Нашла коса на камень

                «Нашла коса на камень»


      История знает немало примеров неприязненного, порой откровенно враждебного, отношения друг к другу людей, в том числе  известных,  публичных и, даже знаменитых.

     Два великих русских писателя и друга Лев Николаевич Толстой и Иван Сергеевич Тургенев целых 17 лет не подавали друг другу руки.

    Их ссора произошла в мае 1861 года в имении  общего друга, известного русского поэта Афанасия Фета, которая по его воспоминаниям, едва не закончилась дуэлью.
   
  Трудно себе представить роковые последствия этой дуэли в судьбе русской литературы, если бы она состоялась, учитывая   возраст будущих классиков не только русской, но мировой литературы.

   Возникшая во время беседы за обедом словесная перепалка, стала причиной размолвки.
Дворянину Тургеневу показалось слишком категоричным высказывание более молодого графа Толстого.
.

    Два титана мысли не справились со своими эмоциями.

    Но примирение  спустя много лет все-таки состоялось. Победило глубокое взаимное уважение к личности и литературному творчеству друг друга.
 

    А вот какая кошка  в своё время пробежала между двумя народными артистами СССР,
солистами Крымской государственной филармонии Софией Ротару и Юрием Богатиковым, теперь уже мало кто помнит.

    Бесспорно, масштабы их личностей несоизмеримы с личностями Тургенева и Толстого. И все же?



   Оба, что называется, взлетели на эстрадный Олимп: София с «Червонной рутой»
В.Ивасюка, а Юрий с  комсомольскими патриотическими песнями и шахтерским шлягером «Спят курганы темные».               

   Оба, в одно и то же время, купались не столько в Черном море,сколько в лучах славы и популярности, были обласканы правящей элитой Украины и Советского Союза.
    Справедливости ради следует подчеркнуть, вполне заслуженно, так как были выдающимися певцами, обладая редкими по красоте голосами. Каждый сполна удостоился званий, регалий и наград.

   В середине 70-х, почти одновременно, Юрий Богатиков по приглашению высшего партийного руководства области, а София Ротару по состоянию здоровья, переезжают в Крым и становятся солистами Крымской государственной филармонии, причем, квартиры получают не где-нибудь, а в столице Крымского Южнобережья, городе Ялте.

   Но теперь нашим прославленным артистам видимо не хватило   внутреннего такта и житейской мудрости, и как говорится «нашла коса на камень».
Несмотря на необъятность их гастрольных маршрутов, числиться в одной филармонии
и  жить в одном городе, даже таком, как Ялта, двум Народным Артистам СССР, наверное, становится тесно.

    По своему высокому статусу, в отличие от своих  крымских коллег, они обладали многочисленными льготами, в т.ч. персональными автомашинами «Волга-24".

       Признаться,  именно их персональные «Волги-двадцатичетверки» и подвинули меня на написание этих строк. Как говорится «из песни слов не выкинешь».

         В тот период, будучи директором Симферопольской детской музыкальной школы №1, я на перестроечной волне демократии был избран депутатом Симферопольского городского Совета и, как депутат, активно работал в городской комиссии по культуре.

    Тогда у меня сложились добрые  отношения с директором Крымской филармонии Юдицким Эрнестом Зиновьевичем. И это притом, что некоторое время мы, что называется, находились по разные стороны баррикад. Яблоком раздора стал концертный зал, который каждый из нас хотел заполучить: я для музыкальной школы, а он для филармонии.
     И, когда в итоге, зал передали музыкальной школе, на наших личных взаимоотношениях, это никак не отразилось.
      Так совпало,  что в сентябре 1991 года мы оба отдыхали в Ялте: я в санатории «Парус»
в 10 км. от Ялты( пос. Гаспра, мыс «Ай-Тодор», рядом с «Ласточкиным гнездом),
а он в санатории «Мисхор» в 15 км. от Ялты (пос.Кореиз).

      В один из вечеров Эрнест Зиновьевич пригласил меня на открытие нового симфонического сезона, который состоялся в Ялте в Театре им. Чехова.
Знаковым событием этого вечера было участие в концерте выдающегося пианиста Наума Штаркмана, с которым я познакомился ещё в студенческие годы. (Прочитать об этом можно в моей публикации «Наум Штаркман и другие»)
 
     Концерт и фуршет закончились в полночь.  Восвояси мы добирались в служебной филармонической машине. И уже когда, открыв дверь, я выходил из машины, Эрнест Зиновьевич, улыбнувшись, сказал:
    - А знаете , Зиновий Петрович, что Вы сейчас удостоились чести, прокатиться в персональной «Волге» самой Софии Михайловны Ротару». Её сейчас нет в Крыму- она на гастролях.
    - Я польщен,- ответил я шуткой, пожимая ему руку, даже не подозревая, чем это,очень скоро, для меня  обернется…


     Прошло несколько месяцев. Не стало Великой страны. Её развал резко отразился на судьбе каждого из нас. Особенно это почувствовали выдающиеся деятели культуры и искусства, музыканты и артисты. Юрий Богатиков был среди тех, кто воспринимал это событие, как личную трагедию.
     Оставаясь солистом Крымской государственной филармонии, Народный Артист СССР
Юрий Богатиков в этот период начинает активно заниматься общественно-политической работой. Верный коммунистическим идеалам, он продолжает считать себя коммунистом.
Он переезжает в Симферополь и становится сподвижником Первого Секретаря рескома компартии Крыма Леонида Ивановича Грача. Вместе они восстанавливают партию и добиваются неслыханных в «жовтно-блакитной» Украине успехов. Руководителя фракции коммунистов в Верховном Совете Крыма Л.И.Грача выбирают Председателем Верховного Совета Крыма.

     В этот период мне, как депутату горсовета, приходилось участвовать в работе различных комиссий, связанных с культурой.

    Однажды я с коллегой присутствовал на конференции какого-то национального
культурно-просветительного общества. Среди тех, кто приветствовал участников конференции, мы увидели Богатикова.
    В этот же день мы были приглашены на совещание в Министерство культуры Крыма.
Однако, времени на переезд было в обрез .Нам было известно, что Юрий Иосифович тоже туда приглашен.. Он по-прежнему ездит на персональной машине. Мы попросили его подбросить нас. Широко, улыбнувшись своей теплой улыбкой, он широким жестом руки гостеприимно пригласил нас в свою «двадцатичетверку».

.    Не успели мы проехать буквально несколько сот метров, как я  не, подумав, выпалил:
     - Надо же! Какое везение!. Несколько месяцев тому назад меня прокатили в персональной машине самой Софии Ротару, а сейчас  везут в машине самого Юрия  Богатикова.  Рассказать - никто не поверит.
. Но когда я встретился с его взглядом, то пожалел не столько за то, что рассказал ему, как за то, что сел к нему в машину. Его глаза готовы были выскочить из орбит, а лицо налилось кровью:
    - Ты ехал с Сонькой в её машине и после этого посмел сесть в мою. Останови!- Приказал он водителю:
    - Выметайся!- Крикнул он, открывая дверцу, - И иди к… ( не трудно догадаться куда или к кому он послал меня своим красивым баритоном).

   Я, что называется, опешил и уже, выходя из машины, нашелся:
   - Юрий Иосифович! Так Софии Михайловны в машине не было. Ехали только Эрнест Зиновьевич и я. Нас поздно ночью после концерта в её машине отвезли в  наши санатории.

   - Ну, если так, то садись, но больше её имени при мне никогда не произноси. Понял?

     Говорили, что у Софии Ротару при упоминании имени Богатикова возникала такая же реакция.
     Чем они могли друг другу насолить, что, даже имени не хотели слышать?

    А жаль, могли бы дуэтом спеть столько хороших песен, хотя бы «Лаванду» и не надо было прилетать для этого из Таллина в Ялту Яаку Йола.
   
                *  *  *

       
               Одной из последних песен, которую исполнил в Крыму Юрий Богатиков, была песня Александры Пахмутовой «Остаюсь с обманутым народом» Это песня реквием по потерянной стране.

    В 2002 году он умер с этой мыслью. Похоронили его не на Новодевичьем кладбище
в Москве, как позволял ему статус Народного Артиста СССР, а  в Крыму, которому он был предан и искренне любил.
Я видел его могилу на Симферопольском кладбище и памятник с эпитафией «Остаюсь с обманутым народом».

  А София Ротару продолжает на бывшем постсоветском пространстве радовать своим пением своих преданных поклонников.


   В связи с переходом Крыма в состав России, она отказалась от принятия российского гражданства, оставаясь верной Украине, в которой считается её лучшей эстрадной певицей века. 

 


Рецензии
Этот интересный очерк - прекрасная иллюстрация, дорогой Зиновий, к нашей предыдущей переписке о зависти в творческой среде. Под "завистью" я понимаю не только ее, чистую голубушку, но и гордыню, и спесь, и даже бесовщину.
Душевного спокойствия и здоровья!
И таких же замечательных воспоминаний!
С теплом,
Виорэль.

Виорэль Ломов   09.01.2017 08:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.