кроткий духом

Вернулась из реставрации книга: П.П.Гнедич. История искусств. СПб., 1906г.
Богато иллюстрированное роскошное издание. Листаю: Египет, Западная Азия (Ассирия, Вавилон, Персия)... И вот любопытный факт. Английский ученый Лэйярд, проводивший раскопки между Тигром и Евфратом в середине 19в., обогативший музеи Лондона древностями Месопотамии, откопавший целые дворцы, столкнулся с чрезвычайными затруднениями ввиду полнейшей инертности местного населения. Даже высшие представители власти отказывали исследователям в помощи. И приводится письмо, полученное Лэйярдом от губернатора той области, которую исследовал ученый и иллюстрирующее отношение восточных народов к науке:

«Именитый друг мой и веселие  утробы моей!
То, о чем ты меня просишь, дело и трудное и бесполезное. Хотя я все дни свои прожил на сем месте, однако я ни домов не считал, ни о числе жителей не осведомлялся. Что же касается того, чем кто нагружает мулов своих, или чем набивает трюм своего корабля, то мне до этого дела нет. А главное—насчет прежней истории сего города: Богу одному ведомо, сколько неверные съели грязи до пришествия меча Исламова! Не годится нам о том допытываться.

О, душа моя! О, ангел мой! Не любопытствуй о том, что тебя не касается. Ты к нам пришел, был дорогим гостем, — иди же с миром.
Поистине ты наговорил много слов; и вреда в том нет, ибо одно дело говорить, другое — слушать. По обычаю твоего народа, ты бродишь с места на место и добродился до того, что нигде не находишь себе ни счастья ни покоя. Мы же (хвала и благодарение Богу!) родились здесь и никогда никуда отсюда не порываемся. Возможно ли поэтому, чтобы мы соблазнились мыслью о всемирных сношениях между всеми людьми? Да Боже упаси!

Слушай, о сын мой! Нет мудрости равной вере в Бога! Он сотворил мир, и нам ли равнять себя с Ним, силясь проникнуть в тайны Его создания? Нам ли говорить: вот эта звезда вертится вокруг вот той, а эта вот, с хвостом, уходит и опять приходит во столько-то лет? Оставим ее! Тот, из чьей руки она вышла, направит ее и сбережет.

Но ты скажешь мне, пожалуй: «Остерегись, человече, ибо я тебя ученее и более видал всего». Если ты думаешь, что ты оттого лучше меня, — что-ж! и думай на здоровье! Я хвалю Бога что не ищу того, чего мне не надо. Ты учен в том, чего мне не нужно; а что ты много видел, так для меня это — пустяки. Или от науки у тебя вырастет другое брюхо? Или ты гла­зами заслужишь рай?

О, друже! Хочешь счастья? Скажи: «Нет Бога — кроме Бога». Не твори зла, и тебе не будут страшны ни люди ни смерть; ибо и твой час наверно настанет!

Кроткий духом
Имаум Али Заде».


Рецензии