Запорожец

     Андрис сидел в своём «БМВ» седьмой модели уже третий час. Сегодня он взял с собой Дзинтаса Круминьша – не может быть, чтобы это продолжалось вечно! Первые два дня Андрис прокараулил сам, но одному было совсем тоскливо. Дзинтас согласился сразу, когда услышал рассказ о бешеном «Запорожце», который обогнал его друга на «БМВ». Андрис считался в Гулбене хорошим парнем и подающим надежды гонщиком. Он регулярно участвовал в ралли, часто устраиваемых прямо около Гулбене, благо дороги позволяли. Боевая машина Андриса представляла собой чудо, собранное из кузова «семёрки», Жигулей ВАЗ 2107 и двигателя 1500 кубических сантиметров, где ничего уже жигулёвского не было. Только объём камер внутреннего сгорания двигателя ограничивал фантазии пилота. Иногда Андрису прямо не везло, очков на контрольных заездах просто катастрофически не хватало, чтобы в рейтинге лучших гонщиков Латвии подняться выше семнадцатого места. Но Андрис не сдавался, гонялся снова и снова, разбивая одну за другой свои машины, менял штурманов, снова восстанавливал кузова и снова гонялся. Те, кто хоть раз проехал с ним по латвийским дорогам, даже по асфальту, говорили, что это прирождённый гонщик с отличным чутьём ситуации. Только вот всё равно не везло Андрису именно в зачётных заездах, в которых постоянно что-то происходило, то с его машиной, то с автомобилями конкурентов, переворачивающихся прямо перед ним, выкидывая и его с трассы. Андрис знал и умел делать гоночные автомобили. Двигателя боевой машины, в которых не было холостого хода, был длиннющий ход сцепления, позволяющий экономить мгновения при его переключении, не было амортизаторов и выхлопных труб, хватало только на один заезд, но уже на второй день после этого заезда, если для кузова не требовалось серьёзного хирургического вмешательства, Андрис своим ходом, ревя и изрыгая клубы сизого дыма, выезжал из гаража, готовясь к очередным подвигам.
     - А ты точно здесь его видел? – в очередной раз спрашивал Дзинтас, утомлённый  неподвижным сидением, - За третий день он бы, наверняка, здесь проехал! Может, он эстонский?
     - Да наши номера же – ЛТ! Цифры я не рассмотрел, не до того было! Но буквы точно были наши!
     - И «Запорожец»? – опять сыронизировал Дзинтас.
     - «Запорожец»! – устало вздохнул Андрис. Он уже устал спорить и доказывать другу, что это было на самом деле. Это надо было видеть своими глазами, чтобы вот так взять и поверить! Поверить в то, чего не могло быть! Андрис посмотрел на радар, взятый напрокат у «гаишника», их общего друга, Раймонда. Тому просто сказали, что хотят проверить скорость гоночной машины, двигатель которой только что перебрал Андрис, на трассе, по асфальту. Для этого они и уехали, якобы, на удалённый от Гулбене участок трассы, лежащей глубоко в лесах, в районе маленького городка Алуксне, недалеко от Зелтини. Трасса была идеально ровная и гладкая, как, в принципе, и подавляющее большинство автомобильных дорог в Латвии. Андрис домчал сюда на своём «БМВ», который купил год назад, пригнав из Германии, выбрав её из десятка таких же точно моделей в салоне только по двигателю. В чём - в чём, а в двигателях Андрис толк знал! Мощный и ровный гул без присутствия вообще каких-либо посторонних звуков – это для опытного моториста был основной показатель качества автомобиля. На трассе машина свободно делала 240 км в час, что сразу по приезду домой этим же радаром проверил Андрис. Поэтому, когда 4 дня назад, в пятницу вечером, он возвращался из эстонской Валги домой на этом своём «БМВ», то просто не поверил своим глазам, увидев в зеркале заднего вида догоняющий его жёлтый «Запорожец», а не «Феррари»! Сомнений быть не могло! И не новый, хотя это вообще не имело никакого значения, а ушастый «ЗАЗ 969», неизвестно какого года выпуска. Факт оставался фактом, «Запорожец» догонял, более того, он моргал фарами, требуя медлительную «БМВ» подвинуться и уступить ему дорогу. Андрис даже не посмотрел на стрелку спидометра, утопив педаль газа до упора. А когда с левой стороны проревел ураган жёлтого цвета, с затонированными чёрной «американкой» стёклами, он просто взял и остановился, протирая глаза. Его обогнал «Запорожец»!? Желтого цвета, ушастый «Запорожец»!
     Андрис вышел из машины и обошёл вокруг неё. Колёса были в порядке, двигатель работал как всегда – ровно и мощно. До Зелтини оставалось что-то около километра, оттуда поворот на Гулбене, где и жил Андрис. Если ехать прямо – город Алуксне. Откуда здесь взялся этот «болид», Андрис не мог понять – всех местных гонщиков он знал. «Запорожцев» не было ни у кого – ну, не приспособлена эта машина для ралли! А чтобы проехать на ней с такой скоростью, надо было такое с двигателем сотворить!
     - Будем ждать, Дзинтас! Ты же знаешь, как мне это надо!
     Дзинтас знал давнюю мечту Андриса – подняться вверх по рейтинговой лестнице, получив право участия в Европейских гонках, куда допускались только первые десять номеров от каждой страны. Андрис уже второй год заканчивал семнадцатым. Квалификационных заездов, где можно было получить рейтинговые очки, хватало, но всё равно в тех, в которых принимал участие Андрис, желаемого он не добирал. Не везло!
     - Будем ждать!
     И всё-таки им повезло! Именно сегодня, на третий день дежурства. Андрис даже не удивился, услышав низкий вибрирующий гул «мессершмитта» перед заходом на штурмовку. Он просто нажал на кнопочку радара и направил его раструб на приближающееся жёлтое пятно. Когда пятно, вытянувшись в линию, проревело мимо и стало удаляться, Андрис посмотрел на Дзинтаса, вцепившегося в рукоятку дверцы, а потом перевёл взгляд на экранчик радара. Туда же испуганно смотрел и молчащий друг. Цифры на экранчике показывали скорость, превышающую допустимую для их БМВ - 280 км в час!
     - Так «Запорожцы» не ездят! – мелькнуло в сознании у Андриса.
     - Ездят! – отозвался Дзинтас. Оказалось, что он умеет читать мысли или Андрис слишком громко подумал.
     - Слушай, давай проверим? – предложил вдруг Дзинтас, – Я замерю твою скорость, может радар барахлит?

         Когда Андрис, промчавшись с максимальной скоростью мимо стоящего с радаром Дзинтаса, развернулся и подъехал к нему снова, тот молча передал водителю прибор, сказав:
     - Вы превысили допустимую скорость на шоссе и превысили прилично!
     На экранчике горели цифры - 240 км в час и время, во сколько это нарушение произошло.
     - А «БМВ» быстрее не ездят? – подковырнул Дзинтас, сам понимая, что произошло что-то из ряда вон выходящее.
     - Нет! – глухо отозвался Андрис, – Поехали!
     Домой ехали молча, оба вспоминали промелькнувшее жёлтое пятно.
     - Я его должен найти! – Андрис упрямо сжал зубы, – Я должен посмотреть на его двигатель!
     Опытный моторист понимал и знал, что только особый двигатель мог развить такую скорость на трассе! Он также понимал, что, если узнать секрет этого двигателя, рейтинг по Латвии, а вместе с ним и участие в Европейских заездах, будет у него в кармане! До исполнения мечты оставался один шаг – найти жёлтый «Запорожец» и поговорить с пилотом, сидевшим за рулём этого жёлтого болида. Андрис должен был найти его! Любой ценой!
     Через два дня перед Андрисом лежал список всех владельцев «Запорожцев» жёлтого цвета, зарегистрированных в Латвии. Тогда, стоя с Дзинтасом сбоку от трассы, им и в голову не пришло рассмотреть номер пролетающей мимо машины, но это теперь и не надо было – таких автомобилей в продвинутой Латвии было всего девять штук, а один из них оказался зарегистрированным прямо там, куда, очевидно, и ехал этот, ими зафиксированный, в Алуксне!
     Выяснив адрес владельца, Андрис немного заволновался – это был русский, военный, их часть находилась в Алуксне, а сами они ездили на работу в свой полк, куда-то в лес, именно туда, где и встретил эту машину впервые Андрис – за Зелтини. Поворот в часть был как раз на перекрёстке, где дорога уходила на Валгу, в Эстонию. Приехав вечером по выясненному адресу, Андрис увидел, что это один из домов в военном городке, куда местные латыши не особо часто захаживали. Городок патрулировался нарядами военных, хотя ограждения не имел. Соседи - латыши иногда заглядывали в их магазинчики, там что-то можно было купить, чего не было у них, за пределами военного городка. Жёны самих военных также захаживали к соседям, жили, в основном, дружно, по-простому. Да и работать латыши в военный городок устраивались охотно, если были вакансии. Зарплату военные не задерживали никогда.
     Адрес-то Андрис нашёл, но не было ни хозяина, ни машины. Боевое дежурство! Андрис толком и не знал, чем занимается эта воинская часть, большим любопытством он не отличался. Ну, стоят и стоят себе в Алуксне, часть военных живёт в нескольких, ими же самими и построенных, пятиэтажных домах и в Гулбене, откуда их возят каждый день на работу, в лес. Даже знакомые были у Андриса среди этих военных, в Гулбене живущих, вот только на вопрос о «Запорожце» не дали они никакого ответа. Не знали! И скорость его не мерили! Правда, хозяина его, этого «Запорожца», знали! Подтвердили, что на стареньком «Запорожце» ездит старый капитан ещё из тех, кто заступал на самые первые боевые дежурства в самом начале формирования вообще здесь этой части, в шестидесятых годах. Год, вроде бы, ему всего до пенсии осталось, гражданским языком если выражаться. И это всё, что смог узнать о нём Андрис.
     - Андрис, ну как, узнал, что это было? – время от времени интересовался Дзинтас. Но ответить что-нибудь ему Андрис не мог. Ещё несколько раз он ездил в Алуксне, пытаясь застать вечно дежурившего капитана, но всё было бесполезно. Какой-то неуловимый был капитан! Каждый раз он оказывался то в части, то заступал, то находился на боевом дежурстве...
     А Латвия уже вступала в новую полосу своего развития, началась борьба с Россией за независимость. Андрис, как и большинство его знакомых латышей, полностью включился в эту борьбу, часто ездил в Ригу, участвовал в манифестациях, митингах, организовывал цепь Дружбы, стоял, взявшись за руки, в живой цепочке от Таллина до Вильнюса через всю Прибалтику. Какого-то особого давления или гонений на русских не оказывалось, все понимали, и местные жители, и русскоязычное население, включая военных, что идёт чисто политическая межгосударственная война, ограничивающаяся исключительно гражданскими мероприятиями. Тем не менее, в частях у военных объявили повышенную боевую готовность, по домам офицеры разъезжали с оружием. Были и отдельные столкновения между русскими и националистами, но это носило только единичный характер и не одобрялось ни одной из сторон. На время из-за всех этих передряг Андрис вроде бы и забыл о жёлтом «Запорожце» - даже гонки в Латвии были временно прекращены. Но тут случилось ещё одно событие, немного всколыхнувшее давнишнюю мечту, которая было успокоилась. Русские начали сокращение и вывод своих войск из Латвии! Это была, безусловно, победа националистического движения, ещё один шаг к полной независимости Латвии, попавшей в состав СССР в 1939 году не по своей воле, если уж быть до конца объективными. Русские уходили! Вывезти из военных частей, из военных городков и самих боевых порядков расквартированных войск абсолютно всё, было совершенно невозможно. Да и сам этот процесс вывода очень проблематично было подвергнуть полному контролю, а, точнее сказать, невозможно. Налево и направо кое-кто из начальствующего состава войск, а то и просто имеющие в своём подчинённом распоряжении кое-что из военного имущества лица, прапорщики и офицеры, продавали его за бесценок. Многое из имущества и оборудования просто закапывалось бульдозерами в овраги, засыпалось землёй – по условиям вывода войск военные были обязаны полностью демонтировать всё, свои военные объекты и оборудование, сооружения военного назначения, не имеющие интереса для гражданского строительства будущей независимой страны. Жилые постройки передавались в собственность городских местных муниципалитетов.
     - Дзинтас, давай ещё раз съездим в Алуксне? – попросил друга Андрис, – Уже ведь нет у них этих дежурств? Половину части раскурочили, половину по хуторам близлежащим распродали!
     - Поехали! Давай только попозже, чтобы он точно дома был!
     К Алуксне, к военному городку, подъехали часов в десять вечера. И только вышли из машины, уже перед домом, в котором жил тот самый капитан, владелец жёлтого «Запорожца», как за этим домом раздался сильнейший взрыв, от которого посыпались стёкла и заревели сирены сигнализации. Андрис и Дзинтас, заглянув с опаской за угол, увидели огонь – горели остатки того самого, наполовину уничтоженного взрывом, жёлтого «Запорожца», ради которого они уже в который раз сюда приезжали! Со всех сторон городка к месту взрыва стекались вооружённые наряды, подъезжали машины. Решив не искушать судьбу в эти смутные времена, когда обстановка в Латвии и так была накалена до предела, Андрис и Дзинтас бросились назад к своему «БМВ» и машина унесла их назад в Гулбене, домой.
     - Володя, а что там у вас вчера вечером случилось, в части, в Алуксне? – невинно спросил Андрис, будто бы случайно встретив своего знакомого, офицера той же части, но живущего со своей семьёй в военных домах в Гулбене.
     - Машина Петровича взорвалась, - рассмеялся знакомый, – Капитан у нас один служит, с самого основания части, заправщик.
     - Как это, - перебил его Андрис, - Капитан – заправщик?
     - Да должность у него такая – начальник отделения заправки. Топливом ракетным перед пуском ракеты заправлял! Ракеты старые, уже таких нет, с нас и гриф секретности уже сняли, американцы приезжали, всё фотографировали и удивлялись. Вот капитан наш, заправщик, и дозаправлялся...
     Володя посмотрел на непонимающее лицо Андриса и продолжил.
     - Понимаешь, у нас четыре компонента ракетного топлива использовалось, говорю же, эти ракеты и сняли поэтому с боевого дежурства! С шестидесятых годов стояли! Топливо - азотный тетроксид, перекись водорода... А один из компонентов, само основное топливо – НДМГ – несимметричный диметил гидрозин, это что-то вроде солярки инициированной, или горючего материала с очень высоким октановым числом, чтобы тебе понятнее было! Вот Петрович и попробовал это топливо, стал в свой «Запорожец» вместо бензина заливать! Тяга бешеная, ракетная, но все шланги топливо за месяц разъело. К счастью, взорвался бак «Запорожца» ночью, никого не покалечило. Только «Запорожец» самоликвидировался, да стёкла из домов близлежащих повылетали! А шороху было! Думали, что это вы, латыши, диверсию сделали! Да ещё какая-то чёрная «БМВ» с выключенными фарами сразу же после взрыва от городка рванула на бешеной скорости! Хотели с утра её искать, но потом причину взрыва выяснили и вариант теракта отпал. Вот так!
     Андрис сидел, обхватив голову руками.
     - Володя, а сколько времени до взрыва прошло? Ну, до того времени, как шланги топливные разъело?
     - Да Петрович на машине своей только на дежурство ездил, по пятницам, а потом уже с дежурства, в следующую пятницу. Месяц точно, у нас мало людей в последние годы было, приходилось практически друг друга сменять. Так что, проехал он на ракетном топливе раз шесть всего, это около 200 километров. Ну ладно, Андрис, мне пора!
     Володя попрощался и ушёл, а Андрис всё думал и думал... Надо рискнуть!               
     - Дзинтас, поехали! – уже не попросил, а просто заставил сесть Дзинтаса в машину возбуждённый Андрис.
     - Добрый вечер! – удивлённый поздним визитом, седой худой человек в форме капитана Советской Армии с эмблемами артиллерийских войск на погонах, открыл дверь.
     - Добрый вечер, - поприветствовали и его поздние посетители, – Можно с Вами переговорить?
     Сильный латышский акцент и строгая вежливость... Хозяин квартиры жестом попросил гостей войти...

     Через месяц, на очередном квалификационном заезде, Андрис занял первое место, значительно опередив прошлых лидеров на скоростных участках ралли. Осматривая его машину и проводя замер объёма двигателя, судьи не обратили внимания на странный цвет и запах топлива – этот пункт не являлся контрольным по условиям соревнований. Только время и класс автомобиля, объём его двигателя! А в гараже у Андриса стояла ещё целая бочка топлива, купленного у капитана. Шёл вывод советских войск из Латвии и купить можно было всё...


Рецензии