Собственный проект

  Белорусские оппозиционные сайты сообщили "сенсацию":в России начали травить Светлану Алексиевич.
  Оказалось, что вся "травля" состоит из одной статьи на российском сайте "Свободная пресса", автор которой возмущается антироссийскими выступлениями Алексиевич, считая, что таким образом она надеется получить наконец вожделенную  Нобелевскую премию. И что она - "американский проект".
  Возмущение автора антироссийскими выступлениями автора я разделяю, как и его мнение о невысоком качестве писаний Алексиевич. А вот с его высказыванием, что  она - "американский проект", решительно не согласна. Алексиевич - СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ. Она всегда отличалась уникальной способностью держать нос по ветру. И вслух говорить то, что хотят от неё слышать именно в данной ситуации, данной аудитории, - я уже не однажды писала об этом.
  И, конечно, умеет представить себя особенно тонко чувствующим человеком, не забывая намекнуть или прямо сказать, что не каждый, а тем более, массы, задумываются над тем, о чём думает она.
  Я заглянула на её сайт и прочла написанную ею собственную биографию. "Я долго искала жанр, который бы отвечал тому, как я вижу мир... Свои книги я выслушиваю на улицах. За окном...".
  Когда-то она любила напоминать, что её учителем был Алесь Адамович. Его книга "Мы - з вогненаяй вёски"("Мы - из огненной деревни"), написанная в соавторстве с двумя другими белорусскими писателями Я.Брылём и А.Колесником, потрясли советских людей. Писатели с магнитофоном объездили всю Беларусь и записали рассказы жителей деревень, переживших фашистскую оккупацию.
  Эти документальные свидетельства по воздействию на читателя были сильнее сотен художественных книг. И после этого Даниил Гранин предложил Адамовичу вместе записать воспоминания жителей блокадного Ленинграда.
  Так появилась "Блокадная книга", над которой они работали с 1977 по 1981 годы.
  Документальный жанр обрёл новую высоту, новое признание, так что и сам Брежнев вдруг стал "писателем":вспомним "его" трилогию - "Малая земля", "Возрождение", "Целина".
  Книга Алексиевич "У войны не женское лицо" было написано, по её словам, в 1983 году, а из печати вышла в 1985-м. Это сборник документальных рассказов женщин на войне. Почему-то мне кажется, что тему ей подсказал всё тот же Адамович, когда она пришла к нему советоваться, заявив, что хочет работать в жанре документалистики(до этого Алексиевич была районным газетчиком, а потом корреспондентом "Сельской газеты" в Минске). У самого Адамовича до этой темы просто руки не дошли.
  Но это моё личное предположение, правды мы всё равно не узнаем, особенно спустя столько лет. Но то, что он её поддержал и дал путёвку в жизнь,- это бесспорный факт, о котором Алексиевич, по мере приобретения славы, перестала вспоминать.
  Ну а дальше - темы афганской войны(афганцы подавали на неё в суд за клевету, но времена были перестроечные, афганцев не жаловали, и, кажется, они проиграли), чернобыльская...
  Железный занавес пал, в страну хлынули иностранцы, они жаждали всё узнать, а Алексиевич смогла преподнести себя, в Германии она вообще стала чуть ли не культовой фигурой. Всё, о чём бы она не писала, принималось там за чистую монету, за настоящую документалистику, а она, в свою очередь, быстро поняла, чего они ждут, какую правду от неё, и  "соответствовала".
  В России её всегда охотно и много печатали:как же - ученица Адамовича! А темы-то темы, какие современные!
  Всё продолжалось и после распада СССР - по традиции, можно сказать. Даже теперь, на одной из последних Лейпцигских книжных ярмарок, Алексиевич была представлена не в белорусском, а в российском павильоне.
  Это как же? По традиции или по инерции? Или из-за любви Алексиевич к русской культуре и России?
  А была ли эта любовь? Как только начались события в Украине, Крым воссоединился с Россией, а Запад ввёл санкции против России, тут же "любовь" и закончилась. Достаётся от неё не только Путину, но и всему российскому народу,- её "откровения" можно найти в Интернете, а повторять их нет никакой охоты.
  Мало этого, она вспомнила и свою родительскую семью:мать была украинкой, отец - белорус. Так вот, по словам Алексиевич, её бабушка-украинка зятя не любила и называла "москалём".
  В ход, как видим, идёт всё, не пожалела даже память своих родителей(они, кстати, были сельскими учителями).
  Ради чего это всё? В надежде на Нобелевскую премию(она номинирована была в 2013 и 2014 годах)? Думаю, не только. Санкции западные против России - дело затяжное. Алексеевич же в основном живёт за границей, на гранты из разных стран.
  Кроме того, издаётся она в основном в Германии. Хотя и Россию постоянно навещает, публикуется там, даже пытается в каких-то литературных конкурсах участвовать.
  А потом рассказывает западным журналиста,. какая она страшная и агрессивная- Россия, начиная, как обычно:"Вот я недавно побывала в России и уже на вокзале услышала...".
  Не знаю, слышали ли что-нибудь об Алексиевич в США. Но повторюсь:никакой она не "американский проект", а сугубо - собственный. Такую личность, как она, можно было изваять только собственными руками и холодным сердцем.
   


Рецензии
"Ведьму воспитаем в своём коллективе". Согласен.

Вячеслав Семёнов   28.07.2015 05:40     Заявить о нарушении