Выше Хаоса

Лето. День пятьдесят шестой.

Отоспаться после бессонной ночи в дороге у меня так и не получилось. С крика:
- Мам, мы идем на море? - в шесть сорок начался новый день.
Ну почему? Почему меня никогда не оставляют в покое? Хотите на море? Флаг вам в руки. Я-то тут причем? Но делать нечего. Второй день в Крыму. Пора и с морем повидаться. Хотя за это лето мы с ним порядком друг другу успели надоесть.

Все дороги к морю ведут через Воронцовский парк. Я так чувствую, что даже за две недели не успею заглянуть во все его потаенные уголки. Кто бы его не проектировал, подошли к делу с размахом и умело. Дикая, не поддающаяся укрощению природа и оригинальный ландшафт превратили парк в настоящее чудо света. Хотя и сильно запущенное по причине нехватки финансирования. Огромные, почти двухсотлетние кедры, сосны, секвойи, дубы, магнолии, пинии, кипарисы и прочие долгожители поражают воображение своими масштабами. Рядом с ними ощущаешь себя просто пылинкой.

Но больше всего удивляют не они. В верхней части парка есть скопление камней под названием Большой Хаос. Когда-то давно, когда по Земле еще бродили динозавры, то есть более ста пятидесяти миллионов лет назад на поверхность в этих местах вышла и застыла магма. Землетрясения и оползни раскалывали это образование на части. И, когда архитектор Карл Кебах в первой половине девятнадцатого века благоустраивал парк для графа Воронцова, выдающегося российского политического деятеля, по тем временам губернатора Новороссии, то оставалось только убрать более мелкие камни и посадить на верхушке Хаоса алеппские и итальянские сосны, чтобы Хаос предстал пред ясные очи владетеля почти в том виде, в котором мы его видим сейчас. Надписей на обломках только не было. Это уже издержки современной культуры...

Из этого же камня тверже гранита - диабаза - построен и весь дворец. Блоки и барельефы вырезались вручную. И даже во внутреннем убранстве дворца есть этот удивительный камень, имеющий зеленоватый оттенок. Но речь сейчас не об этом. Хаос... Почему все-таки Хаос? А дело в том, что Карл Кебах, удачно вписав в рельеф парка нагромождение каменных глыб, воплотил тем самым космогонический мотив, популярный в эпоху романтизма и заимствованный из античных представлений о хаосе. В обход развалов бежит тропинка для ленивых, позволяющая подняться на самый верх и насладиться потрясающей панорамой парка, Ай-Петри и моря.

Только мне она ни к чему. Умный в гору не пойдет - не про меня. В лоб. Грозя свернуть если не шею, то минимум ноги. Сопя, как паровой котел. Это точно мое. И вот я на самой круче. Ноги предательски дрожат. Я над сотворением мира. Выше Хаоса...


Рецензии