Свободный художник...

               
Моя мать была женщиной мудрой, она так и не потеряла здравый рассудок и трезвый ум до последнего часа своей долгой и трудной жизни. А родом она была из "логова бандитского скопления" (из горной Ичкерии), как выразились бы сегодня российские демократы.

Как- то раз, летом 1993 года, я принёс ей "радостную весть". Достопочтенный президент Джохар Дудаев в числе других исторических личностей Чечни, наконец увековечил имя и её двоюродного брата, видного абрека 1930-х годов, переименовав одну из улиц города Грозного его именем.
Но мать наоборот выразилась словами проклятия в адрес своего родственника, - если не его чрезмерный героизм, -всегда говорила она, -то хотя сохранились бы места захоронения её отца и братьев.
У неё не было никого. Конечно, 30-е годы- это вершина Сталинского произвола, но для Дудаева мой дядя оказался мил, нежели его двоюродной сестре.

В то время все городские улицы были переименованы в честь мужественных борцов за свободу народа. Можно было подумать, столица Чечни готовиться к отражению какого- то страшного штурма. Помните, как пел Утёсов: "Дульная, ствольная, арсенальная, улица любая оборонная...".
А теперь в пору спеть голосом Максима, где эта улица где этот дом? А где он и сам этот возмутитель спокойствия, что был я "влюблён"? Словно весь город, со всеми его улицами ушёл в небытие вслед за их именами.

Только имя Дудаева наводит на грустную думу. Когда, верный соратник Дудаева поэт Яндарбиев, издавший Декрет о переименовании города Грозный в "Джохар- кала".
Наша бедная, многострадальная столица имела несчастье перенести и это издевательство над собой в течении трёх лет. "И жив ли тот и та жива ли и где их нынче уголок?..."

Помните заседание "политбюро" Масхадова в 1997 году, где любимый племянник Дудаева пытался уточнит, так какой же неизвестный солдат похоронен в той неведомой могиле, выкопанной якобы для его августейшего дяди? И почему это место захоронения надо держать в тайне от народа за счастье, которого он и погиб. Ведь не я же один видел по телевизору эту трагикомедию.

Теперь позвольте рассказать один ма-а-ленький эпизод, в котором отображается вся панорама смысла жизни в свободной и гордой Ичкерии (Чечни).
Осенью 1998 года моя мать умерла. Два года до этого несчастья, после августовских событий, когда в Кремле Ельцин подписал Акт "о безоговорочной капитуляции" перед и. о. президента Ичкерии Яндарбиевым, я впервые в жизни остался не у дел.
 Вместо меня, инженера- строителя, руководит строительным предприятием назначили учителя по образованию, но из рода и племени Масхадова.
Причина: - трудился на оккупационные войска. Хотя занимались мы строительно -восстановительными работами на социально значимых объектах, как детсадики, школы и не в России, а в Грозном, но этот аргумент для моих освободителей не имел значение.

"Ишачил на Россию, получал зарплату. Виновен!"-написал резолюцию на моей челобитной, командующий Восточным фронтом Чеченской республики Ичкерии, генеральный бригадир, как я их называл про себя.
 Штаб, которого располагался в том самом садике, на котором мы трудились, да так и не успели получит за свой труд, в связи с появлением новой власти.

  Пришлось молча идти на вольные хлеба и на вопрос знакомых чем же я занимаюсь, отвечал голосом О. Бендера: "Свободный художник, холодный философ".
Долг детей, конечно, перед родителями безграничен, но, думаю, я сумел похоронит мать достойно, собственными силами. И когда эти силы совсем иссякли, я вспомнил о пенсионной задолженности матери. Только заполучит их сходу в то время задача была не выполнимая или почти невыполнимая.

Хотя Россия аккуратно платила пенсию своим бывшим, но мятежным гражданам, только вот вожди Чечни, считали непозволительной роскошью выдавать деньги живым, а уж просит для мёртвых душ- это уж сверх наглость.
Оказавшись, как и весь народ, в обществе с звериным убеждением  "умри сегодня ты, завтра я", в отчаянии "помоги, родимая в последний раз"- я кинулся осуществлять мечту матери за последние два года её жизни. Чтобы не обременять мою семью затратами на свои похороны, мать хотела в последние годы откладывать свою пенсию.

По расчётам районных чиновников, пенсионная задолженность вместе погребальными оказалось 8, 5 млн рублей (по тем деньгам). Это была, для любого жителя Чечни, солидная сумма, если учесть, как за два дня до смерти матери я покупал бычка за 2, 5 млн рублей и он дал 210 кг чистого мяса, которое было роздано в селе.
А в следующем году 3 февраля, в аккурат, президент Масхадов объявляет победу всеобщего, полного и окончательного исламско-шариатского правления в Ичкерии, имеется в виду в Чечне.

 Думаю,ну хотя бы через четыре месяца после смерти матери, справедливость наконец восторжествует!
В эти воистину радостные дни для всего чеченского народа, я обратился к деятелю  соц. обеспечения районного масштаба, оказать мне услугу для получения государственной задолженности покойной матери, которая выделяет бюджет ненавистной вражеской России.
Тот любезно согласился, но попросил 50% от общей суммы оставить на помощь "бедным, несчастным детям" районных чиновников. И я, как достойный сын собственного народа с радостью согласился.

Так, в ожидании помощи от покойной родной матери в последний раз в жизни,проходит несколько месяцев. Летом достолюбезный чиновник народной бедноты (кстати, из нашего села), то ли случайно, то ли намеренно встречается со мной на чужих сельских похоронах.
Отводя в сторонку просит увеличить доходы за свой труд до невероятных размеров, то есть - до 75 %.

Но позвольте! Если верит мулле, то "закат" (исламский НДС) всего 10% от дохода, но тут же совсем иная статья. Покойная, конечно, не может воспользоваться этими деньгами они, естественно, должны, как ты говоришь, истратиться на благотворительные цели, но это уже моё личное дело как сына. И почему эта благотворительность не может распространяться на внуков покойной женщины? И где эта строчка в Коране?

Мои аргументы не возымели действия, перед работником госаппарата, где действуют шариатские законы, а я человек светского образования и куда мне до него.
Ну раз по иному не получается... . Только не думайте, что я послал его по чеченский, как можно осквернять язык оригинала шариатского (Божьего) закона.

 Я применил к нему чудо русского слова,  с таким удовольствием и с такой ненасытностью, на которое способен разве что мужик четырёхразовой ходки в зону. Мне, человеку, проработавшему не один год в строительстве, как начальник участка с зэками строгого режима не стоило это особого труда.  У моего Божьего человека от удивления челюсть отвис, как у мертвеца.

И в натуре, как выражались Советские зэки, оба мы остались и без тех процентов.

Осенью 1999 года на нашу "справедливейшую" республику напали потомственные враги и совсем пропали бабкины "бабки". Тут, как говорится, это были цветочки, главное в том некому и некуда было жаловаться. Событие в нашей Ичкерии обыденное, в порядке вещей и ясное, как двумя пальцами... об асфальт.

Было бы диво и никто не поверил, если деньги получил бы полностью ещё до похорон матери, как обычно бывает какой- то заброшенной российской деревушке, с полусгнивщийся церковью.

Да, там живут православные, хотя некоторые честно скажут, что не верят в Бога, но окажутся намного правдивее и порядочнее верующих. Но мы- то все поголовно правоВЕРНЫЕ.
 А интересно знать, почему и как мусульмане взяли на себя синоним правоВЕРНЫЙ, так же как - христиане стали называться правоСЛАВНЫМИ?

А скажи такому правоверному "ты есть- гяур*", он объявит и тебе священный джихад.

Р. S.   А мой чиновник по богоугодным делам вовсю трудится и поныне там. Только документы моей покойной матери затерялись в вихре антитеррористического урагана, а его самого и ему подобных не берёт ни одно цунами.

Г1умхо Хукихаджиев.

24 января 2003 г. Районная газета "ЗАМА"- "Время".

  Р. S. 28 июля 2015 года.  Имя и фамилию, по совету тогдашнего редактора, изменил. В целях безопасности и конспирации того времени и на всякий случай для будущего. На сайте моя физиономия и фамилия - настоящие.

  И последнее Р.S. Не долго музыка играла для моего попечителя Богоугодных дел. Давно, как у него отобрали доходное место, им пользуются уже другие чиновники. Место ведь святое, а оно, как говорит русский поп, пусто не бывает.

Гяур*-не мусульманин, но отец считал гяурами -коммунистов. К верующим любой религии говорил- этот термин не подходит. Умер он в 1986 году Эх, дада, дада... 


Рецензии
Здравствуйте, простите,но теперь не знаю как обратиться -Хунки,Хумхо? Про Ичкерию мало кто пишет. А в ваших произведениях именно о ней, об этой удивительной стране , гордом кавказским народом, традициях. Но история тех двух войн ещё в памяти . И кто прав, кто виноват? Я боюсь заглядывать дальше на ваши страницы, чтобы не разочароваться в своих мыслях, ещё и не понятно, насколько вы честны. Этот рассказ мне понравился, написано понятным ичкерским языком(имею ввиду о традициях). Спасибо. С уважением, Сара

Сара Медь   23.12.2017 10:58     Заявить о нарушении
Достолюбезная Сара! Глядя на фотку на вашей странице, я и не подозревал, что такая "...дева с трепетом любви, посмотрит, может быть украдкой, на песни грешные мои". Не бойтесь, Сара, я с Вами честен, клянусь памятью матери, о которой Вы только что прочли!
Здесь начало, и гордость за свой народ, и в то же время разочарование, что их кидают в пучину войны:
http://www.proza.ru/2015/01/07/1733

Гунки Хукиев   23.12.2017 13:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.