Нерациональность веры

Я думаю, Мардохей сознавал, что его отказ поклониться Аману может повлечь смертельную угрозу не только для него, но и для всего еврейского народа. В связи с этим возникает закономерный вопрос: стоило ли ему так рисковать? Нельзя ли было поступить разумнее, осмотрительнее, тактически продумывая последствия своего поведения? Ведь действуй он не так категорично и принципиально, его народ не стоял бы на краю гибели… Все это не праздные вопросы, потому что время от времени – кто чаще, а кто реже – мы оказываемся перед подобными дилеммами, пусть и не такого масштаба.
При ответе на этот вопрос мне хотелось бы сравнить Мардохея и Саула. Дело в том, что конфликт Мардохея и Амана является продолжением древнего противостояния Саула и Агага. Когда евреи выходили из Египта, первым их атаковал Амалик. Поэтому евреям было дано указание свыше стереть память об этом народе (Вт.25:19): «итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь».
Спустя некоторое время после воцарения Саула пророк Самуил напомнил ему об этом повелении: «теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него» (1Цар.15:3). Саул послушался пророка, но не до конца: «Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили» (1Цар.15:9). Самуил сообщил царю: «за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1Цар.15:23).
Потомком этого Агага и был Аман, потомками этого Саула были Мардохей и Есфирь (Есф.2:5). Конфликт продолжается.
Еврейское слово «корчо» («побил сзади тебя») можно перевести еще и как «он охладил твой пыл». Амалик олицетворяет холодный расчет, который заставляет нас подвергать все сомнению. Однако для того, чтобы служить Господу, необходимо переступить за рамки, которые устанавливает разум (Ис.55:8-11).
Наша преданность Богу может колебаться под влиянием внутреннего Амалика, твердящего: «Разумеется, нужно исполнять Слово Божье, но сначала подумай хорошенько: может быть, не все это тебе под силу... Не бери на себя слишком много». Этот голос, исходящий из плоти, из ветхого Адама, прозвучал когда-то через Петра: «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф.16:22).
Гематрия (числовое значение) слов «Амалик» и «софек» (на еврейском языке «сомнение») совпадает. Победа над Амаликом внутри нас означает полное посвящение себя служению Господу, отрицание всех сомнений и колебаний, соблюдение законов Библии с рвением и любовью, часто не объяснимыми законами логики.
Ошибка Саула коренится в том, что он последовал доводам своего разума вопреки повелению Божьему. Он спас стадо Амалика, потому что этого хотел народ. Этот политически верный и логичный поступок шел вразрез с точным указанием, переданным через пророка Самуила. Страх перед людьми у Саула превысил страх перед Богом (1Цар.15:23-26: «согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их»).
Самуил сообщил Саулу: «Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1Цар.15:22). Бог и Его воля бесконечно совершенны и не могут быть целиком и полностью поняты нашим ограниченным сознанием. Мы можем быть настоящими учениками и служителями Господа при условии безоговорочного принятия Его воли. Это качество было воспето преемником Саула Давидом: «Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей» (Пс.130:1-2).
Еврейское слово «домамти» («смирял себя») происходит от одного корня со словом «домем» (евр. «неодушевленный предмет»). Иными словами, в неспособности действовать самовольно Давид уподобился в определенный период своей жизни неодушевленному предмету.
Мардохей и Есфирь вслед за Давидом встали на путь такого самоотрицания и упования на Бога, не поддающегося логическому обоснованию. Попробуйте представить себя на месте Мардохея и задайтесь вопросом, стоило ли его нежелание кланяться потомку Агага смертельной угрозы всему еврейскому народу? Это в высшей степени неразумно и нерационально…
Согласно еврейским преданиям, когда Мардохей увидел Амана, выходящего из царского дворца с выражением злорадства и ликования на лице, он понял, что тот замыслил что-то страшное. Тогда Мардохей подозвал трех еврейских мальчиков, проходивших мимо, и попросил их рассказать последние заученные ими стихи.
Один мальчик процитировал: «Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет» (Пр.3:25). Другой рассказал: «Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!» (Ис.8:10). Третий декламировал следующий стих: «И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас». (Ис.46:4). Лицо Мардохея посветлело.
Он знал великий еврейский секрет: если всерьез, всем сердцем довериться Творцу, если ощутить, что к спасению нет ни одного рационального пути, и ведет к нему только путь полного доверия Творцу, избавление придет. Поэтому Мардохей не кланялся Аману. Ибо его поклоны были бы рациональным планом действий, нарушающим волю Божью в отношении Амалика. Возможно, Мардохей знал, почему был отвержен Богом его знаменитый предок Саул.
В другой ситуации, в рамках светского этикета Мардохей, может быть, не стал бы упорствовать в своем нежелании кланяться, например, как это потом делали Даниил и три его друга. Но – не перед Аманом.
Я читал короткий рассказ про семью, жившую в джунглях. Мама дала сыну какое-то поручение и отправила его из дома, при этом она вышла на порог дома, чтобы проводить его. Мальчик беззаботно побежал по тропинке, но вдруг он услышал встревоженный крик матери «Стой!» Он мгновенно остановился, и это спасло ему жизнь. В нескольких шагах от места, на котором он стоял, как вкопанный, над тропинкой висела ядовитая змея. Мама увидела ее в последний момент. Не понимая еще рациональных причин, по которым он должен остановиться, мальчик прекратил бежать и был спасен.
Недавно у одной семьи из нашей церкви произошел в чем-то подобный случай. Молодая мама пошла с маленькими детьми гулять и отошла недалеко от дома. У них там всегда тихо. Дети побежали под деревья, но тут мама позвала их, чтобы что-то им сказать. Обычно дети не слушаются так быстро, а тут сразу же возвратились к ней. И прямо по этому месту, откуда они отбежали, промчалась со страшной скоростью машина.
На пути полного доверия и послушания Богу, которым шли Давид и Мардохей, нас ждут благословения и защита Всевышнего. Если мы точно знаем о чем-то, что это воля Божья для нас, но в наш разум это решение не вмещается, будем все равно верой принимать путь, предлагаемый свыше. На сегодняшний день для меня это главный урок из истории Мардохея.


Рецензии