Мышли. 25. Третья эмиграция

В первую эмиграцию (в 1982 году) меня с семьей спровадил КГБ. Кстати, с правом выбора (за что мы ему весьма признательны): восток или Запад. Мы выбрали, естественно, Запад – «загнивать под мостом», что бещали одни гебисты и во что не верили другие. На Западе мы, разумеется, продолжали активно бороться с диктатурой т.н. «пролетариата». Перестройка дала нам надежду, что Россия может повернуться в сторону достойной цивилизации, и могие из нас (и мы в том числе) стали рваться обратно на Родину. Но – опять же по счастью – какие-то перестраховщики не пустили меня даже в Сибирь, даже учителем в начальной школе в какой-нибудь глухой деревне.

Ну а пока мы волындрились и начинали жизнь заново, время внесло суровые коррективы в нашу ностальгию: новый диктатор, закрутив гайки и ликвидировав НТВ, все вернул по существу на прежние места. И мы во второй раз оказались в принудительной эмиграции: теперь мыслящим людям делать в России нечего!..

Однако будучи интеллигеном я постоянно искал доводы, расшатывающие мою убежденность в окончательном невозврате, ибо, помимо государства Россия, оставалась еще страна Россия. Но 2-5 марта 2014-го закрыла последнюю надежду на разум и человечность и страна: возвращаться оказалось просто НЕКУДА. И это стало третьей эмиграцией...

Единственное, что меня связывает с Родиной-мачехой, так это такие же бедолаги, как и мы, – униженные и оскорбленные. Кому-то из них мой опыт может пригодиться...


Рецензии