Питер Брейгель. Мизантроп

Питер Брейгель Старший,Мизантроп. 1568

       Продолжаем знакомство с творчеством известного голландского художника Питера Брейгеля. Большинство его работ посвящено изображению природы, деревни и её жителей.  На своих картинах он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам.
 
          Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», (http://www.proza.ru/2015/03/07/1139) «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».

        Сегодня мы познакомимся ближе с картиной Мизантроп.
       
          Это одна из последних картин художника.Написана она за год до смерти. В ней, как и в многих других своих произведениях, Брейгель размышляет о человеческих пороках и бренности человеческой жизни.Круглая форма картины нетипична для Брейгеля.

      Если судить по дошедшим до нас работам, он использовал её всего дважды. В 1558 году во время подготовительных работ к картине «Фламандские пословицы» и в этой работе десятью годами спустя. Здесь он возвращается также к оставленной технике — пишет не маслом по дереву, а темперой по холсту.

       На картине изображён монах -отшельник и молодой злобный карлик, крадущий  у него кошелёк. Карлик вписан в сферу с крестом — это символическое изображение порочного мира.

           Следует отметить, что картины Брейгеля отличаются большим количеством  элементов с символическим значение и зачастую понять всецело идею картины не просто. Так и здесь. Обратите внимание на сферу с крестом в которую заключен карлик, считается что она символизирует суетность жизни (известна фламандская пословица - "что бы пройти сквозь мир человек должен согнуться").

        Монах-отшельник в низко надвинутом на лицо капюшоне занимает доминирующее положение. Кисти рук сложены в молитвенном жесте, нарочито декламирующем благочестивый характер этого персонажа.Перед монахом можно увидеть три колючки.
 
           То есть на пути его ожидают страдания. На горизонте виднеется мельница - символ фортуны. Изображение пастуха (как предполагается намек на "Доброго Пастыря") трактуется как символ любви к ближнему.По традиции, идущей ещё от Ветхого Завета, в образе пастуха аллегорически изображался Христос.

         Однако благочестие оказывается лицемерным: позади из-под монашеского одеяния высовывается туго набитый кошелек красного цвета в форме сердца. Возможно, здесь Брейгель опирается на сентенцию «Где кошелёк, там и сердце», восходящую к Евангельскому тексту.

          Фраза на нидерландском языке, размещенная в нижней части картины, гласит: «ТАК КАК МИР СТОЛЬ КОВАРЕН,Я ИДУ В ТРАУРНЫХ ОДЕЖДАХ». Буквы нанесены посторонней рукой и возможно, в более позднее время, однако считается, что смысл этой надписи совпадает с тем, что хотел показать художник.

         Как бы мизантроп не хотел отрешиться от мира, он не может этого сделать. Коварство мира символизирует не только карлик-воришка, но и кресты, которые разложены по пути следования мизантропа. Двуличный образ монаха намекает на то, что картина содержит сатиру на духовенство.
            


Рецензии
Он идет по этим тропам,
Ищет ЧЕЛОВЕКА след,
Долог путь у мизантропа,
Но следа в помине нет.

Он читал об этом в книжках,
Веру в сердце сохранил,
Он тогда еще мальчишка
Глупый и наивный был.

Он читал про ЧЕЛОВЕКА:
Что ИХ много и кругом,
Но второй раз в эту «реку»
Он войти не смог потом.

Он пожил и оглянулся,
Присмотрелся, не узнал, —
Мир, как будто отшатнулся,
Рассмеялся и пропал.

И остались только тропы,
И рассеянное зло,
Где босые души-стопы
В кровь пронзались о него.

Где уродливость, убогость
И кривые зеркала,
Где считаются за совесть
Лишь удобные слова.

Где за правду суд, расправа
И бесславнейший конец,
Где в ходу дурные нравы,
И всегда в чести подлец!

Где пастух овечек нежит
И в идиллии своей
Их с улыбкой кроткой режет,
Точно так же как людей,

Не ножом — своим молчанием,
Ну и словом иногда,
Что овечек на заклание,
Как Сократа и Христа.

Все ругают мизантропа,
Что он им не сделал зла,
Что идет по этим тропам
В вечном поиске добра,

Что дает себя ограбить,
Оболгать, оклеветать,
Да все хочет их заставить
Муки совести познать!

25. 11. 16.

Михаил Предзимний   22.01.2022 15:57     Заявить о нарушении