C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

На шару и уксус сладкий или шампанское к Новому го

Середина  восьмидесятых в Одессе. Тотальный дефицит. Помню, что летним вечером, когда спала жара,  мы вышли с женой и дочкой  прогуляться по нашим окрестностям.  Я только из рейса вернулся. Подошли к универсаму.

-  Зайдем? – спрашиваю я жену.
-  Не стоит. Там ничего нет.
-  Как это ничего?
-  Да вот так. Пустые полки. Только расстраиваться. Всё на рынке.
-  Давай всё же зайдём, - говорю я. Ну не могу я поверить, что ничего нет. Так не бывает.

Зашли. И правда, пусто, абсолютно. Но в конце огромного зала заметно какое-то движение. Теперь уже жена  потянула меня внутрь. В пустом зале люди разбирали столовый уксус. Разрешалось брать по пять бутылок. Люди так и брали. Удивился я, когда увидел, что и супруга складывает уксус в проволочную корзину. Десять бутылок!

-  Люда, да мы же никогда больше бутылки не покупали. На чёрта нам столько?
-  У меня много на консервацию уйдёт. Да и вообще, нам не надо – друзьям отдадим. Уксус всегда  пригодится , он не портится.
Вот уж правильно в народе говорят: «На шару и уксус сладкий».

Дни в отпуске бегут быстро. Незаметно пролетела  осень, шли последние дни декабря. Продуктов в магазинах стало заметно больше. Но вот шампанского на Новый год найти я не мог нигде. Надо сказать, что  мы с женой шампанское не пьём, предпочитая ему крепкие напитки. Но  на  Новый год положено. Традиция!

Взял я чеки Внешторгбанка, которыми частенько с нами расплачивались вместо валюты и поехал на Французский бульвар,  в магазин «Альбатрос», торгующий именно за эти чеки. Шампанского не оказалось и там. Правда, был по рублю чеками ( так сказать, по  золотому рублю), коньяк «Арарат» и по девяносто копеек отличная лимонная водка. Взял, конечно, по бутылке, не напрасно же ездил.

Вышел из магазина, повернул направо, и сразу же, не доходя до угла улицы, столкнулся с Колей Ляшенко, бывшим моим однокурсником. Обрадовался. Коля – известный "пройдисвит", как говорят украинцы. Уж если он не поможет, никто не поможет. Оттянул я его в сторону от его спутницы, изложил свою беду. Коля только головой кивнул, хорошо, дескать, сделаем, и показал на машину, чёрную «Волгу».

Машину эту  он купил после того, как год отработал в Южном Йемене с арабами. Это он мне рассказывал, когда вместе ремонтировали его супертраулер в Лас Пальмасе. С тех пор я его не встречал. Спутница Колина села рядом с ним, я расположился на заднем сиденье. Николай вырулил на бульвар и поехал по направлению к парку Шевченко. Мы проехали киностудию, стадион «Динамо», Отраду и остановились возле неприметного гастронома напротив театра музкомедии.

Все вышли из машины. Женщина направилась в магазин, мы пошли за ней.
-  Коля, это кто?
-  Санитарный врач. Сейчас всё купим. Тебе что нужно?
-  Шампанское, я же тебе сказал. Одну бутылку.
-  И больше ничего? В этом магазине КГБ, между прочим, отоваривается. Здесь всё есть. «Киевский» торт не надо?
-  Нет. Жена лучше делает. А где ты с этой тёткой познакомился?
-  Ш-ш! Квартирами мы с ней меняемся. Пошли к директору.

Мы вошли в кабинет директора, который уже стоя приветствовал нашего санврача.  Тётка пошушукалась с ним и спросила меня:

-  В книгу жалоб и предложений запись сумеете сделать?
-  Какую?
-  Ну, напишите, как нарядно украшен магазин, какие вежливые продавщицы. Сможете?
-  Если надо.
-  Надо.
-  Вот, возьмите ручку, садитесь сюда, пожалуйста,  - директор  усадил меня за стол.

Я включил фантазию, и начал: " Ещё только проходя мимо магазина, глядя на красочно оформленные, праздничные витрины, хочется заглянуть  внутрь…"

-  Колбасу сырокопчёную будешь брать? – спросил меня Коля.
-  Буду.
-  Печень тресковую?
-  Буду.
-  Шпроты?
-  Буду.
-  Майонез, зелёный горошек возьмёшь?
-  Возьму.
-  Шоколадные конфеты?
-  Коля, у меня денег не хватит. Мне, главное, шампанское.
-  Я тебе одолжу.

Мы вышли из магазина с полными пакетами. Но, как оказалось, нашему врачу понравилась запись, которую я оставил в магазине. Поэтому мы навестили еще два продуктовых магазина  в её районе, и я в каждом поупражнялся в написании похвал работникам прилавка. Коля, действительно, одолжил мне денег, и домой я вернулся, как настоящий Дед Мороз.


Рецензии
Михаил, добрый день!

Читала и смеялась. Все верно написано, зримо. Особенно хорошо, как ЛГ стал сочинять похвалу магазину. И названы все дефицитные продукты к праздничному новогоднему столу. Все узнаваемо!

Можно было бы еще дорассказать историю про 10 бутылок уксуса, тоже очень смешной момент нашей прошлой жизни.

Кстати, а продуктовый магазин напротив Музкомедии до сих пор работает.

Спасибо автору! Желаю новых успехов!

Елена Бетнер   05.02.2020 11:30     Заявить о нарушении
ЛГ - это я,и все было именно так, как я описал, поэтому и правдиво и узнаваемо. Единственное - возможно, эти два случая не полгода разделяли, а полтора. Спасибо, Елена!

Михаил Бортников   05.02.2020 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.