Проклятые няши

Ты ведь знаешь очень много, правда? Ты прекрасно разбираешься в тяжёлой музыке, с лёгкостью отличаешь хэви от хард-н-хэви, а финский мелодэт — от шведского, располагаешь полной дискографией Metallica и отмечаешь дни рождения всех любимых музыкантов. Ты гуру перегруженных гитар, ходячая энциклопедия тяжмета, не иначе. Но — спорим, я покажу тебе то, чего ты не видел ещё никогда? То доселе невиданное и невообразимое, чему ты отчаешься искать подходящее название? Да-да, мой бородатый хэдбэнгер: такое ещё существует. Устраивайся поудобнее и встречай: к тебе пришли знакомиться запредельно юные, няшные до безобразия и просто сумасшедшие на всю голову представители самого невероятного направления, имя которому — kawaii metal.

Не исключено, что ты сразу вспомнил про одну японскую группу, стремительно набирающую популярность по всему миру, — но позволь мне не говорить о ней сразу: всему своё время. Давай-ка для начала разберёмся, куда это мы с тобой, собственно, вляпались.

Итак, это новый вирус, в геометрической прогрессии распространяющийся по Стране Восходящего Солнца и поражающий миллионы людей на всей планете. Бродя по просторам Интернета, ты можешь наткнуться на престранное зрелище: ангелоподобные азиатские школьницы, даже не подумавшие переодеть свои клетчатые юбочки, танцуют коллективные танцы, пища мультяшными голосами что-то очень доброе и мелодичное... на фоне разрушительных металлических риффов. Причём музыкантов, эти риффы воспроизводящих, зачастую даже не бывает видно — тяжеляк просто хреначит в записи, в то время как девочки продолжают «развлекаться»; примерно так же выглядят и живые концерты. Порой гитаристы, басист и барабанщик на сцене всё же присутствуют; но в этом случае они задвинуты далеко на задний план, оставляя максимальный простор солисткам коллектива. Появился этот непривычный жанр в результате смешения метала и J-pop / идол-культуры — основной статьи японского шоу-бизнеса, которую kawaii metal, судя по количеству просмотров на ютубе, потихоньку затмевает. Идолы, как я уже отмечал в материале «Femetal», — это артисты юного, нежного и очень нежного возраста, в чьи обязанности входит красиво одеваться и красиво улыбаться, а бонусом к этому они могут уметь танцевать и петь. Таким образом, принципы «кавайного метала» основаны на наибольшем контрасте, какой только возможен в данном случае: совмещении кукольной, в самом буквальном смысле детской няшности с жёсткими, порой предельно агрессивными металлическими элементами.

Поскольку «заражение» происходит действительно стихийно, полностью контролировать его нет никакой возможности; и вполне закономерно, что очень у многих проявляются симптомы альтернативы, а то и самой обыкновенной попсы. Потому, ниже я постараюсь выделить самых ярких и крышесносных переносчиков kawaii, на которых равняются уже все остальные, пожелавшие как следует им переболеть.


FRUITPOCHETTE (FRUPOCHE)

Самые безобидные из «проклятых няш», которые уже не попса, но ещё не вызовут у тебя шок в первые же секунды знакомства, — это скромные и милые Fruitpochette, в Японии известные как Frupoche. Две двадцатилетние девушки, ранее — брюнетка и шатенка, сейчас же — две шатенки, по имени Тератани Мина и Адзума Шиори, стали участницами коллектива в 2012 году. Три официальных клипа, практически идентичных по картинке, — «Tyranny (Parasite)», «Souten (Paradox)» и «Ijin (CleverDick)», — демонстрируют нам солисток в супер-мини-юбках, танцующих и поющих на фоне живой группы, которая исполняет напичканный кибернетикой мелодик-металкор («Parasite» и «CleverDick») либо быстрый пауэр-метал («Paradox»). Собственно говоря, из таких элементов рассматриваемый стиль в основном и состоит — это либо коммерческий вариант модерн/металкора, либо пауэр, причём в той или иной степени в композиции обязательно присутствует электроника.

В совсем ещё маленьком багаже у этой компашки два сингла ('Burning' и 'Destruction'), мини-альбом 'Shippujinrai', а главное — очень крепкий дебютный лонгплей 'The Crest of Evil' (2015), по которому легко отследить, что представляют собой Fruitpochettе в самом широком смысле. Это и возможность послушать приятные, чистые девичьи голоса, и пища для риффовых гурманов, и бальзам на душу эстетам токийской кибер-ночи, и периодически врывающаяся в действие металлическая жесть — в общем, всё самое вкусное и разнообразное, смешанное в свежем, интересном и пока ещё совершенно не избитом коктейле, украшенном причудливым для европейца звучанием японского языка. Разнокалиберность диска подчеркнута ещё и акустической полубалладой «Daten-Shi (Repose)»; однако, подобная композиция в кавайи-метале — огромная редкость, которая обычно не задерживается надолго; что и подтверждает чрезмерно скромная длительность песни — 1 минута 53 секунды...


PASSCODE

А вот тут заражение находится уже на куда более интересной стадии. На первый взгляд классическая кавайная группа имеет одну особенность: композиции Passcode  –  это мешанина стилей, дичайшая эклектика, какую только можно себе представить. Ты можешь в этом убедиться, включив дебютный альбом 'All is Vanity' (2014): в пределах каждой песни ты услышишь кучу темпов, ритмов и направлений — от агрессивного ню/металкора и модерна до J-попа, клубной колбасни и даже драм-н-басса. При этом, что поразительно, припев всегда остаётся неизменным, возникая всякий раз непонятно откуда.

Четыре симпатяшки, на вид не старше 20 лет, очень любят шокировать в начале собственных видео. Притворно улыбаясь и прыгая на солнечной поляне в начале одного из клипов, PassCode отвлекают твоё внимание, чтобы добавить неожиданности резко врубающемуся тяжеляку, следующему далее; а в начале другого, после аж минутной тишины, начинают звучать как музыкальная шкатулка — чтобы ты упал со стула через восемь секунд в момент дикого скрима. В отличие от Fruitpochette, видео PassCode снимают очень разное. Это могут быть танцы на лужайке, перемежающиеся танцами же в тёмном пустом помещении; целый мини-фильм с сюжетом, повествующим об оголодавших участницах, которые отправляются воровать; съёмка поездки по улицам, снятая из кабины фургона; а в одном из клипов герой обнаруживает девочек... в холодильнике, куда они его в конце и утягивают. Названий всего этого безобразия я писать не буду — крайне сложно понять, как называются на латинице творения этой команды, а уж иероглифы тебе и подавно не нужны.

Слушать PassCode я посоветую тем, кто не боится воспринимать песни, весьма непостоянные в своей семантике и энергетике, и в поиске стилевого разнообразия нацелен на макимальную свободу.


DEATHRABBITS (DESURABBITSU)

Три малолетние «белочки» и бешеный инфернальный педофил в противогазе — примерно такое впечатление сложится у тебя при взгляде на клипы этой невероятно странной команды. «Смертельные Крольчата» не похожи ни на кого на свете — что в рамках жанра, что за его пределами. Образованная всего два года назад, группа Deathrabbits включает в себя: Окаву «Булочку» Юзу 2000 года рождения; Ясуи «Карин» Натсурин 2000 года рождения; Мочизуки «Эми» Мани 2002 (!) года рождения; а также центральную фигуру проекта — Акиру Кандзаки, угрожающего 37-летнего мужика в постапокалиптическом костюме, указанного на информационных порталах как Бучо, который является по совместительству менеджером группы и директором их агенства G-angle Records. Соответственно, как ты можешь посчитать сам, самой младшей участнице на момент запуска проекта было всего... 11 лет; и вот уже тогда продюсеры умудрились вложить в детские уста самую несовместимую с их возрастом фразу, которую девчата повторяют сразу в нескольких клипах: «We are Desurabbitsu Death!!» — доносится с монитора, как бы в качестве иллюстрации к провозглашаемому ими стилю Japanese Death Pop. Официальных клипов на данный момент уже целых пять, один другого краше и безумнее.

Самое первое видео «Idle Star Wars» — это наполовину рисованный комикс, в котором каждая из вокалисток имеет собственного персонажа, борящегося с Bucho – тем самым злодеем, стремящимся захватить мир и каждый раз оказывающимся бессильным перед их невинным очарованием. Bucho присутствует в композициях «Крольчат» на равных с девочками, но если те просто поют вполне естественными для себя голосами, то Bucho рычит, кричит, визжит — в общем, всячески старается показать своё от них отличие. И это ему удаётся — настолько разительного контраста ты не встретишь больше нигде. Каждый раз, когда школьницы вступают в свой мультяшный припев после очередного сумасшедшего пассажа, невольно спрашиваешь себя — что это было? И как они вообще выжили-то?..

А самое дикое зрелище — это, пожалуй, второе видео «Koisuru Kisetsu (Love Season)». Если найти его на ютубе с английскими субтитрами, то можно увидеть, как Бучо бродит по разукрашенному пространству, выдавливая бессвязные фразы вроде «Мне нужен апельсин для витамина С! Где вы, зомби с пляжа, мне нужна любовь! Мне нужен солнечный свет для витамина D! Шея жирафа очень длинная и страшная! Призыв разорвать бунт дзюдо!» и тому подобное. Полторы минуты этого ада — и внезапно на экран возвращаются «Крольчата» с ванильными текстами про любовь, разлуку и разбитые сердца, характерными для Deathrabbits. Может, специфика тем и попсовая, — однако, дюже экстремален тут не столько Бучо, сколько сама идея поместить его в детскую песенку; за счёт этого группа и прорывается в топы.

Но если ты, прочитав прошлые абзацы, уже решил, что авторы проекта просто от балды совмещают несовместимое, то включи клип на самый цельный, на мой взгляд, сингл Deathrabbits – «Seven Principles of Deathrabbits Army». Тут всё очень классно как с музыкальной стороны, так и в отношении видеоряда — что и требуется от песни, «провозглашающей» исполняющую её банду. В данном видео приятнее всего выглядят ангельские личики девочек, задорнее всего поставлен их незамысловатый танец и красивее всего подана та самая неожиданная фраза — да-да, которая про «Death». И что-то сдаётся мне, что после этого ты их полюбишь. Правда! Ну как не полюбить таких лапочек, о чём бы они ни пели. Даже если они Смертельные Крольчата. Смерть. Смеееееерть!


LADYBABY

«Меняй правила! Разрушай границы!» – кричит весёлый лозунг над розовым логотипом, объединяющим в себе блестящее сердечко и накаченную руку со стальными бицепсами. В деле правильного стёба Ladybaby пошли дальше всех, выбрав себе в качестве главной няши мощного волосатого мужика в костюме японской школьницы. К тому же, это первая kawaaii-команда, в которой появился самый настоящий гроулинг, – правда, исходит он не от улыбчивых девочек, что разрушило бы на корню всю идею жанра, а от того самого фрика, увлечённого трансвестита и по совместительству профессионального рестлера из Австралии по имени Ледибирд (Ladybeard).

Начинал чувак как актёр, борец и каскадёр; если верить недавнему интервью, игра на сцене была единственным, к чему он был расположен с самого детства. Рестлинг увлекал его всегда, но в родной стране места такому увлечению не нашлось; однако, вскоре Ледибирд переехал в Гонконг, где на металлическом концерте повстречал спортсмена из местной федерации рестлинга. Так началась его большая карьера, в которой пригодились и навыки каскадёра, и желание играть на сцене, и любовь к кросдрессингу, начинавшаяся как обычное дурачество, а потом переросшая в создание собственного образа. А там подоспела и музыка — как выразился сам Ледибирд, «кавайи-кор». Слово нашему герою: «После того как я пришёл в рестлинг, мне захотелось петь в метале, для чего я использовал готовый образ, у которого на тот момент уже имелся круг фэнов. Я исполнял металлические кавер-версии на  кантонские поп-песни, выступая в платье (либо в лифчике — прим. Sirius). После каждого шоу люди подходили ко мне и говорили: ”Это было безумие. Ты должен поехать в Японию, потому что японцы будут в восторге от этого.” В 2011-м я нашёл способ организовать свой тур по Японии. Местным это дико понравилось, а мне, в свою очередь, очень понравилась Япония, так что я решил переехать туда». В Японии Ледибирд попался на глаза ведущему местному кросдресс-фотографу Наоко Тачибане, после чего раскрутился ещё и в качестве модели; потом обложка с гордо красующейся бородатой девочкой оказалась в руках директора одёжного бренда Clearstone – ну а дальше дело оставалось за малым: собрать в одной комнате Ледибирда и двух идол-девочек, надеть на них рекламируемые костюмы и отправить в большое плавание в качестве музыкального коллектива.

О том, что именно исполняют Ladybaby, ты наверняка уже знаешь. Чем-то это смахивает на упомянутых выше Deathrabbits, у которых они, к слову, выступали на разогреве; только генеральный контраст у Ladybaby несколько иного рода. Клип на песню «Nippon Manju» («Японская булочка»), написанную в качестве приветственного «подарка» миру в преддверии Олимпийских игр 2020 года в Токио, уже набрал десятки миллионов просмотров на YouTube. Надо отметить, что, несмотря на всю специфику проекта, трюки с переодеваниями и слоган «Пой! Танцуй! Разрушай!» на личном сайте трансвестита, вся эта клоунада отнюдь не пропадает впустую: подобно многим стёбным группам, Ladybaby не скатываются в бессмысленное фрикачество, а по-настоящему веселят, ни на минуту не забывая о профессионализме подачи и исполнения — пускай и не инструментального, зато во все стороны вокального и танцевального. Хотя, 14-летняя Куромия Реи (чёрненькая), будучи вокалисткой собственной панк-рок-группы, таки правда умеет играть на гитаре, что усиленно и демонстрирует в средней части «Nippon Manju» на пару с профессиональным соло-гитаристом.

А тем временем на подходе — новый сингл «Ultra Lucky», который к моменту выхода статьи должен приобрести ещё бОльшую известность, новые миллионы просмотров, сотни эфиров и интервью — незамеченными Ladybaby не останутся точно. И если так пойдёт дальше, то очень скоро они с лёгкостью уделают всех взятых вместе Биберов, Кончит и прочий гангнам-стайл.



А теперь признайся: ты ведь прекрасно знал, кто у нас сегодня будет напоследок. Что-что? Не знал? Ой, да ладно тебе...


BABYMETAL

"...Да это же известные фрики!" – строчил я гневный комментарий под клипом в социальной сети. "Очень красиво, необычно и до мелочей проработано, и никакого фрикства тут не заметно", – парировал главред, пресекая любые попытки дальнейших возражений... Пришлось мне присмотреться к тому клипу повнимательнее, и в результате я – признаю – проникся по самое не горюй. Причём, в том же самом «Femetal» я успел точно так же обозвать девчонок фриками; но всё, как говорится, познаётся в сравнении — и теперь, оценив старания Deathrabbits и Ladybeard'a,  я торжественно каюсь — был неправ. А пока я определялся с идентификацией столь нового для меня явления, Babymetal, особо меня не спрашивая, потихоньку становились героями целого поколения.

Да, это они основали kawaii metal. Именно отсюда, как говорится, косички растут. Именно на них оглядываются, с ними сравниваются и конкурируют все остальные, кто решил пойти по схожему пути. Это как Dream Theater в прогрессиве или классический Nightwish в оперном метале. Первопроходцы жанра, «Бэбики» держат планку неизменно высоко вот уже более пяти лет, и если кто-то решается приблизиться к ним по уровню, то Babymetal делают ещё один прыжок на новую недосягаемую высоту. А если ты по какой-то причине с ними ещё не знаком, то прошу любить и жаловать!

Началось всё в уже далёком 2007-м, который все хотят вернуть и в котором агенство талантов Amuse Inc. провело очередной песенный конкурс. Будущая солистка «Бэбиков», тогда ещё совсем мелкая Судзука Накамото, заняла на нём второе место, после чего для неё и ещё двух девочек была создана поп-группа Karen Girl's, исполнявшая песни для аниме-сериала Zettai Karen Children. Когда  сериал закончился, группу пришлось распустить; но горевать поклонникам долго не пришлось: на следующий же год Amuse взялось за новую идею, и на свет появилcя новый школьный идол-поп-коллектив — токийский Sakura Gakuin, в который 13-летняя Судзука была зачислена «первоначальным» участником. Вместе с ней среди более чем десятка участниц оказались Моа Кикучи и Юи Мидзуно, будущие MoaMetal и YuiMetal, в тот год — 11-летние; в Токио каждая из них переехала с целью поступить в Sakura Gakuin. Поступить — потому что это одновременно и попсовый хор, и школа талантов, которую девочки оканчивают одновременно со средней школой. Тогда же продюсеру Amuse, известному как Kobametal, ярому поклоннику метала, пришла в голову новаторская идея объединить сверхъяркую японскую идол-культуру со своей любимой музыкой. Обратившись за помощью к хореографу по имени Микико, Kobametal взялся за дело.

Амбициознейший проект, призванный как следует всколыхнуть мировое музыкальное сообщество, вышел на большую сцену в 2010 году. Как таковые Babymetal начинались в качестве дочерней группы при Sakura Gakuin, и в рамках этого в 2011 году был выпущен самый первый, совсем ещё приторно-пижамный релиз «Do Ki Do Ki Morning», включивший в себя сингл и клип. С этого момента трио Su-Metal (Судзука) / MoaMetal / YuiMetal и начало своё триумфальное шествие по просторам Сети. Синглы посыпались один за другим; вслед за «Do Ki...» вышел более энергичный «Headbangeeeeerrrrr!!!!!» (2012), в клипе на который Su-Metal получает таинственный артефакт — ошейник, позволяющий ей хэдбэнгить и петь в металлической группе. В этой песне уже отчётливо слышны метал-элементы — рваные риффы, быстрые соло, а также «закулисный» экстремальный вокал. В том же году появляется ещё один клип — «Iine», в котором совмещены металкор, танцевальная культура и... рэп. Не совсем понятно, зачем он там нужен — даже одежда девчат в этот момент меняется под соответствующий стиль, и последующий контраст с врывающимся в песню оглушительным скримом ситуацию не оправдывает. Впрочем, менеджерам виднее.

В 2013 году Судзука/Su-Metal окончила Sakura Gakuin, вследствие чего Babymetal было решено отделить от «большого» коллектива и сделать полностью самостоятельной группой. Тогда же выходит следующий, уже окончательно приближенный к металу сингл — «Ijime, Dame, Zettai», настоящий пауэр-металлический боевик, конкурирующий не только с японскими образцами, но и с ведущими европейскими представителями жанра. В клипе, одном из ярчайших в карьере группы, во время гитарного соло Moa и Yui хватают электрогитары; однако, в отличие от няш из Ladybaby, “Бэбики”, увы, лишь делают вид, что умеют играть. Впрочем, оставим это на их совести и двинемся дальше.

Следующей высотой для Babymetal стал четвёртый сингл «Megitsune» («Лиса»), сохранивший всю наработанную к тому времени модерновую тяжесть и добавивший в звучание толику упругой кибернетики. В середине же песня неожиданно срывается в жестокий ню-метал с пронзительным скримом — естественно, воспроизведённом с помощью электроники, а не девичьих глоток. Хотя продолжается это всего 16 тактов, впечатление производит неизгладимое.

Ну, и крайней на данный момент ступенью карьеры идолов идол-метала (каламбурчик!) явился одноимённый с проектом дебютный полноформатник — 'Babymetal' 2014 года выпуска. Диск отражает всё, что происходило с коллективом с момента основания; на нём можно услышать и электронное баловство («Gimme Choko!!»), и кибер-танцевальщину («Do Ki Do Ki Morning»), и настоящий метал («Ijime, Dame, Zettai»). Порой, правда, возникает ассоциация с Crazy Frog'ом, квакающим что-то невнятное на фоне признанных мировых поп-хитов; а в «4 no Uta» в одном из кусочков ты услышишь... рэгги. Пожалуй, такую эклектику можно списать на специфику стиля в целом, а ещё на то, что — повторюсь — альбом представляет всю подробную историю динамично взрослеющей группы.

Однако, меркнет абсолютно всё, когда на живом концерте Babymetal исполняют свой самый роскошный, энергетичный и метализированный номер — «Road of Resistance», live-запись которого считается официальным клипом. К неистовствующему в студийной записи ультраскоростному пауэру и ударным, периодически ускоряющимся до уровня бластбитов (!), прибавляется убойный синхронный танец, полыхающий чумовой азиатской энергичностью. Танцуют девчонки под все песни без исключения, но именно «Road of Resistance» становится апофеозом действия, вызывая бешеный сёркл-пит в огромном многотысячном зале. Последняя тоническая нота в записи — как контрольный в голову: стреляет окончательно и наповал. И действительно непостижимо, как «Бэби» в таком режиме выдерживают полуторачасовые перфомансы, — похоже, подобная выносливость доступна только азиатам.

Теперь немного о внешнем. При первом взгляде на их поздние клипы и выступления тебя возьмёт оторопь: что это там за трупаки на заднем плане?.. На самом деле, Babymetal, следуя принципам ими же самими созданного жанра, первыми возвели в культ его величество Контраст, не только нарекнув живых музыкантов всего лишь «аккомпанирующей группой», но и одев их в белые трупные саваны. Также гитаристы и ударник бывают одеты в костюмы скелетов. Таким образом, «Бэби» дали фору всем своим последователям, лезущим вон из кожи, дабы переплюнуть их в оригинальности.

И это я ещё не упомянул про бесконечные бутлеги и официальные DVD, выходящие минимум два раза в год; про мировой Dark Knights Tour 2015, затронувший Германию, Великобританию, США, Мескику, Канаду, Францию, Италию, Австрию и Швейцарию; про стихийно вылезающие отовсюду кавер-группы и пародии... Нечего и говорить: как маркетолог Kobametal попал в самое яблочко. Разумеется, донельзя желанны Babymetal и в России; насколько я заметил, фэны и админы тематического сообщества ВКонтакте (http://vk.com/babymetal) делают всё возможное, чтобы заманить группу в нашу страну. Так что будем надеяться на лучшее; и если московский концерт состоится в реальности, это будет просто потрясающее шоу.


Конечно же, я упомянул далеко, далеко не всех. Kawaii metal многогранен, он расползается по Азии, обрастает подстилями и ответвлениями, и отследить масштабы этой эпидемии совершенно невозможно. К тому же, большинство групп очень похожи друг на друга либо расположены слишком близко к популярной музыке — а потому, вряд ли способны заинтересовать тебя как следует. Если хочешь, загляни на сайт kawaii-metal.com, там ты найдёшь остальные коллективы, ищущие славы в данном жанре и составляющие музыкальную карту даже не нового века, а — фактически — новейшего десятилетия. Тех же, о ком поведал я, уже вполне достаточно, чтобы понять, что оголтелыми металлерами необязательно должны быть зрелые мужики и пафосные оперные певицы. Правильные дети тоже могут дать жару!!!


Рецензии