Одиссея Горацио Хорнблауэра

История знает немало случаев, когда тот или иной литературный персонаж становился национальным героем. Наиболее яркие примеры – Шерлок Холмс, Д'Артаньян, Штирлиц. Прототип здесь не важен. Персонаж вырывается за флажки очерченного писателем литературного пространства и начинает собственную одиссею. Он  становится героем кинофильмов и телесериалов, а также многочисленных римейков, сиквелов и приквелов. Он вдохновляет писателей на создание новых литературных персонажей, для которых  становится   примером для подражания.
Офицер британского военно-морского флота конца XVIII — начала XIX веков Горацио Хорблауэр – герой историко-приключенческого цикла, созданного на протяжении более двадцати лет английским писателем, военным историком  и голливудским сценаристом Сесилом Скоттом Форестером. Именно эти три испостаси Форестера (настоящее имя писателя Сесил Льюис Траутон Смит) позволили ему создать монументальную сагу о Хорнблауэре, которой зачитываются уже несколько  поколений читателей.
В московском издательстве «Вече», которое четко следует в фарватере военно-исторического жанра, впервые в полном объеме подготовлена и выпущена вся сага о Горацио Хорнблауэре. Одиннадцать книг цикла о герое эпохи наполеоновских войн включают как известные романы  о приключениях Хорнблауэра  на суше и на море, так ранее не публиковавшиеся истории.
Трудно сказать насколько побудительным мотивом для создания морской саги Форестера  послужили три книги Рафаэля Сабатини о капитане Бладе, но, то, что Горацио Хорнблауэр стал предтечей другого английского героя  все тех же наполеоновских войн  - стрелка Ричарда Шарпа - факт несомненный, подтвержденный литературным отцом Шарпа писателем Бернардом Корнуэллом.
Жизнь и военно-морская  карьера Хорнблоуэра напрямую связана с событиями Наполеоновских войн и расширением морского владычества Британской империи. И если на суше Наполеон до разгрома в России не встречал равных своему военному гению соперников, то на море уже в 1805 году тезка Хорнблауэра Горацио Нельсон нанес сокрушительное поражение франко-испанской эскадре.
В отличие от сухопутного стрелка Ричарда Шарпа, который удосужился стать участником Трафальгарской битвы,  Хорнблауэр коснулся ее по касательной. Ему выпала печальная миссия обеспечить проход траурной процессии с телом героя трафальгарской виктории ставшей последней страницей в карьере адмирала Нельсона вверх по Темзе.  Зато позднее сражений и приключений в одиссее Горацио Хорнблоуэра будет предостаточно.
Так что тем, кто еще не знаком с творчеством Форестера  и похождениями его легендарного героя,  предстоят захватывающие встречи, впечатление от которых Эрнест Хемингуэй выразил так: «Я рекомендую Форестера каждому, кто умеет читать».


Рецензии