Пермский этап. Число Рейнольдса

        Южный – это окрайный район Перми, холмистый, поросший елями: самое место для лыжных прогулок. В выходные дни там бывет людно и весело, конечно, если мороз не звереет.  Сегодня как раз мороз отпустил. Две недели столбик термометра колебался между отметками – 35 и - 38.  А нынче потелело до – 20.  Ну, как тут не совершить лыжную вылазку?
    
        Барсуков и его жена, оставив детей на попечение бабушки (мороз-то не детский), отправились с лыжами, с рюкзакми  на Южный, на встречу с морозцем, солнцем и вкусным воздухом. В это воскресенье народу на лыжне было предостаточно. То и дело встречались знакомые и сослуживцы.

        Часа через три, вдоволь накатавшись, Барсуковы стояли на автобусной остановке. Здесь их заметили Аркашины, с которыми Барсуковы поддерживали дружеские отношения. Тут же возникла идея посидеть за столом и покалакать о том, о сем.  Барсуковы пригласили друзей к себе домой.

        Еще с утра Барсуков хотел заглянуть в учебный план на следующую неделю, но начались сборы на лыжную вылазку и он отложил заглядывание на вечер, а вечером --  гости: так и не заглянул. Да вроде бы нечего серьезного и не намечалось.

       Барсуков сидел в преподавательской за своим столом и редактировал рукопись методического пособия. Тихо отворилась дверь и в помещение вошел курсант с красной повязкой на руке.  Он подошел к Барсукову, наклонился и прошептал:

      -- Товарищ подполковник, у вас лекция.

      Барскуова как молотом шибануло:

     -- Где?

     -- В 215 аудитории.

      -- Сейчас буду.

      Курсант вышел, а Барсуков кинулся рыться в своих бумагах, чтобы выяснить  на какую тему лолжна быть лекция. Господи, хорошо, что хоть тема-то оказалась  несложной: «Ламинарное и турбулентое движение жидкости. Число Рейнольдса».

      Барсуков к лекциям горовился очень тщательно. Нксколко раз прогонял доказательства, проигрыыввал текст лекции, отрабатывал  выводы, подбирал интересные примеры, любопытне случаи, готовил для курсантоы курьезные вопросы. 

     Так, например, лекцию по кавитации он начинал следующим образом:

      -- По случаю дня рождения королевы британский флот был выстроен на рейде для парада. На строржевом посту реял сигнал: «Рейд закрыт». Все замерло в ожидании яхты королевы.  И вдруг, нарушая  эту торжественную неподвижнось на рейд вылетело неизвестное судно. Оно нагло мчалось вдоль строя кораблей. Быстроходный эсминец кинулся  в погоню за хулиганом, но догнать его не смог. Капитаном быстроходного судна был инженер Кертис, применивший в качестве двигателя изобретенную им паровую турбину. За хулиганство на рейде его не только не наказали, а, наоборот, пригласили на работу в Адмиралтейство. Так королева, лорды адмиралтейства, человечество впервые познакомились с паровой турбиной и с таким явлением как кавитация,, которая возникала при больших оборотах турбины. Познакомились и очень удивились.

     Понятно, что после такого вступления курсантам бвло очень интересно узнать, что это за зверь такой кавитация, удивившая не толко лордов адмиралткйства, но и саму королеву.

      Слушание  и конспектировани лекции это очень нудное и утомительное занятие, поэтому Барсуков всегда оживлял лекционный процесс веселыми гидравлическими историями, которых случалось много на пути становления данной науки.

     Однако иногда, а именно тогда, когда лекция была втиснута в последние часы учебного дня, никакие шутки уже не срабатывали: во второй половине лекции наступал пик утомляемости.   В этом случае Барсуков поступал очень просто: он объявлял десятиминутный перерыв. Аудитория мгновенно отрубалась, а вздремнув десять минут, становилась вновь работоспособной.

      Короче, лекция – это сложное и творческое действо, требующее  тщзательной подготовки.   А Барсукову предстояло прочесть лекцию экспромтом. Он шел в 215 аудиторию и его била нервная дрожь. Но все обоошлось. Лекция получилась вполне достойной. Курсанты выслушали её с большим вниманием. 

        Когда все волнения улеглись Барсукова посетила удивительная мысль: «Каковы курсанты! По инструкции дежурный обязан в случае неявки преподавателя на занятие доложить об этом начальнику  учебного отдела. После чего бедный преп получал хорошую трепку и кучу неприятностей, причем очень существенных. Наверноое именно поэтому курсанты и не стали капать в учебный отдел, а отыскали меня и нарисовали текущую  ситуацию. Такой поступок требует  отплаты».

      Началась сессия. В училище приключился феномен: учебные группы третьего курса одна за другой сдавали экзамены по гидравлике без двоек. Этим явлением заинтересовался даже зам по науке. Действительно, случай небывалый. Он вызвал Барсукова и озадачил его вопросом:

       -- Алексей Георгиевич, чем объяснить тот факт, что на ваших экзаменах курсанты не получают плохих оценок?

      -- Хорошей подготовкой, я полагаю.

      -- Согласитесь, что это не ответ.

       -- Товарищ полковник, если человек прослушал полный курс лекций и не только прослулщал, но и законспектировал  их, если он выполнил ряд лабораторных работ и домашних заданий, он не может не знать предмета.

      -- Почему же раньше были двойки?

      -- Ну, наверное из-за формального подхода. Экзамен ведь это очень тонкая и нервная штука

       -- Завтра у вас сдает экзамен последняя группа. Я приду посмотреть на ваш неформальный поход.

        Курсант Федоров был в панике. Он взял второй билет, но это  не принесло ему облегчения. Он никак не мог вспомнить порядок вывода уравнения расхода центробежной форсунки. Когда пришла его очередь отвечать он являл собой ничтожное существо с потухщими глазами.

       -- Отвечайте, Федоров.

       -- Я не знаю вывода уравнения расхода форсунки.

     -- Ну, а общее урвнение расхода вы знаете?
 
     -- Да. конечно!

     -- Очень хорошо. А какова физическая сущность такого понятия как напор.

       Курсант ответил

     -- Правильно. А как определяется число Рейнольдса и как оно используется при определении характера течения жидкости?

     Курсант ответлил.

     -- Правильно. Так, с задачей вы справились успещно, основы гидравлики понимаете. Общая оценка – удовлетворительно.

       И последняя учебная группа третьего курса экзамен по гидравлике сдала без двоек. Долг платежом красен!


Рецензии
Понравилось. Спасибо. Здесь не мелочная оплата за услугу массы курсантов, а простое понимание того, что человек так устроен, что даже то, что знает выложить доходчивым языком не может. Преподаватель и должен уметь слышать и чувствовать. А о платеже долга есть анекдот: Молодой лейтенант идет в свой первый наряд по городу от комендатуры начальником патруля и задерживает молоденького сержанта с девушкой около кинотеатра.Без увольнительной... Перед тем, как арестовать и отдать под наказание решил побеседовать... Да, сбежал.. Да после отбоя.. да.. да... и слезная просьба:"Отпустите, товарищ лейтенант, я вам помогу по службе.." Хохотнул, чем это сержантик может помочь офицеру... И отпустил. Дотошный парнишка записал все данные.. Через месяц командир части зачитывает приказ: Лейтенанту ... присвоить звание ст. лейтенанта досрочно и перевести на в другой регион. Прибыл, доложился, получил должность... Через пару месяцев по приказу перевели на службу в Москву с повышением и присвоением следующего звания. На новом месте службы везунчик получает досрочно майора и письмо:"Товарищ майор, чем мог, помог. Дальше просто не могу. Я в штабе армии числюсь писарем по младшему офицерскому составу и на дембель ухожу". Анекдот древний, но по сюжету похоже. С уважением. А. Ломако.

Александр Ломако   09.08.2015 21:10     Заявить о нарушении
Александр, спасибо за анекдот, раньше такого не слышал. А что касается преподавания в высшей школе, то положение там с этим делом очень грустное.

С уважением. Александр

Александр Брыксенков   11.08.2015 13:57   Заявить о нарушении
Александр, я тоже поработал преподавателем в высшей школе, еще в коммунистические времена. Но полностью расстался с преподаванием в конце 80-х, когда мне руководстом кафедры было впрямую указано ставить неуды, чтобы денюжку студенты платили. Я тогда работал чиновником и преподаванием подрабатывал, но не смог набивать карманы за счет тех, кто пришел у меня чему-то научиться. С уважением. А.Ломако.

Александр Ломако   11.08.2015 20:11   Заявить о нарушении