29. Mare Nostrum, и другая бутафория

I

В ночь с 11-го на 12-е ноября 1940 года два десятка стареньких английских бипланов, взлетевших с авианосца "Илластриес", атаковали Таранто, главную базу итальянских ВМС. Целились они по шести линкорам, стоявшим там на якоре, и в три попали торпедами так хорошо, что тe затонули прямо на своих якорных стоянках.

Два корабля - "Литторио" и "Дуилио" - потом сумели поднять и отремонтировать, на что ушло добрых полгода. Третий, "Кавур" был сочтен поврежденным до безнадежного состояния - во всяком случае, в море он больше никогда не выходил.

В один день итальянский флот лишился половины своих линкоров.

9-го декабря английские войска в Египте перешли в наступление, и к февралю 1941 армия Грациани оказалась полностью разбита. Против него действовало 36 тысяч человек, у него на территории Египта было 150 тысяч, то-есть примерно вчетверо больше - но англичане были полностью моторизованы, и у них были танки, превосходящие итальянские на порядок.

Дело кончилось полным разгромом.

B плен попало больше 100 тысяч человек, со всеми знаменами и артиллерией, были потеряны все захваченные было куски египетской территории, да впридачу еще и изрядная часть итальянской Ливии. Если бы не решение Черчилля о переносе военных действий в Грецию, Ливия вообще была бы потеряна.

Наконец, в самом конце марта 1941 года, уже в ходе войны за Грецию, итальянский флот потерпел еще одно тяжелое поражение. У мыса Матапан эскадра, составленная из самых быстроходных кораблей итальянских ВМС, попала под атаку группы самолетов с авианосца "Формидэбл".

Флагман, линкор "Витторио Венето", удалось спасти, а вот тяжелый крейсер "Пола", подбитый авиационной торпедой, потерял ход, и погиб вместе с еще двумя крейсерами, пытавшимися его выручить.

Это случилось только потому, что английские корабли подошли к цели в темноте, и открыли огонь, пользуясь радаром. Итальянские моряки же не только не имели такого устройства, но даже и не знали, что оно существует - так велико было их техническое оставание.

Все это в сумме складывалось в определенную систему.

В строительство флота до войны вкладывались значительные средства. Мечта о контроле над Средиземным Морем жила в Италии чуть ли не с того момента, когда страна наконец обьединилась. Д’Аннуцио со своим “Нашим Морем” – “Mare Nostrum” - повторял то, что было сказано задолго до него.

Тем не менее, итальянские линкоры, вроде бы вполне боеспособные корабли, оказались неспособны сражаться с англичанами на равных.

Очень похожая картина складывалась и с подводным флотом.

Италия вступила в войну, имея 113 подводных лодок. Это была огромная цифра - в 1939 по числу подлодок Италия уступала только СССР, и превосходила Англию чуть ли не вдвое. Однако плавало из них не больше половины, и к тому же оказалось, что они опасны в первую очередь для своих экипажей.

Конструкция лодок оставляла желать много лучшего, их двигатели то и дело ломались - а когда работали, то в лодке было нечем дышать от дыма от подгорающего масла. Вообще, утечки самых разнообразных газов носили настолько эпидемический характер, что подводники старались вообще избегать погружения.

Плохо было и с торпедами - они были старой конструкции, и в плохом техническом состоянии. Скажем, могли не взорваться. Или взорваться несанкционировано ...

В общем, попытка использовать итальянские подлодки в Атлантике не удалась, и немцы махнули на них рукой - командующий подводным флотом Рейха, адмирал Дениц, доложил фюреру, что будет отныне полагаться только на себя.

II

Есть такое понятие, попавшее из русского вo все европейские словари - "потемкинские деревни". Светлейший князь Потемкин-Таврический в числе прочего повелел построить вдоль маршрута Екатерины II бутафорские деревни. Императрица направлялась в инспекционную поездку по новозавоеванным губерниям Тавриды и Новороссии - ну и князю захотелось порадовать матушку- царицу радостной картиной благолепия.

Было это в далекой России, аж в 1787 году - но в 30-е годы ХХ века итальянцы доказали, что и они ничем князю Потемкину не уступят.

В новой, фашистской Италии, огромное внимание уделялось авиации.

B период между 1927 и 1939 итальянцы установили 110 мировых авиационных рекордов, и удерживали 36 из 84 титулов, учрежденных в этой области федерациями авиационного спорта.

В конце концов, сам дуче был летчиком.

Но когда летом 1940 началась война, оказалось, что из восьми с половиной тысяч самолетов, значащихся в реестрах итальянских ВВС, летать могут только 840, то-есть примерно 10%.

А оставшиеся 90%, увы, летать не могут.

Это, конечно, ошеломляющий результат - но он был довольно закономерен.

Производство было ориентировано на создание как можно большего количества самолетов, а не на поддержание их в должном порядке. Результаты полетных тестов подделывались, иногда – дважды: сначала на фирме, производившей самолеты, а второй раз - в военной части, эти самолеты принимающей.

Запасных частей не хватало. Поточного производства тоже не было, и изготовление запчастей не имело смысла. Готовые самолеты доводили до кондиции буквально вручную, используя детали, снятые с других машин.

Bажно былo включить в отчет значительную цифру произведенных самолетов - а уж будут они летать или нет, это второстепеннo.

Авиация с 90% непригодностью была, конечно, рекордом, но под бременем войны и все остальное в Италии начало рваться, как гнилая ткань. Это касалось даже иерархов - Итало Балбо, губернатор Ливии, погиб в июне 1940, когда его самолет был сбит в Тобруке его собственными зенитчиками.

Их никто не предупредил о прилете важного лица, и они “... проявили бдительность ...”.

Мало было этой нелепой смерти, так в ноябре 1940 неожиданно скончался глава OVRA, Артуро Боккини. Тут уж никакие бдительные зенитчики не были повинны ни в чем - Боккини хватил инсульт, когда он был в постели со своей любовницей, дамой из хорошей семьи, и больше чем на 30 лет его моложе - что, в принципе, говорило в пользу молодцеватости покойного.

Но вот в его сейфе обнаружили 21 миллион лир наличными, что не лезло ни в какие ворота - это превышало даже негласные фонды, которыми он располагал как начальник секретной службы. И получалось, что эти деньги - явно не последние - поступили к нему не из государственных фондов, а имели какое-то другое происхождение.

Шантаж, вымогательство, плата за молчание, шпионаж - список был широкий.

Дело, конечно, замяли, но избежать огласки не удалось. И это ложилось лишним грузом на общий безрадостный фон провалов из-за многолетней систематической пропагандистcкой лжи.

Список некомпетентного руководства воглавлял дуче.

III

Родольфо Грациани вспоминал, что Муссолини всегда принимал его с улыбкой "... начальника, понимающего суть затруднений подчиненного ..." - и всегда “ободрял”, но никогда и ничего не говорил по существу.

Похожим образом осуществлялось и руководство авиационной промышленностью - собиралось совещание, дуче говорил, что производство самолетов необходимо довести до 500 в месяц - и совещание на этом заканчивалось. Никаких указаний на то, как же достичь этой вожделенной цифры, не давалось, и даже никакое лицо, отныне ответственное за производство, тоже не назначалось.

“Руководство”, как полагал Муссолини, “должно оставаться в одних руках”.

Такой стиль управления, по идее, предполагал высочайшую компетентность - чего не было и в помине. Более того - чем хуже шли дела, тем меньше внимания им уделялось. Дуче проводил целые дни, занимаясь переводом c итальянского на немецкий старого романа времен Риссорджименто[1].

Возможно, таким образом Муссолини надеялся добиться лучшего взаимопонимания с фюрером - но в Италии это ему популярности не добавляло. Начиная с января 1941, в стране начались проблемы с обеспечением населения продовольствием.

Немецкие эсперты считали, что военная экономика Италии настолько неэффективна, что работает в лучшем случае на 25% своего потенциала - и это похоже на правду.

Все двигалось какими-то боковыми путями, не имеющими ничего общего с официальным ходом дел.

Человек, лично назначенный Муссолини ведать рационированием продовольствия, долго не мог найти помещение для своего учреждения - его без конца отфутболивали из одного министерства в другое[2].

По-видимому, вплоть до конца октября 1940 дуче цеплялся за надежду, что война вот-вот закончится, и все само собой придет в норму - но в ноябре он уже знал о том, что Германия не преуспела в воздушной битве за Англию, и что половина линейного флота Италии перестала существовать, и что будущее, право же, неясно.

Ну, и в такой ситуации он сделал то, что прекрасно умел - устроил "... событие для газет ...".

Двадцать три иностранных корреспондента были приглашены к дуче домой, на Виллу Торлония, и там им показали, как Муссолини блестяще берет препятствия, сидя на лихом коне, а потом упражняется в фехтовании в компании со своим инструктором в этом мужественном виде спорта.

Национальный лидер итальянского народа рассказал журналистам, что любит макароны, приправленные маслом, сыром и чесноком, а потом позвал всех собравшихся на теннисный корт. Он немного поиграл там, в частности, с Марио Делардинелли, лучшим профессональным теннисистом Рима - и тот очень старался проиграть, но не смог.

И вскоре все разошлись.

Журналистам было обьявлено, что сет со счетом 7:5 выиграл дуче.

IV

К началу 1941-го года, всего через семь месяцев после вступления в войну, Италия не провалилась полностью только потому, что смогла опереться на плечо своего могучего союзника. В феврале 1941 в Ливии появились германские танковые части.

Командовал ими генерал Эрвин Роммель, получивший в годы Первой Мировой Войны высший военный орден Рейха, Pour le M;rite[3] - и как раз за Капоретто.

Англичане очень скоро поняли, что нарвались на нечто куда более серьезное, что итальянские войска под командой Грациани - Роммель живо вышиб их из Ливии, и двинулся дальше, в Египет.

Весной 1941 войска Рейха вмешались и в события на Балканах. Oни оккупировали и Югославию, и Грецию, и - к большому горю англичан - сумели воздушным десантом захватить даже остров Крит. У них не было на Средиземном Море никакого серьезного флота - но пикирующие бомбардировщики Люфтваффе задали английскому флоту такую трепку, что его пришлось уводить подальше от иx баз, в Александрию и Хайфу.

Муссолини, можно сказать, оказался в отраженном свете славы этих германских побед.

Итальянские войска в качестве "... якобы победителей ..." занимали оккупационные зоны в Греции, отведенные им немцами, и в Ливии следовали приказам генерала Роммеля, который даже вежливости ради не считал нужным советоваться со своими итальянскими коллегами.

Обе стороны - и немцы, и итальянцы - не были довольны друг другом. Геббельс в Берлине и вовсе говорил, что Италия не союзник Германии, а жернов на ее шее - и итальянцы - даже и на высоких постах - сетовали на германскую бесцеремонность, и Муссолини именовали "... гауляйтером фюрера ...".

Так все и шло - вплоть до лета 1941.

**
Примечания:

1. Рисорджименто (итал. il risorgimento — возрождение, обновление) — термин, обозначающий национально-освободительное движение за объединение Италии.
2. Случай с неприкаянным столоначальником описан здесь: Mussolini, by R.Boswioth, page 372.
3. Pour le M;rite (фр. За заслуги) — орден, бывший высшей военной наградой Пруссии до конца Первой мировой войны. Учрежден в 1740 году Фридрихом Великим, который и дал ему французское название. Неофициально орден назывался «Голубой Макс» (нем. Blauer Max).


Рецензии
Борис,боюсь быть надоедливым,но не могу не выразить свой восторг от этого раздела. Очень уж интересный материал,редкие, малоизвестные факты! Чего стоит,например,подводный флот,авиация Италии. Особенно понравилось то,что надводный флот не имел современного,на то время оснащения-радаров! Чем вообще занимались итальянские военные спецы? А авиация,с одной стороны были установлены рекорды,а с другой - полная несостоятельность ее к ведению воздушных боев. Но опять же, как "пиявки" итальянцы присасывались к успехам немецкой армии. Спасибо,понравился раздел!

Николай Кокош   27.11.2015 20:45     Заявить о нарушении
Видите ли, это та сторона Второй мировой войны, которая практически неизвестна в русско-язычном информационном пространствe. Так что - да, как бы ново ... А спецы занимались чем и должны были - но на все это ложился огромный слой официальной фальшивой пропаганды, в которую, к сожалению, поверил и сам дуче. Столько лет неограниченной власти и рабской лести разрушают мозг не хуже наркотика ...

Борис Тененбаум   27.11.2015 23:07   Заявить о нарушении