Условия становления воспитательной системы в дпо

    Мы живем в мире, где все взаимосвязано и человек является частью всего живого. На сегодняшний день осознание всего этого – одна из главнейших задач всего человечества. Поэтому вся деятельность человека должна учитывать глобальность проблемы природного баланса и строиться в соответствии с этой проблемой. Такая задача в немалой мере стоит и перед дополнительным образованием. И если рассматривать работу в системе дополнительного образования с позиции устойчивого развития, то становится понятно, что здесь необходимо привнести некоторые коррективы, а порой и полностью поменять многое в самой системе воспитания. В связи с этим мы попробуем на примере культурно – досуговой деятельности провести анализ и изложить условия становления воспитательной системы в свете устойчивого развития.
    Человек постоянно находится в определенных условиях, которые в свою очередь влияют на его деятельность, здоровье, отдых и так далее. Поэтому необходимо начать с помещения, в котором находится ребенок во время своего досуга. Главным условием здесь будет соответствие этого помещения нормам жизнедеятельности. Оно должно иметь элементарные условия, где можно организовать место для работы, отдыха, питания и других человеческих потребностей. Чтобы дети и педагоги чувствовали себя удобно и комфортно, и ничего не грозило их здоровью и жизни. А так же помещение должно быть эстетически оформлено и должно содержаться в чистоте и порядке. Оно должно радовать глаз и согревать душу находящихся в нем. Одним словом, сфера быта должна быть культуросообразна.
    Следующая сфера, которую необходимо рассмотреть – это сфера познания. Этот процесс в большинстве своем строится хаотично и зависит от различных факторов (профессиональная компетентность педагога, условия труда и быта, различные положения и законы, материальные возможности и так далее). Здесь почти не учитываются социальные, возрастные и половые особенности детей. Познавательный процесс, в большей своей части, имеет узкое направление, в основном основанный на предметной деятельности педагога. А целью его, за частую, не является ребенок. Все подчиняется планово – отчетной документации, где главным является количественный подход. Так на примере культурно – досуговой деятельности приоритет отдается количеству и масштабности проведенных мероприятий, а цель и содержание уходят на второй план, не говоря уже о качестве мероприятия. Необходимо, чтобы процесс познания строился с учетом всех особенностей ребенка (возрастных, социальных, национальных, половых и так далее). При этом нельзя игнорировать условия быта, атмосферу и безопасность. Необходим личностный и дифференцированный подход к обучению. Процесс должен быть качественным, доступным и разнообразным, учитывая различные типы познавательной деятельности:
· синтетический,
· аналитический,
· сенсомоторный,
· аналитико-синтетический,
· эмоциональный.
Необходимо проявление педагогом гибкости, творческого подхода; внедрение в процесс общечеловеческих ценностей.
    Воплотить все это в действие на самом деле не так просто. Первое, что может быть камнем преткновения, это условия, в которые поставлен педагог, всевозможные рамки различных требований, положений, странных законов, которые диктуют формальный подход, требуя количество, а не качество. Все это в результате не дает педагогу полностью реализовать свой педагогический потенциал и творческие возможности.
    Если возрастные и социальные особенности ребенка еще как то учитываются, то с половыми будет сложнее. Образовательная система уже давно игнорирует этот немаловажный фактор, и продукт подобной деятельности, в виде искалеченной психики ребенка, на лицо. Тем более в системе дополнительного образования мы должны сделать все возможное, что касается данного аспекта и это можно видеть в объединениях ориентированных на половые признаки: спортивные, моделирование, технические – для мальчиков; рукоделие, аэробика, хозяюшка – для девочек.
      А если коснуться сугубо культурно – досуговой деятельности, то здесь также встает необходимость создания мероприятий, учитывая все особенности детей. Например, это может быть подвижная спортивная игровая программа «Веселый зоопарк» - для младших школьников; или для мальчиков старшеклассников – детективная игра «Версия инспектора Варнике». Главное, необходимо тщательно продумать, кому адресовано мероприятие, и исходя из этого, строить все остальное (цель, задачи, ход, содержание и так далее).
    Если исходить из того, что деятельность – это мотивированная система действий и операций, направленных на достижение осознанно поставленной цели, то значит и определяться она будет в зависимости от поставленных целей и задач. Деятельность должна обеспечивать реализацию концепции, проявляясь через содержание. А целью педагогической деятельности всегда является ребенок. И так как на основе педагогической деятельности строится процесс воспитания, то необходимо понимать, что владение только предметной деятельностью не достаточно для педагога. Виды деятельности в зависимости от задач и содержания могут быть разными:
· ценностно-ориентационные,
· познавательные,
· коммуникативные,
· эстетические,
· оздоровительные, и так далее.
Необходим план организации деятельности, чтобы достигнуть конкретного результата в объективно необходимый срок.
    Ценностная ориентация – это система устремлений личности, а так же характер этой устремленности (высший уровень представлений об идеалах, о смыслах жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности каждого человека и составляют внутренний источник его самоактивности). И если говорить о построении цивилизованного общества, то и профессиональная деятельность должна строиться на основе концепции мирового развития цивилизации, то есть устойчивого развития, направленного не в ущерб развитию будущего поколения. Цивилизованный человек вбирает в себя все параметры (интеллигентность, культуру, образование и так далее). Приблизить людей к осмыслению проблемы цивилизации – в этом и состоит задача культурно – воспитательной деятельности. Развитие личности ребенка можно обеспечить только при развитии личности педагога. Выбор ценностей и приоритетов ребенка образовывается уровнем ценностей педагогов. Отсюда следует говорить и о профессиональных качествах педагога (способность к самореализации, высокий уровень культуры, ответственность, коммуникативность, терпение и так далее), так и личностных (духовность, нравственность, оптимизм, высокие моральные качества, любовь к жизни и так далее). И так как педагог вкладывает систему ценностей в цель, то в конечном результате ребенок овладевает этой системой ценностей.
    Исходя из вышесказанного устойчивое развитие – это в первую очередь предполагает психолого-педагогическую грамотность, то есть видение ребенка педагогом.
    Теперь плавно от системы ценностей можно перейти к целеполаганию и способности держать цель. Вот тут то и начинается полная неразбериха: цель сама по себе, деятельность сама по себе, задачи и содержание еще иногда стыкуются, и то при большом усилии. Выше уже было сказано, что цель педагогической деятельности – это ребенок. Но ребенок не вообще, а конкретный, со всеми своими особенностями. И цель, следовательно, должна быть конкретной, а не размытой и непонятной, маскирующейся за общими фразами. Единая цель учреждения дополнительного образования должна отражаться в работе всех отделов и каждого конкретного педагога. Цель важно не только верно сформулировать, но самое главное уметь держать ее. Трактовка цели отражает уровень методологической грамотности педагога, его общий уровень культуры. Если говорить о демократическом отношении, то к формированию цели на определенном этапе можно подключить детей. Необходимо знать, что мы хотим и для чего, как будет выглядеть результат. Поставленные цели должны быть реально достижимыми. Но при этом необходимо понимать, что осознание и принятие цели приходит постепенно. Продекларированная цель еще не является руководством к действию. Формировать цель необходимо на уровне того занятия, которое любит ребенок. Цель должна быть замеряемой:
· познавательно-мировозренческой сферой;
· эмоционально-волевой сферой;
· действенно-практической сферой.
Все эти сферы находятся в гармонии и взаимном дополнении друг друга. Таким образом, можно сказать, целью воспитательной системы является формирование целостного отношения ребенка к себе, к людям, к труду и так далее.
    Когда сформулирована цель, далее необходимо перейти к содержанию. Если брать за основу тематические периоды, которые подчинены общему замыслу, общей цели, то совокупность этих тем и будет определять содержание воспитания, ценностное его наполнение, то есть про что узнают дети. Глубина этого узнавания будет определять устойчивость ценностных ориентаций. Для согласования содержания и способов его освоения необходимо выделить на предварительной стадии последовательность действий. Это должно дисциплинировать все последующие действия и отсекать лишнее. Высший результат тематического периода – это то, какими мы стали, и какими увидели других людей, а не только овладение умением, потому что воспитание занимается отношением человека с миром.
    И вот когда поставлена цель, определены задачи и содержание, вот тут- то определяется та единственная и оптимальная форма, обеспечивающая движение к цели. Это могут быть: выставки, конкурсы, экскурсии, экспедиции, игровые программы, конференции, фестивали, семинары, интегрированные занятия, лектории, праздники, шоу-программы, спектакли, литературно-музыкальные салоны и вечера, концерты, карнавалы, походы, акции. Здесь же нужно сказать и о методах: словесные, наглядные, исследовательская деятельность, коллективное творческое дело и так далее. Формы и методы должны отвечать условиям: интерес, рациональность, эффективность, результативность, активность, природосообразность, эмоциональность и так далее. Говоря о формах в культурно-досуговой деятельности, приоритет отдается таким формам, которые включают в себя развлекательно-образовательные досуговые программы, которые можно разделить по типам:
· зрелищная,
· конкурсно-игровая,
· игра-спектакль,
· праздник,
· длительная досуговая программа, рассчитанная на постоянную аудиторию, подразумевая цикл, и состоит из нескольких этапов.
Эти программы могут быть масштабными и камерными.
    Из огромного числа различных форм деятельности и типов досуговых программ необходимо не только выбрать ту единственную, но и сделать ее качественно, учитывая все вышеперечисленные условия. Особенно удручающе выглядят явные «ляпсусы», поддержанные оптимизмом неведения. Наиболее благоприятной формой для них стали народные праздники. Формальный подход к организации оных наносит ощутимый ущерб отношению детей к национальной традиционной культуре. Нельзя не сказать и о вреде проведения смотров-конкурсов, когда начинают смешивать профессиональные критерии и самодеятельное творчество. При этом субъективные оценки жюри не только травмируют психику ребенка, но и вводят его в заблуждение, так как стирают оценочные критерии, на которые ориентируются дети и педагоги. Процесс приобретает необъективный характер, что влечет за собой скандалы, куда втягиваются даже дети. Если еще говорить о формах досуга, то они в большинстве своем явление художественное, которое создается и живет по законам художественного творчества. Основной инструмент, выразитель идеи – художественный образ. Поэтому здесь, как нигде, необходима педагогическая культура, владение профессией, чувство меры и вкус, грамотное слово, эстетическая взыскательность, интеллект, художественная интуиция и увлеченность. Совокупность всех перечисленных качеств, плюс уважительное отношение к ребенку формирует нравственно-эстетический заряд и предопределяют педагогический эффект именно той формы культурно-досуговой деятельности, которая ведет к поставленной цели.
    Подводя черту под вышеизложенным, хочется еще раз повторить, что целью всей работы с детьми является сам ребенок, и главным законом в работе  необходимо сделать закон – не навреди.
Смирнова Татьяна Леонидовна
Проворнова Татьяна Валерьевна


Рецензии