На берегу Истока

 
       В пятом классе я училась уже в посёлке Акутиха. В детстве любила  гостить у тётки Аринки в Быстром Истоке. На пароме добирались  жители по Оби от акутихинского кордона на другой берег, в Быстрый Исток. Тётя всегда встречала меня как дорогую гостью. До поздней ночи летом вели мы с ней разговоры, лёжа на полосатой дорожке, что лежала на полу в комнате. Рассказывала о жизни своих детей, которые разъехались по России. Мамина кузина жила в доме одна, и мой приезд к ней скрашивал её одиночество.

С утра я шла с детьми из соседних домов на речку Исток. Она протекала в нескольких  метрах от огорода Арины Ивановны. Летом Исток в этом месте сильно пересыхал, протекал небольшим ручейком. Мы купались до обеда, учились плавать, держась руками за дно. Однажды кто-то из детей предложил пойти купаться к месту, где Исток впадает в Обь.

– Там глубоко и дети прыгают в воду с трамплина, – сообщили мальчики. Вот и отправились мы туда гурьбой. Уже издали увидели вереницу детей, которые двигались по очереди к трамплину.  Присмотревшись к тому, как прыгают дети, мы тоже встали в эту очередь. Подростки прыгали с трамплина в воду солдатиком и вниз головой, плескались в воде. Детской радости не было конца. Те, кто был постарше, делали заплывы к острову, что отделял Исток от Оби. Глубина в реке была разная. А малышня плескалась у берега. Радостные крики неслись со всех сторон. Одни ребята уходили домой, другие приходили к реке.

     Я в который раз уже встала в очередь, когда услышала громкие голоса, смех. Повернув голову, увидела трёх мальчиков. Они появилась со стороны центра села, не спеша, приближались к реке. Шли медленно, так как один из них передвигался при помощи костылей. Наконец, мальчики подошли близко к берегу. Они быстро сбросили с себя рубашку и брюки, а двое из них нырнули в реку, кувыркались и играли в воде недалеко от берега.  Подросток, который шёл на костылях, сидел на берегу и уныло посматривал то на купавшихся детей, то на свои костыли, которые лежали в стороне.

        –  Валера, иди к нам, иди купаться! – кричали его друзья.
        –  Нет, нет. Я – потом, –  отговаривался Валера.
     Так уже несколько раз его друзья то заходили в воду, то вдоволь накупавшись, выходили из реки. Валера сидел на берегу и угрюмо  посматривал на детвору.
 Уже вечерело, с работы шли к реке взрослые парни. А очередь у трамплина не уменьшалась. Ребятишки, казалось, со всего Быстрого Истока вытянулись в ровную линию у трамплина. Среди них была и я.

        –   А ну-ка, мелюзга, разойдись в сторону! – закричал огромный парень, бежавший к трамплину. Все дети разбежались, а я стояла первой на краю трамплина, поэтому нырнула в воду вниз головой, но оказалось в стороне от места ныряния. Ногами не оттолкнулась, наверное, от трамплина, поэтому головой ударилась о дно. Но сейчас я думаю, что скорость моему телу придал  парень. Он сбросил меня молниеносно вниз, когда сам прыгал с разбегу в воду. Очнулась, открыла глаза в воде, почувствовала боль в голове. Парень, уцепившись за майку, в которой я купалась, вытягивал меня из воды на берег. Убедившись, что  я жива,  пошёл в сторону мальчика, сидевшего рядом с костылями.

       –    А ты, Валера, что сидишь здесь и не купаешься? А ну-ка пошли купаться!
И парень подхватил мальчика на руки и понёс его к реке. Навстречу бежали уже друзья Валеры. Все вместе зашли они в воду. Осторожно опустил парень свою ношу в реку, окунул Валеру несколько раз в воде. Стоя по пояс в реке, ребята весело плескали друг друга водой. Доносился счастливый смех друзей. Парень  поплыл в сторону острова, а друзья помогли Валере выйти из воды на берег. Все расположились на зелёной траве. Загорали.

 Я несколько раз видела эту троицу, когда мы учились уже в старших классах. Они всегда были вместе. И вот, просматривая видеозапись «Последнее интервью с Валерием Золотухиным», я услышала из его уст такие слова:
– У меня никогда не было друзей. Были товарищи, коллеги по работе. А друзей у меня не было.
Я очень удивилась его ответу. Ведущий спросил:
– А как же Высоцкий? Вы же вместе работали 16 лет. Разве он не был Вашим другом?
 – Мы вместе с ним работали, я даже подражал ему, общались, но друзей у меня никогда не было.
«Ну как же так? – подумала я. – Ведь в Быстром Истоке я всегда видела вас втроём. Разве те два паренька не были твоими друзьями?»
Но тут Валерий Сергеевич повернулся в сторону зрителей, посмотрел прямо на меня как бы, помолчал и сказал: «Ну, … разве что… были друзья по детству».

 Я при встрече обещала ему, что напишу о нём хорошо, поэтому нет - нет, да чувствую, что какую-то информацию он передаёт для меня. Я говорила Валерию Сергеевичу о том, что артистический дар заложен у него от природы. В день рождения 21 июня 1941 года Солнце находилось на третьем градусе, а этот градус наделяет людей артистическим талантом. А вот дар дружбы у него отсутствует по всем показателям при расчёте по квадрату Пифагора. Поэтому мне понятны были его слова. Но хорошо то, что вспомнил о тех ребятах из детских лет, которые его окружали, и они ему всегда помогали.
Будучи известным артистом, Валерий Сергеевич Золотухин часто помогал людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, даже для этой цели создал Фонд, который после его смерти носит его имя.

В августе 2009 года я была в Быстром Истоке, отправилась на берег Истока, к месту, где находился в детстве трамплин. Всё заросло травой. «Сейчас дети купаются летом в другом месте», – сказала мне моя родственница, журналистка Надежда Лисицына.  Другое время, другие дети, другие будут у них воспоминания.
         

Фото: журналистка Надежда Лисицына у реки Исток.


Рецензии