Исповедь 4

( Продолжение романа "Её поезда."  Начало - " Девочка на метёлках" )

Что могло измениться в жизни четырнадцати летней барышни с началом первой мировой войны? Да ровным счётом ничего.
Конечно, Маша слышала об убийстве эрцгерцога Фердинанда.
 Но, какое ей до эрцгерцога было дело?  Её семья имела какое-то отношение к войне? Зачем и кому, вообще, понадобилась эта война? И почему об этой войне нужно так много говорить?
Июль и август пролетели, ничего нового не привнеся в жизнь Маши.
Но, в сентябре Маша стала замечать некоторые перемены, связанные с войной.
Ушло что-то спокойное, привычное. На улицах стало много солдат. Исчезли молодые слуги – мужчин призвали в армию, а женщины , оказывается, тоже ушли на войну. Сёстрами, какими-то … "Что могут на войне делать сёстры?"

Говорили, что война продлится несколько месяцев. Но прошёл год, второй… Об окончании войны уже не говорили.

Родители перестали отпускать  Машу,  куда- либо, одну. Всюду она должна была ходить только с сопровождающим. Чаще всего это была Вава.
 Однажды, когда они возвращались из церкви, им навстречу попался калека безногий. Он сидел на деревянной тележке. Рядом стояли два утюга. От калеки пахло водкой, был он грязен, небрит, в драной одежонке. Со словами:- « Подайте, барышня, на пропитание» - он протянул к Маше ладонь без двух пальцев. Зрелище было так ужасно, что Маша с брезгливостью отпрянула!
А Вава напротив: достала монеты из платочка, подала  попрошайке и, перекрестив  его,  сказала: - «Возьми во славу Христа! Да поможет тебе Господь».
 Всю дорогу Вава молчала.  Дома  она помогла Маше снять пальто и сапожки, убрала всё в гардероб и направилась к себе в комнату.
 Маша  спросила: – « Что случилось?»  Но Вава холодно посмотрела на неё и сказала: - « Идите барышня в комнаты. Незачем вам со старухой разговаривать. Нечего мне Вам сказать».
« Барышня? С каких пор я стала  для неё барышней? Всегда была « Ангел мой», « Детка моя»… Ну ничего, вечером придёт перекрестить и ручку поцеловать».

Но Вава не пришла. Маша не видела её уже три дня. Это было невыносимо! Она решила, во что бы то ни стало, выяснить, что за причина заставила няню  так охладеть к своей любимице?
Девушка вбежала в нянину комнату и застыла в дверях: в гостях у Вавы была Машина подруга Зиночка! Её подруга пришла не к ней, а к няне! И она не просто сидела в гостях – они были чем-то заняты, тихо разговаривали и,  даже,  не сразу заметили Машу. А заметив, Зина едва кивнула подруге,  и ничего не объясняя, они с Вавой стали одеваться.
- Куда вы собираетесь?
- Мари, мы очень спешим. В другой раз я расскажу тебе.
- Ну, уж нет, рассказывайте сейчас! Я иду с вами!
- Не стоит Мари! Это далеко и тебе там не нужно бывать.
- А я всё равно, пойду за вами, и если не станете ждать, пока я оденусь, я без пальто пойду!
- Пусть идёт. Её не остановишь.
То, что Маша услышала от Зины, перевернуло всю её жизнь.

Оказалось, что Зина и Вава  идут в госпиталь.  Вава печёт пирожки, и они относят их раненым.
Маша, конечно же, слышала такие слова как «раненые», «сёстры милосердия», «Флоренс Найтингейл» - но в ожидании первой любви, в грёзах о «генерале», она была так далека, от всего, что её окружало. Отошли на дальний план родственники, подруги, события. Маша, как будто выпала из жизни на два года.
 А за это время жизнь изменилась.
Зина сдёрнула пелену с её глаз и Маша вдруг увидела, что война коснулась каждого человека в той или иной степени. Появилось много героев, но и много вдов и сирот, много искалеченных, потерявших кров.

Маша, вдруг, вспомнила, что не раз видела в состоянии истерики сестру Лизу, когда из газет она узнавала, какие страшные бои идут там, куда направили её мужа.
 
Оказалось, что уже три месяца, как погиб отец Зиночки.
 А её двоюродный брат лежал в госпитале с тяжёлым ранением и выписался инвалидом.
 Навещая его, родственницы  увидели в госпитале девушек и женщин в белых фартуках и косынках с красными крестами.  По примеру Флоренс Найтингейл,  которой уже не было в живых, многие россиянки решили стать « сёстрами милосердия». Они помогали врачам и санитарам ухаживать за ранеными и облегчали их существование.

Зиночке очень хотелось работать в госпитале, но её не взяли из-за возраста. Тогда они с мамой решили помогать питанием.  К сожалению, сами они печь пироги не умели.  Но Зина вспомнила, что очень вкусные пироги пекла Машина няня.  Девушка обратилась за помощью к Ваве.
Она принесла деньги на муку,  но Вава брать их отказалась, сославшись на то, что достать муку невозможно, даже имея деньги. А господа имеют связи и им это сделать проще. Так  и решили:  Ольга Антоновна доставала муку,  Зиночка приносила её к Ваве,  няня пекла пирожки и они вместе приносили их в госпиталь.

В госпитале Маша увидела, что Зина и Вава знают все правила и прекрасно ориентируются.
Зина объяснила ,что пирожки можно давать только выздоравливающим. Тем, у кого после операции  прошло два дня, можно дать немного попить; а тем, кого принесли с операционного стола, пить не давать, как бы ни умоляли. Можно только немного марличкой смочить губы.
Когда Маша услышала: - « Утку! Утку дайте!»   Зина рассказала, для чего нужна «утка» и попросила  раненых не смущать, а позвать послушников или санитара. « Послушники в церковном одеянии, а санитары в белых халатах без шапочек. Врачи – в белоснежных халатах, в шапочках и масках»
Маша быстро усвоила нехитрые премудрости, и помогала в госпитале до вечера.

По дороге домой Маша сказала: - « Вавочка, прости меня, пожалуйста! Я поняла, как гадко я поступила с калекой! Я не такая, как ты подумала! Сегодня я насмотрелась такого… Вавочка, теперь я буду молиться, чтобы эта война поскорее закончилась!»

Няня улыбнулась, так, как умела только она – глазами, и мир был восстановлен.
 
За ужином Маша сидела очень уставшая. Она уронила вилку. Взяла бокал с водой и застыла на несколько минут, забыв, что хотела пить.
  Сергей Владиславович потребовал объяснить, что с ней происходит и где они с Вавой так долго были?
 Когда родители услышали рассказ дочери – отец пришёл в негодование:
-« Позор! Какой позор Надя!» - говорил он, обращаясь к жене. « Девочки! Молоденькие девочки,   помогают раненым! Пожилая женщина стоит у печки, и потом, раздаёт пироги! Вдова даёт деньги на муку! А Вы , сударыня, сегодня целый час решали с подругой какой воротник лучше – стоечкой или шалькой? И не прикладывайте свои пальчики к вискам! Знаю я эти Ваши хитрости с мигренью! Позор! Я Вами не доволен!»

Отец ушёл в кабинет и принёс пачку ассигнаций. Он хотел, что бы Маша отнесла их Ваве. Но, потом передумал: решил сам высказать няне уважение.

Он отдал их Варваре со словами:- « Прошу тебя, передай, кому сочтёшь нужным! Я полностью доверяю тебе. Ты мудрая женщина! Я горжусь, что моих дочерей воспитывала такая няня!»
- « Я передам батюшка, передам матерям и жёнам, а сами то, ещё пропьют. Хотя и пропить не грех! Уж как они страдают,  нет мочи смотреть»

Маша пересмотрела своё отношение к друзьям детства. Она всегда считала Зиночку «глупенькой фарфоровой куклой».  А оказалось, что её подруга умная, добрая, любящая.
 Маша с удивлением наблюдала за отношениями Зины и Володи. Раньше она называла его Вольдемар, а теперь очень нежно говорила Володенька!

Володя просто поразил Машу! Он был всё тем же полноватым, слегка неуклюжим юношей. Но как много он знал! Как интересно рассказывал. Юнкера не были на фронте. Но Володя всё знал о боевых действиях. От него Маша узнала про Антанту и Тройственный союз. Про то, какие страны участвуют в войне и какие преследуют цели. Он рассказывал и о новом оружии. Маша могла слушать Володю часами.

Но, Володя приходил на короткое время и должен был навестить родственников. Зиночка тихо просила иногда оставить их наедине, хотя бы на несколько минут.
«Вот она  - настоящая любовь! А у меня были просто глупые фантазии!» - думала Маша.
  Она решила выбросить этого выдуманного  «генерала» из головы! Совсем забыть! Будто его и не было никогда! Да его же никогда и не было!
 Но это оказалось очень трудно. Маша ловила себя на том, что ищет глаза «генерала» даже среди раненых.
Со временем она всё же стала вспоминать его всё реже и реже. И вот, когда уже почти забыла, как он выглядит,   неожиданно увидела его глаза наяву и очень близко.
Продолжение следует.http://www.proza.ru/2015/08/10/1077


Рецензии
Спасибо, Людмила, за прекрасное произведение.
Написано великолепно, не оторваться.

В жизни часто происходит так, когда перипетии разных судеб и "как бы случайные" обстоятельства вдруг оказываются звеньями одной цепи. Раз - и пазлы сложились, круг замкнулся. Удивительно!

С уважением и признательностью,

Наталия Рогозина   09.09.2015 15:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.