх пунктов знакомые и порядки тоже знакомые. На Севере свои порядки у нас свои. Масса историй

Евгений Колобов   23.05.2020 20:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.