Борис Акунин. Ниндзя против Фантомаса

Б.Акунин. "Смерть Ахиллеса" (1998)

Четвертый роман из серии про нашего доморощенного Шерлока Холмса получился вполне читабельным, и на мой вкус более интересным, чем предыдущий "Левиафан". Но идеальным детективом я бы книгу не назвал. Самый большой недостаток романа – несоответствие серьезной темы политического детектива основной сюжетной линии, уместной только для комикса.

В "Смерти Ахиллеса" Г.Чхартишвили продолжил формальное подражание классикам детектива: если "Левиафан" был данью леди Агате, то здесь писатель взял за основу прием, использованный Конан Дойлем в его повести "Этюд в багровых тонах". В произведении английского писателя имеются две части: первая повествует о расследовании, которое ведут Холмс и Ватсон, а вторая переносит читателя в прошлое преступника – причем в очень далекое прошлое. Этот прием у Конан Дойля портит всю повесть, но Г.Чхартишвили данное обстоятельство не смутило, и он смело его скопировал. И зря – "Смерть Ахиллеса" подробная биография суперубийцы Ахимаса отнюдь не улучшила. Детектив потерял темп, а, точнее, он на этом и закончился, сменившись неторопливой биографической повестью про злого чеченца-киллера.

Но больше всего портят впечатление от романа те амплуа, в которых выступают главные герои: сыщик Фандорин и преступник Ахимас. Фандорин - это добрый ниндзя. И это не мои выдумки: автор постоянно подчеркивает данный факт на протяжении всей повести. Ниндзя в России в конце 19 века? – Для сценария дешевого кинобоевика подошло бы и такое, но для политического детектива это неприемлемо. 

И с кем же этот ниндзя сражается? Авторы Википедии утверждают, что злыдень Ахимас – это и есть Ахиллес, смерть которого вынесена  в названии книги. Обосновывают это тем, что биография Ахимаса якобы напоминает жизненный путь мифологического греческого героя. Возможно, что и так. Вот только кто из потенциальных акунинских читателей знаком с биографией Ахиллеса? И не просто знаком, а помнит, как там у него звали папу и маму, чтобы сравнить их имена с похожими именами ахимасовых предков? Я думаю таких людей на всю Россию раз, два и обчелся. В любой стране найдется пара-тройка уникумов, которые помнят почти все, что прочитали в своей жизни – вроде Дмитрия Львовича Быкова. Все остальные читатели понятия не имеют о схожести имени ахилессовской и ахимасовской родни, и вряд ли сомневаются в том, что Ахиллес – это убитый генерал Скобелев, смерть которого и расследует Фандорин (да и сам автор намекает на это недвусмысленно). Была у генерала ахиллесова пята – блондинистые бабы, и убийца это использовал.

А раз Скобелев – Ахиллес, то Ахимас это кто-то другой. И у меня есть вполне подходящий ответ кто именно, более убедительный, чем у авторов Википедии: он - Фантомас! Ахимас внешне напоминает кинематографического злодея (у того тоже были запоминающиеся глаза), он, как и Фантомас, неуязвим для полиции, склонен к переодеваниям, не рефлексирует по поводу своих преступлений. Но самое главное, что роднит его с Фантомасом – это имя. Если бы Г.Чхартишвили назвал его Магомедом – у читателей никаких бы ассоциаций не появилось, но он использовал совершенно несвойственное жителям Кавказа (да и не только им) имя Ахимас. У обычного русского читателя Ахимас ассоциируется с очень небольшим количеством слов со схожим окончанием – в основном, заграничных: Гондурас, контрабас, баркас, папуас, ловелас, Карабас-барабас, тарантас, Фантомас и … Последнее слово по цензурным соображениям опускаю. Поскольку к этой последней категории Ахимас не относится, ловеласом не является, не папуас и тем более – не Карабас, вывод только один: автор "Смерти Ахиллеса" намекает нам на сходство своего героя именно с Фантомасом. Все просто!
 
Итак, получается, что главное противостояние романа – это ниндзя против Фантомаса… Прямо скажу, звучит совершенно неподходяще для детектива. Сразу вспоминаются кинематографические "шедевры" вроде "Годзилла против Мотры" и "Чужой против Хищника".


Рецензии